Наталья Ягнешко
Расширение музыкальной культуры воспитанников детского дома дошкольного возраста в области музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Последние десятилетия XX века ознаменовались выраженным интересом к двигательной активности подрастающего поколения. Интерес к этому направлению вызвал всплеск экспериментальной работы в детских дошкольных учреждениях Санкт–Петербурга, Москвы и других городах России, где развернута деятельность А. И. Бурениной, Л. М Клариной, Г. П. Федоровой. В основе их технологий, методик лежит система ритмического воспитания Эмиля Жака-Далькроза, Н. Г. Александровой, Е. В. Коноровой и других ученых.
Публикация «Расширение музыкальной культуры воспитанников детского дома дошкольного возраста в области музыки» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Этими учеными, преподавателями были разработаны различные направления ритмики, усилена художественная основа ритмических занятий за счет привлечения народной, классической, современной отечественной и зарубежной музыки.
Танец – сложный многогранный процесс, целая наука. Он является фоном, инструментом для развития наблюдательности, внимательности, умением контролировать свое состояние. Нельзя говорить о движении, не связав его с музыкой. Музыка – это неотъемлемая часть танца. Она в себе несет положительный эмоциональный фон, настрой, помогает создать сказку-чудо, ощущения беззаботного детства. Чувствуя ее, ребенок может передать эмоции, желания и взгляды на окружающий мир. Это особенно актуально для воспитанников детского дома, многие из которых с самого рождения остаются сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В муниципальном образовательном учреждении «Детский дом-школа №95» «Дом детства», города Новокузнецка дети проживают и воспитываются от рождения до совершеннолетия. Их круг общения ограничен, они не имеют возможности увидеть, услышать и прочувствовать то, что могут дети, воспитывающиеся в полной семье.
Для расширения музыкальной культуры детей дошкольного возраста, находящихся в сложной жизненной ситуации, использую песни кемеровского композитора В. Пипекина «Веселый танец рок–н–ролл», «Грибная песенка», «Хочу танцевать», московского композитора А. Варламова «Зонтик», «Тик – так», «В новогоднем лесу» и другие.
Учитывая особенности детей дошкольного возраста, музыка подбирается доступная, звучит не более 3-4 минут, разнообразна по темпу (быстрая, медленная, с ускорением, с замедлением, по форме, по характеру, удобная для внутреннего состояния ребенка, вызывает у него моторную реакцию и позитивное эмоциональное состояние. Не только музыка, но и движения должны соответствовать возрасту и возможностям дошкольника, нельзя заставить воспитанника дошкольного отделения выполнить кульбит.
Опыт работы с детьми-сиротами подсказал, что на музыкальных занятиях можно заменить стандартные комплексы упражнений интересными для детей элементами танцевальной аэробики, чтобы удержать внимание и стимулировать креативность.
Хорошо известно, что музыкально-ритмическое воспитание включает в себя ритмопластические формы занятий. В детских садах детей знакомят с элементами народного, спортивного танца, художественной гимнастики (упражнение с мячом, скакалкой, обручем и другие, что требует образовательный стандарт, но не во всех дошкольных учреждениях дают возможность познакомиться c движениями современного танца. Это подтолкнуло к созданию комплекта методических материалов «Танцевальный час», целью которого стало: знакомство воспитанников детского дома-школы с элементами танцевальной аэробики. В этом разделе современного танца нужно не рассказывать движениями историю, просто передать чувство и настроение, что очень важно для ребенка, испытывающего недостаток тепла, нежности, внимания. Танцы довольно свободные, простые, дети легко могут импровизировать, изобретать новое.
Большая часть воспитанников, занимающихся танцами, имеют логопедический дефект, а так же нарушение памяти, внимания и эмоционального фона, испытывают затруднения в пространственных ориентировках, мелкой и общей моторики. Для преодоление всех выше обозначенных проблем в детском доме-школе на музыкальных занятиях с успехом внедряются элементы танцевальной аэробики, которые по анализу современных исследований (В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, И. М. Догелева) помогают развитию координационных способностей. Например, используется одновременное движение правой руки и левой ноги. Для ориентировки в пространстве дети учатся перестраиваться из круга в колонну, из колонны в шеренгу.
Чтобы музыкальная композиция оставила положительный след в сердце ребенка, воспитанника дошкольного возраста нужно заинтересовать, увлечь. Индивидуальный подход позволяет ребенку выбрать тот образ, который хочет воплотить, передать движениями. Например, при постановке композиции «В новогоднем лесу» А. Варламова дети придумали образ зайчика, шьются костюмы, изготавливаются декорации и атрибутика. Для поддержания стимула в танце использую перестроения, каждый может почувствовать себя артистом, солистом.
Проводя диагностику по разделу «Музыкально-ритмическое движение» (ориентировка в пространстве, выполнение перестроений, ритмичное выполнение упражнений, проявление творческой активности, координация движений) по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой обнаружила, что на начало 2010 года низкий уровень составил 52%, средний - 30%, а высокий только 18%. К концу 2011 году, после реализации программы «Танцевальный час», шкала низкого уровня показала 20%, среднего уровня - 42% и высокий поднялся до 38%. Тем самым современная музыка и движения в стиле брейк, джазового танца, поп, техно, реп благоприятно влияют на эмоциональный аспект ребенка, его пластику, умение владеть своим телом. С детьми, имеющими низкий уровень, проводится индивидуальная работа: отрабатываются отдельно каждое движения под счет, используется сюжетно-ролевая игра, композиция показывается в «зеркальном отражении», другими словами фиксируется внимание на том, что у воспитанника не получается, и тогда постепенно усложненные элементы упражнений в различных композициях, осваиваются.
Такой подход к обучению позволяет участвовать в конкурсах, фестивалях разного уровня и добиваться высоких результатов.
Таким образом, современная отечественная и зарубежная музыка, используемая на музыкальных занятиях в МКОУ «Детский дом-школа №95», помогают ребенку дошкольного возраста стать современным, понять окружающий мир, приобрести навыки, умения и опыт, а также необходимые знания для успешной социализации в обществе, которые в дальнейшем помогут развитию личности.
.