Мартынович Раиса Валентиновна
Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС.
(Из опыта работы).
Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания. Педагоги первых классов начальной школы не смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского сада. Если старшие дошкольники не знакомы со школой и не имеют никакого представления о том, что их ждет за школьным порогом, будет очень непросто воспитать у них желание учиться.
Публикация «Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС, (Из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС — «научить учиться». Причем желание и умение учиться начинают формировать не в школе, а в раннем дошкольном возрасте.
«Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я пойму, дай попробовать — и я запомню». Информация, преподносимая педагогом, не должна восприниматься пассивно. Знания передаются дошкольникам не в готовом виде, а осваиваются ими в процессе совместной с воспитателем деятельности. Так развивается сотрудничество взрослого и ребенка, коммуникативные способности детей. У дошкольников формируют психологические качества, облегчающие овладение учебной деятельностью:
*инициативность,
*самостоятельность,
*креативность,
*любознательность,
*произвольность.
Работа по преемственности ведется по трем основным направлениям: работа с детьми, взаимодействие педагогов, сотрудничество с родителями.
1. Работа с детьми:
*экскурсии в школу с посещением спортивного зала, класса, библиотеки, столовой и т. д. ;
*знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
*проведение совместных спортивных мероприятий и праздников (праздник первого звонка, праздник букваря и др.);
*участие детей в адаптационных занятиях с учителями и специалистами начальной школы;
*подготовка совместных театральных представлений, выставок художественных работ.
2. Взаимодействие педагогов:
*посещение воспитателями уроков в первом классе и учителями — образовательной деятельности в ДОУ;
*анализ диагностики психологической готовности к школьному обучению выпускников ДОУ;
*анализ результатов адаптации первоклассников к школьному обучению;
*проведение совместных семинаров, мастер-классов, «круглых столов»;
*педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями:
*дни открытых дверей в школе и в детском саду;
* встречи родителей с будущими учителями;
* консультации с педагогами ДОУ и школы;
*визуальные средства общения (стендовый материал, выставки и др.);
*совместные родительские собрания, дискуссионные клубы.
Если целенаправленно заниматься формированием преемственности, это поможет детям проявить волевые усилия, инициативность и уверенность в себе, креативность и положительное отношение к себе и своим товарищам при переходе в первый класс.
Переход между периодом дошкольного детства и началом обучения в школе очень сложен. Не напрасно в первом классе уделяется так много внимания адаптации детей. Преемственность детского сада и школы помогает сделать образовательную среду единым целым.
И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.
Поэтому основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:
- создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);
- улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;
- углубление интереса к жизни в школе;
- оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.