Елена Антонова
Социо-игровая технология для дошкольников по ФГОС (из опыта работы)
В период дошкольного детства ребёнок активно познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребёнка в этот период – семья и, конечно же, детский сад.
Детский сад – ступень, на которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия с другими детьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими, и вместе с ними узнаёт много нового и интересного.
Новизну моей работы представляют социо-игровой технологии (развитие
Публикация «Социо-игровая технология для дошкольников по ФГОС (из опыта работы)» размещена в разделах
ребенка в игровом общении со сверстниками. Главные компоненты технологии :
слушать - делать - говорить, авторами которой были Е. Е. Шулешко, В. М.
Букатов, А. П. Ершова, их идея адаптирована к собственно профессиональной
деятельности по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников.
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя
как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность,
самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно
учиться и самосовершенствоваться.
Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило
политики – не слишком управлять…» - т. е. чем меньше мы управляем детьми, тем
более активную позицию они занимают в жизни.
Непосредственно образовательная деятельность организуется как игра-жизнь между микро-группами детей (малыми социумами – отсюда и термин социо-игровая) и одновременно в каждой из них.
Технология системно используется как в непосредственно образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей.
Целью технологии является формирование коммуникативных навыков общения.
В рамках данной технологии я ставлю такие задачи: помочь детям научиться эффективно общаться; сделать образовательный процесс более увлекательным для детей; способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества; воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое.
Соблюдаю золотые правила социо-игровой педагогики; работа малыми группами,
смена лидерства, двигательной активности и смена мизансцены, смена темпа и
ритма, ориентация на принцип полифонии («За 133 зайцами погонишься, глядишь и
наловишь с десяток»).
При общения детей в рамках технологии формирую у детей правила и культуру общения; общение является целью – то есть, ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу;
И общение – это педагогическое средство, т. е. через общение дошкольник обучается.
Я использую классификацию игр социо-игровой направленности, предложенную Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой и В. М. Букатовым:
Игры для рабочего настроя-главные; Игры-разминки (разрядки); Игры социо-игрового приобщения к делу; Игры творческого самоутверждения; Игры вольные (на воле).
Я считаю, плюсами социо - игрового стиля, является, то, что педагог выступает равноправным партером; дети ориентированы на сверстников, они самостоятельны и инициативны, сами устанавливают правила игры; общение детей происходит внутри микро-групп и между микро-группами; Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.
А теперь хочу вам представить игры, применяемые мной в социо-игровой технологии.
Игры-задания для рабочего настроя : можно предложить спеть хоровую песню про
дружбу, хорошее настроение;
«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке,
передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу. Варианты:
передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему.
Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
«Карлики-великаны», «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит», «Дотронься до». Игры: «Встаньте те, у кого…», «Ласковый мелок», «Передай движение», «Путаница» : вызывающие у детей умение чувствовать своего партнёра, приходить с ним к согласию, тем самым формируя в группе доверительную и дружескую обстановку.
«Руки-ноги». Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т. п., хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т. п.) . Последовательность движений, хлопков, темп могут меняться.
Игры для социо-игрового приобщения к делу
Развитие навыков партнерского общения. Важно, чтобы каждый ребенок почувствовал свою значимость и ощутил принадлежность к группе, внес свой вклад в общее дело, делясь идеями.
Это может быть совместное с детьми планирование. Здесь возможны два случая. Решение о выборе игры принимается в результате общего группового обсуждения, когда все члены группы, включая педагога, по очереди высказывают свои предложения и обсуждают их.
Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.
Игра «Изображение предметов». Цель: воспитывается наблюдательность, воображение, умение видеть другого. Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.
«Тело в деле»
Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т. п.) . Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».
Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на непосредственно-образовательной деятельности и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».
Для подведения итогов в конце каждой образовательной деятельности дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями.
Игры вольные (на воле)-игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т. е. их не всегда можно выполнять в комнате.
Придерживаемся правил. 1. Один за всех и все за одного;
2. Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана.
3. Одна команда отвечает, другие внимательно слушают.
4. Когда работаешь, не мешай другим.
5. Справился сам, помоги другу.
6. Главное- не бояться доказывать свою правоту.
7. Умей принять помощь.
Сюжетно - ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения.
Одним из условий эффективной работы по формированию коммуникативных навыков у детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО является вовлечение родителей в образовательную деятельностью. Мной организуются разные формы работы с родителями : индивидуальные и подгрупповые беседы, родительские собрания, анкетирования, консультации и др.
Т. О. Внедрение социо-игрового подхода в коммуникативное развитие дошкольников способствует успешному формированию у детей навыков слаженной работы, таких как, умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому, а также способствовать развитию активной у них позиции, самостоятельности и творчества, обеспечивая в дальнейшем формирование предпосылок учебной деятельности, что соответствует п. 4.7 ФГОС ДО.