Лобанова Надежда Владимировна
Социализация учащихся старших классов детского дома-школы на уроках литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни – основная задача педаго-гического коллектива образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Актуальность проблемы обусловлена изменением общественных и социокультурных требований к молодым людям, начинающим самостоятельную жизнь вне стен детского дома, а также особен-ностями личности ребенка, воспитуемого вне семьи.
Публикация «Социализация учащихся старших классов детского дома-школы на уроках литературы» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Литература. Уроки литературы
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Старшая школа. 10-11 класс
- Темочки
Мы, взрослые, знаем, какими трудными бывают вхождение в коллектив, профессиональное становление. Не каждый способен преодолеть эту «полосу препятствий», выстоять, не спасовать перед трудностями. Человек живет среди людей и не всегда может выстроить с ними отношения. Вот почему в детских домах и школах-интернатах уделяется большое внимание проблеме социализа-ции старшеклассников.
Педагогам важно сосредоточить усилия на воспитании в детях тех ка-честв, которые помогут выдержать повешенные нагрузки новых условий, не поддаться соблазну темных путей, сохранить и реализовать лучшие человече-ские потенции. Ведь сегодня нужны не только дельцы и ловкие предпринима-тели, а те, кто не позволит манипулировать собой, кто сумеет проявить способ-ности к социальному творчеству.
Юношеский возраст – это период, когда старшеклассники стремятся про-явить себя в таких качествах, которые считают наиболее ценными, когда про-исходит врастание в культуру, развитие самосознания, самооценки уровня соб-ственных требований; идет усиление процесса рефлексии, самоуглубления, по-иска неповторимой ценности собственной личности. В этот период особо высо-ка роль предмета литературы, который в значительной степени помогает реа-лизовать нравственный компонент социализации.
Для моих учеников уроки литературы – это творческий процесс осмыс-ления важных жизненных ценностей. Активно влияя на формирование учащих-ся, литература способствует их духовному и нравственному становлению, вно-сит определенный вклад в решение проблем, связанных с преодолением духов-ного кризиса в обществе и воспитанием такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретенные в силу внутреннего влечения к добру. Поэтому одну из важных задач вижу в том, чтобы научить школьника избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом.
На мой взгляд, уроки литературы должны быть ступенью взросления личности. Опыт показывает, что в процессе обучения важно создание опреде-ленных нравственных ситуаций, в которых проявляются приобретенные уча-щимися знания. Ученик, постигая объективное содержание произведения писа-теля, находит в нем личностный смысл, пищу для размышлений, для глубоких переживаний. Он оценивает нравственные конфликты, ситуации, пробует по-ставить себя на место героя, и постепенно происходит процесс самопознания и самостроения личности. На каждом уроке стараюсь задавать вопросы, вызы-вающие живой отклик, истинные переживания. Так, например, после знаком-ства с повестями Ф. Абрамова «Пелагея» и «Алька» задаю вопрос: «Как каж-дый из вас поступил бы на месте Альки?» Наше поколение осуждает Альку, а современные школьники беспощадны и убеждены в том, что Алька по-своему права, что каждый человек сам пробивает себе дорогу в жизни, что и Пелагея виновата в том, что у нее выросла такая дочь. И становится понятно, что мы часто бываем не правы: прерываем ход мыслей учащихся, не даем им выра-жать свои чувства, отношение, торопясь делать выводы, свести произведение к идейному замыслу. Или, к примеру, урок-суд над Молчалиным, который мож-но проводить по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». На этих уроках равнодушных не бывает. Одни обвиняют, другие защищают Молчалина. Рож-дается спор, который превращается в дискуссию о мужьях, о роли мужчины в семье. Положительно то, что учащиеся приходят подготовленными к таким урокам, высказывают свои суждения, опираясь на текст произведения, свой жизненный опыт. Даже вопрос о том, каков женский идеал у Л. Н. Толстого и согласны ли вы с ним в том, что женщина должна быть прежде всего женой и матерью, может стать началом серьезного разговора о роли женщины в обще-стве, об идее святости дома, брака, семьи как опоры и залога личности.
Мы часто говорим со старшеклассниками об одной из самых горьких бед нашей жизни – равнодушии. О равнодушии, с которым постоянно встречаешь-ся и среди молодых, юных. И вот на урок литературы приходит поэт Маяков-ский, олицетворяющий собой «великое неравнодушие». Поэт, для которого все: и труд рабочих Курска, и драма отравившейся Маруси, и Татьяна Яковле-ва, отвергнувшая его, поэта «размаха шаги саженьи» - все отзывается как лич-ное, кровное, свое.
В экстремальных условиях бывает нелегко сделать выбор, не погрешив против собственной совести. Ведь часто от этого зависит жизнь. Сохранить свой маленький, такой привычный мирок любой ценой или пойти на сделку с собой, с порядочностью и благородством и выбрать благополучие в ущерб моральным принципам? Об этом размышляют одиннадцатиклассники на уро-ках, посвященных роману М. А. Булгакова «Белая гвардия». Урок проводится в форме свободной дискуссии, для эффективного воздействия на эмоциональную сферу учеников и создания соответствующей атмосферы он сопровождается мультимедийной презентацией.
Анализируя, обсуждая, споря на уроках литературы, старшеклассники от частной истории, представленной в том или ином произведении, поднима-ются до общечеловеческих проблем. Так, при изучении пьесы А. Вампилова «Старший сын» вниманию учащихся предлагаются вопросы:
- Как Бусыгин из сына-самозванца превращается в родного для Сарафа-нова человека? Какой смысл имеет это превращение?
- Как рассматривается в пьесе вопрос о правде? Зачем герои «Старшего сына» врут? Есть ли у этого вранья оправдание? Всегда ли нужна правда?
В ходе дискуссии выпускники приходят к выводу, что духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных родственных связей, оче-редной раз убеждаются в том, как важно хранить в себе способность к любви, прощению, состраданию.
В сущности, каждый урок литературы можно превратить в серьезный разговор о многообразии и сложности отношений между людьми, человека к обществу, общества к человеку. Настоящий урок литературы от начала до конца – набор тончайших воспитательных действий. Это урок воспитания че-ловечности, активной жизненной позиции. При правильной и целенаправлен-ной организации ценностно-ориентационной читательской деятельности школьников уроки литературы открывают большие возможности для самораз-вития личности. Высвечивая в окружающем мире то, что имеет непреходящую ценность для растущего человека, учитель литературы значительно облегчает послешкольное включение своих воспитанников в среду социального взаимо-действия. А принятые в юности идеалы могут служить им необходимой нрав-ственной опорой, помогут определить свое место в жизни.