Юлия Щербакова Нестерова
Консультация «Социализация воспитанников детского дома»
▼ Скачать + Заказать документы
ГКОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Чебеньковский детский дом Оренбургского района»
ПРОГРАММА
Экономическое воспитание воспитанников-выпускников.
2018– 2019 год
Воспитатель :
Щербакова Ю. В.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ВВЕДЕНИЕ… 3
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…. 4-8
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ… 8- 17
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ…. 18
Публикация «Консультация „Социализация воспитанников детского дома“» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…. 19-20
Введение
Актуализация программы
Потеря семьи – тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе. Воспитанники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей испытывают серьезные трудности, после выпуска, оказавшись перед необходимостью самостоятельно решать свои жизненные проблемы.
Для большинства выпускников характерны:
- неразвитый социальный интеллект. т. е не способность применять на практике полученные знания, умение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним;
- иждивенчество;
-непонимание материальной стороны жизни;
- склонность к асоциальному поведению;
- завышенная или заниженная самооценка;
- неадекватность уровня притязаний;
У воспитанников – масса проблем, одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека.
Цель Программы: подготовка воспитанников и выпускников к самостоятельной жизни, направленная на личностное и профессиональное самоопределение, приобретение правовых, социально-экономических, социокультурных, психолого-педагогических знаний и жизненных навыков для полноценного развития, жизнеустройства и адаптации в обществе.
Задачи Программы:
- подготовка воспитанников-выпускников к самостоятельной жизни;
- создание условий для позитивной социализации воспитанников-выпускников;
- теоретическое и практическое обеспечение процесса социальной адаптации воспитанников-выпускников;
Мероприятия по подготовке воспитанников-выпускников к самостоятельной жизни
Раздел 1. " Формирование коммуникативных навыков".
Раздел 2. " Взросление".
Раздел 3. " Приобретение бытовых навыков. Жилище. Одежда. Обувь".
Раздел 4. "Жизненное и профессиональное самоопределение".
Раздел 5. "Формирование навыка планирования личного бюджета".
Раздел 6. "Формирование здорового образа жизни".
Раздел 7. "Повышение правовой грамотности".
Раздел 8. "Транспорт. Торговля. Связь".
Раздел 9. "Социальная защита".
Пояснительная записка.
Экономическое воспитание как доминирующее направление реабилитации и социализации воспитанников детского дома. Экономическое воспитание – организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономического сознания воспитанников, в процессе осуществления которой они усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, развитии производительных сил, производственных отношениях, действующем хозяйственном механизме. Из ежегодного послания Путина В. В. Парламенту от 3.12.2015 г. :«Российскую школу, дополнительное и профессиональное образование, поддержку детского творчества нужно настроить на будущее страны, на запросы как людей, молодых людей в данном случае, так и на запросы экономики, имея в виду перспективы ее развития. Им, ребятам, предстоит решать еще более сложные задачи, и они должны быть готовы стать первыми, стать не только успешными в профессии, но и просто порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой» Нормативные документы:
1. Конвенция ООН о правах ребенка
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российского образования на период до 2020 г.
Возникает противоречие между социальной значимостью экономического воспитания и условиями жизни детей в детском доме (гиперопека, решение всех проблем за детей и др.). Детям необходимы знания для принятия решений в жизненных ситуациях в области владения и распоряжения собственностью, выборе способа сбережений и т. д. Формирование основ экономической компетенции воспитанников детского дома, обеспечивающих им успешную реабилитацию и социализацию в самостоятельной жизни. Необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах как эквиваленте человеческого труда и др.) Экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; умение организовать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств; проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.) Экономически значимые качества личности (бережливость, трудолюбие и аккуратность и др.) Качества креативной личности (гибкость мышления, умение работать в команде, принимать решения в нестандартной ситуации) Экономические потребности (потребность в творческом труде, в достижении высоких результатов с наименьшими затратами, в уважении со стороны других людей и самоуважении, в сохранении и приумножении природных богатств)
Раздел Воспитанники должны знать и уметь
1 блок. Мероприятия по подготовке воспитанников-выпускников
к самостоятельной жизни
Раздел 1.
"Формирование коммуникативных навыков". Воспитанники должны знать :
- формы общения со старшими и сверстниками при встрече и расставании, с просьбой, вопросом к старшим; формы выражения благодарности;
- иметь представление об этикете и манерах;
- виды положительных и отрицательных эмоций;
- признаки стресса и способы оказания первой помощи в острой стрессовой ситуации;
- принципы антидепрессивного поведения;
- способы бесконфликтного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- знать номер телефона "Доверие".
Раздел 2.
«Взросление». Воспитанники должны знать :
- признаки взросления, роли мужчины и женщины в обществе;
- представление о родословной, корнях семьи, гендерных ролях, разной степени юридической ответственности в соответствии с Гражданским кодексом РФ;
- основные статьи Уголовного кодекса РФ, определяющего права и ответственность участников "непростых ситуаций".
Воспитанники должны владеть :
- навыками общения с противоположным полом;
- навыками ассертивного поведения в межличностном взаимодействии;
- навыками различия манипуляций в межличностном общении.
Раздел 3.
" Приобретение бытовых навыков. Жилище. Одежда. Обувь". Воспитанники должны знать :
- правила личной гигиены подростков, периодичность и правила ухода за зубами, волосами (средства борьбы с перхотью, руками, ногами, внешним видом;
- правила закаливания организма, правила обтирания;
- требование гигиены сна и подготовки домашних заданий;
- виды декоративной косметики и ее назначение;
- виды жилых помещений в городе, деревне, их различия;
- гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки, правила пользования пылесосом, правила, последовательность и периодичность уборки кухни, санузла, правила ухода за ванной, раковиной, унитазом, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при пользовании бытовыми электроприборами, уборке кухни и санузла;
- виды одежды и обуви; снятие мерок (размеры);
- правила ухода за одеждой и обувью;
- технология мелкого ремонта одежды;
- правила ручной, машинной стирки, особенности средств бытовой химии для стирки.
Воспитанники должны уметь :
- навыки ухода за собой;
- подбирать косметические средства для ухода за кожей лица, рук, ног;
- навыки ухода за одеждой и обувью, жильем;
- навыки обустройства жилого помещения;
- основные навыки приготовления пищи и сервировки стола;
- основные навыки ценностного отношения к себе и окружающим.
- подписывать адрес на конвертах;
- производить сухую и влажную уборку помещений (повседневную и углубленную, чистить ковры, книжную полку, батареи, ухаживать за полом, производить уборку кухни, санузла, ухаживать за ванной, раковиной, унитазом, использовать бытовые химические средства, применять средства защиты при использовании бытовой химии;
- возможные ситуации аварийного характера в жилище (пожар, затопление, повреждение конструкций и т. д.);
- подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону и размеру, различать их назначение (повседневная, праздничная, спортивная);
- сушить мокрую одежду и обувь; чистить, готовить к хранению;
- подбирать крем и чистить кожаную обувь;
- пришивать пуговицы, кнопки, петельки;
- зашивать одежду по распоровшемуся шву;
- сортировать, замачивать, стирать, полоскать, отжимать и сушить одежду из разных видов ткани, пользоваться средствами бытовой химии.
Раздел 4.
"Жизненное и профессиональное самоопределение". Воспитанники должны знать :
- представление о мире профессий, понятия "профессия", "специальность";
- понятие "способности", факторы (способности, желания, требования, определяющие выбор профессии;
- знать свои интересы, способности;
- правила построения жизненного плана;
- правовые аспекты, связанные с получением образования.
Воспитанники должны уметь :
- анализировать прошлый опыт, прогнозировать будущее, планировать день, строить жизненные планы;
- осознанно относиться к своему будущему;
- понимать иерархию своих ценностей;
- искать информацию, связанную с выбором профессии;
- принимать решение;
- спланировать свой жизненный план на ближайшую перспективу;
- учитывать свои способности и особенности здоровья при определении видов профессий и специальностей, которыми они могут овладеть.
Раздел 5.
"Формирование навыка планирования личного бюджета". Воспитанники должны знать :
- понятия "рынок", "товар", "деньги", "бюджет", "плательщик", "счет", "реквизиты", "банк";
- основные финансовые документы;
- правила оформления и оплаты счетов;
- правила экономии, виды и цели сбережений, порядок помещения денег в банк, виды лотерей;
- периодичность и порядок оплаты коммунальных услуг, услуг связи и др. ;
- порядок планирования крупных покупок;
- примерную стоимость одежды, обуви, мебели и т. д.
Воспитанники должны уметь :
- планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности;
- оплачивать коммунальные и другие виды услуг.
Раздел 6.
" Полезная экономика ". Воспитанники должны знать :
- основные статьи расходов в семье
- правила учета расходов
- порядок расчета квартплаты
- периодичность и порядок оплаты коммунальных услуг, услуг
телеграфа.
- порядок планирования крупных покупок
- примерную стоимость одежды, обуви, мебели и т. д.
Воспитанники должны уметь :
- подсчитывать расходы
- планировать расходы на день, две недели
-стоимость показания счетчика, подсчитывать стоимость.
-израсходованной электроэнергии, заполнять квитанции.
-оплачивать коммунальные и др. платежи планировать крупные покупки.
Раздел 7.
"Повышение правовой грамотности". Воспитанники должны знать :
- нормы и правила, принятые в обществе;
- символы, функции государства;
- общее представление о гражданской ответственности;
- основные документы, регулирующие права и обязанности граждан (Конституция, Гражданский, Семейный и другие кодексы);
- сведения об уголовной ответственности граждан;
- культуру безопасного поведения в обществе;
- правила поведения с работниками правоохранительных органов.
Воспитанники должны уметь :
- получать необходимую информацию о правоохранительных органах;
- писать заявление в правоохранительные органы;
- соблюдать нормы и правила, принятые в обществе.
Раздел8.
"Транспорт. Торговля. Связь". Воспитанники должны знать :
- наиболее рациональный маршрут проезда до места проживания;
- правила передвижения на велосипеде;
- правила поведения в пригородном железнодорожном транспорте, порядок действий при авариях, хулиганских действиях и т. д. ;
- правила поведения в транспорте и на улице;
- правила дорожного движения;
- понятия "товар", "услуга", "кредит", "рассрочка";
- правила покупки товаров в кредит и в рассрочку;
- права и обязанности потребителей;
- виды связи, профессии работников связи;
- правила общения в сфере услуг.
Воспитанники должны уметь :
- соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу);
- соблюдать правила дорожного движения;
- ориентироваться в расписании движения пригородного транспорта;
- соблюдать правила этикета при общении с работниками сферы услуг.
Раздел 9.
"Социальная защита". Воспитанники должны знать :
- понятия "социальное обеспечение", "категории населения", "налоги", "пенсионное страхование";
- местонахождение организаций социального обслуживания;
- основные функции системы социального обеспечения в государстве;
- структуру, деятельность центров социального обслуживания населения;
- правила общения со специалистами данных организаций.
Воспитанники должны уметь :
- письменно или устно обращаться в организации социального обслуживания населения;
- получать необходимую информацию о данных организациях.
Учебно-тематический план
Раздел Тема Часы Дата проведения
Сентябрь
"Формирование коммуникативных навыков".
Разновидности общения 1 01.09.2018
Дружба или другие чувства 1 02.09.2018
Тренинг «Ищу друга» 1 08.09.2018
Мой гнев. Навыки саморегуляции 1 09.09.2018
«Я глазами других. Критика» 1 15.09.2018
«Ярмарка достоинств» 1 16.09.2018
Правила общения со старшими и сверстниками при встрече и расставании, Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим; формы выражения благодарности. 1 22.09.2018
«Жить в обществе и быть отдельно от общества – нельзя» 1 23.09.2018
«Стресс и как с ним справиться»
1 29.09.2018
«Управляю своими эмоциями»
1 30.09.2018
Итого: 10 10
Учебно-тематический план
Раздел Тема Часы Дата проведения
Октябрь
«Взросление».
«Сложности взросления и отличие подростков от взрослых» 1 6.10.2018
«День рождения - День взросления» 1 7.10.2018
Диспут «Легко ли быть взрослым?» 1 13.10.2018
«Взрослые взаимоотношения» 1 14.10.2018
«Мы растем, растет круг нашей ответственности» 1 20.10.2018
«Новые мы, новые отношения» 1 21.10.2018
«Мы выбираем, нас выбирают. Мальчик с девочкой дружил» 1 27.10.2018
«Роль мужчины и женщины в обществе» 1 28.10.2018
Итого: 8 8
Учебно-тематический план
Раздел Тема Часы Дата проведения
Ноябрь
" Приобретение бытовых навыков. Жилище. Одежда. Обувь".
«Гигиена подростка. Уход за кожей лица, телом, волосами» 1 3.11.2018
«Гигиена умственного труда и отдыха» 1 4.11.2018
Приготовление пищи по рецепту кулинарной книги. «Я умею готовить» 1 10.11.2018
«Уход за одеждой и обувью» 1 11.11.2018
Экскурсия в ЖКХ. Взаимодействие с жилищными организациями их деятельность и услуги. 1 17.11.2018
Реставрация одежды, ремонт обуви. 1 18.11.2018
Санитарное состояние жилых и не жилых помещений. 1 24.11.2018
Косметический ремонт жилых помещений 1 25.11.2018
Итого: 8 8
Учебно-тематический план
Раздел Тема Часы Дата проведения
Декабрь
"Жизненное и профессиональное самоопределение". Круглый стол «Мои жизненные планы» 1 1.12.2018
Практикум «Деловое письмо (заявление, анкета, резюме, автобиография)»; 1 2.12.2018
«Тяжело в ученье, легко в бою» 1 8.12.2018
Оказание помощи при постановке в Центр занятости населения и трудоустройстве; 1 9.12.2018
Значение темперамента и характера в профессиональном определении 1 15.12.2018
Экскурсия на Рынок образовательных услуг 1 16.12.2018
«Здоровье и выбор профессии» Классификация профессий 1 22.12.2018
Беседа «Дисциплина труда»; 1 23.12.2018
Итого: 8 8
Учебно-тематический план
Раздел Тема Часы Дата проведения
Январь
"Формирование навыка планирования личного бюджета". Деньги их назначение.
1 5.01.2019
Карманные расходы. Планирование бюджета на день, неделю, месяц. 1 6.01.2019
Потребительская корзина- что это?
Постоянные, непредвиденные, переменные расходы. 1 12.01.2019
«Что такое сберегательная книжка?»
«Финансовые документы» 1 13.01.2019
«От чего зависит благосостояние человека?» 1 19.01.2019
«Расчеты за коммунальные другие виды услуг» 1 20.01.2019
Экономическая игра «Легко ли стать миллионером» 1 26.01.2019
Правила экономии. Вклады, лотереи, кредиты. 1 27.01.2019
Итого: 8 8
Учебно-тематический план
Раздел Тема Часы Дата проведения
Февраль
" Полезная экономика ". Понятие бюджета в семье 1 2.02.2019
Основные статьи расходов семьи (питание, содержание жилища, приобретение одежды и обуви, культурные потребности, помощь родственника) 1 3.02.2019
Аптека и оптика. 1 9.02.2019
Основные статьи расходов семьи (питание, содержание жилища, приобретение одежды и обуви, культурные потребности, помощь родственникам) 1 10.02.2019
Экономический тест: «Хорошо ли мы знаем продукты потребления»
1 16.02.2019
Планирование расходов на день, две недели с учетом бюджета и состава семьи. 1 17.02.2019
Экскурсия в продовольственный магазин.
Приобретение продуктов.
1 23.02.2019
Рациональное потребление одежды» 1 24.02.2019
Итого: 8 8
Учебно-тематический план
Раздел Тема Часы Дата проведения
Март
"Повышение правовой грамотности". «Имею право- обязан.» 1 2.03.2019
«Правила и законы» 1 3.03.2019
«Я-гражданин Российской Федерации» 1 9.03.2019
Административная и уголовная ответственность подростков.
ответственности гражданина РФ. 1 10.03.2019
Встречи и профилактические беседы с инспекторами ПДН ОМВД России по МО в п. Чебеньки, сотрудниками полиции 1 16.03.2019
Права и льготы выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 1 17.03.2019
«Конституция - Основной закон государства» 1 23.03.2019
Рисование рисунков на тему: «Мои права». 1 24.03.2019
«Правоохранительные органы»
Экскурсия в Следственный комитете 1 30.03.2019
Худ. фильм Уголовный кодекс РФ для школьников. 1 31.03.2019
Итого: 10 10
Учебно-тематический план
Раздел Тема Часы Дата проведения
Апрель
"Транспорт. Торговля. Связь". «Я покупатель, потребитель» 1 6.04.2019
Правила поведения в транспорте. 1 7.04.2019
Правила общения в сфере услуг. 1 13.04.2019
Станционные игры «Мы в большом городе» 1 14.04.2019
Экскурсия в сбербанк. 1 20.04.2019
Экскурсия в магазин, рынок 1 21.04.2019
«От телеграфа до интернета» 1 27.04.2019
Экскурсия на ж\д вокзал, изучение правил приобретения билета 1 28.04.2019
Итого: 8 8
Учебно-тематический план
Раздел Тема Часы Дата проведения
Май
"Социальная защита". «Социальные гарантии для граждан различных категорий» 1 4.05.2019
«Организации социальной защиты».
1 5.05.2019
Экскурсии в организации социального обслуживания населения. 1 11.05.2019
«Пенсионное страхование» 1 12.05.2019
Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 1 18.05.2019
Заполнение почтовых бланков, конвертов. 1 19.05.2019
Правила общения со специалистами службы социальной защиты. 1 25.05.2019
Беседа «Семейный кодекс семьи»; Посещение ЗАГСа 1 26.05.2019
Итого: 8 8
Ожидаемые результаты реализации программы
- решение проблемы социальной адаптации в обществе, предупреждение правонарушений воспитанников-выпускников;
- повышение качества жизни и социальной защищенности воспитанников-выпускников;
- повышение учебной и профессиональной мотивации воспитанников-выпускников к обучению в организациях профессионального образования;
- увеличение числа выпускников, успешно адаптированных в новых социальных условиях;
- увеличение числа выпускников, трудоустроенных по полученным специальностям;
- снижение уровня социальных девиаций среди воспитанников-выпускников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев Л. И. К вопросу об общем понятии права. //Государство и право. – 1994.-№ 3.
2. Богданов Г. Т., Богданович Л. А., Полев А. М. Супружеская жизнь: гармония и конфликты. – М. – 1991.
3. Даренко Е. П. Азбука этикета. //М., 1996
4. Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности. //Государство и право. – 1994.-№ 3.
5. Лившиц Р. З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов. //Современное государство и право. – 1990.- № 1.
6. Рожков М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Проблема социального воспитания детей-сирот. //Ярославль,- 2002.
7. Сидорова Л. К. Программа социального воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М, 2003
8. Сниваковская А. С. Как быть родителями. // М., - 1986.
9. Сатир В. Как строить себя и свою семью. -М. : Педагогика-Пресс, 1992г.
10. Соенко В. А. Бюджет семьи. //М., 1983.
11. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. //М., 1989.
12. Что нужно знать о праве, о преступлении, об уголовном процессе. //В помощь выпускнику детского дома. – М. – 1998.
13. Что нужно знать о трудовых отношениях. // В помощь выпускнику детского дома. – М. – 1998.
14. Этика и психология семейных отношений. //ред. Гребенников И. В. – М. – 1984.
Вопросы психологии. - 2001.- No 3.- С. 1 – 78.
15. Кон, И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон. – М., 1979. – С. 24 -45.
16. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб. ,2000.- 122с.
17. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник для
студ. сред. пед. учеб. заведений / Т. А. Куликова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.,
2000.- 264 с.
18. Лисина, М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками : общее и
различное / М. И. Лисина. - М., 1980.- 237 с.
20. Маценова, Е. Б. Представления о семье в разных группах старшеклассников
и студентов : автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук / Е. Б. Маценова. – М., 2003.- 276 с.
21. Самсонова, П. В. Роль родительской семьи в формировании представлений
подростков о будущей семье : тезисы второй всероссийской научной конференции / П.
В. Самсонова // Психологические проблемы современной российской семьи : (25-27
октября 2005г.) : в 3-х ч. – М., 2005.- С. 14 – 23.
22. Д. В. Колесов Р. Д. Мам «Основы гигиены и санитарии», изд. «Просвещение», г. Москва, 2000 г. «Как правильно выбрать продукты», изд. «Сталкер», Москва, 2006 г.
23. Н. Г. Суворова «Основы правовых знаний», изд. «Новый учебник», Москва, 2004 г.
24. Ю. К. Скрипкин «Гигиена юноши», «Медицина», Москва, 2002 г.
25. Н. Коростелев «Домашняя энциклопедия, «Знание», Москва, 1995 г.
26. Н. В. Тамарская, А. А. Власова «Подготовка выпускников детских учреждений для детей-сирот к трудоустройству», РГУ им. И. Канта, Москва 2009 г.
27. Л. В. Байбородова Л. В. Серебренников, А. П. Чернявская «Профориентация и самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» РГУ им. И. Канта, Москва 2009 г
28. М. И. Рожков, Т. Н. Сапожникова «Социально-педагогическое сопровождение трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников детских учреждений для детей-сирот», РГУ им. И. Канта, Москва 2009 г.
29. Л. В. Алберте, И. П. Литвинова, А. П. Масилюне «Семья принимает гостей» изд. «Профиздат»,г. Москва,1986г.
30. Л. В. Прошина «Семья: 500 вопросов и ответов» изд. «Мысль», г. Москва, 1992 г.
31. Ю. А. Хацрова «Умеете ли вы отдыхать?», «Физкультура и спорт», Москва, 1988г.
32. М. Я. Студеникин «Книга о здоровье детей», «Народные советы», Минск, 1986 г.