Чувалова Наталья Викторовна
Программа воспитания и социализации воспитанников детского дома
▼ Скачать + Заказать документы
Программа воспитания и социализации воспитанников Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2018-2019 годы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социализация - это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром, в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Публикация «Программа воспитания и социализации воспитанников детского дома» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Социальное воспитание - это планомерная работа по духовно-нравственному развитию ребенка, развитию его гражданственности, профессиональной ориентации, здоровьесберегающей деятельности, привитию экологической культуры.
Сущность социализации состоит в том, что в ее процессе человек формируется как член общества, к которому принадлежит.
«Общество заинтересованно в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация, могли бы и хотели компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация, создали прочную семью (семейная социализация, были законопослушными гражданами (политическая социализация, а также могли быстро приспособиться к меняющимся условиям жизни. Возможность достичь жизненного успеха зависит и от способности личности приспособиться к новым условиям. В связи с этим особое значение приобретает способность личности принимать решения и противостоять внешнему давлению, что также свойственно социализированному человеку. Мудрик А. В.»
Предполагается, что после окончания общего образования выпускник будет иметь «сформированность черт, задаваемых его статусом и требуемых в данном обществе» т. е. его поведение будет соответствовать с принятыми в данном государстве образцами, нормами, ценностями; он будет обладать способностями самостоятельного принятия решений, противостоять внешнему давлению, отстаивать свое мнение.
Актуальность
Анализ статуса воспитанников школы-интерната показывает, что 97,7% детей поступили из неблагополучных семей, воспитывались в антисоциальной, криминогенной среде, которая и определяла их развитие, наделила негативным багажом жизненного опыта.
Большинство детей при поступлении в школу-интернат уже имеют опыт общения с правоохранительными органами - состоят на учете, имеют проблемы со здоровьем, есть дети, не обучавшиеся в школе в течение нескольких лет по тем или иным причинам. Родители воспитанников практически не занимались развитием своих детей, педагогическая запущенность привела к снижению их интеллектуальных возможностей, памяти, ограниченному представлению об окружающем мире, словарный запас детей беден, отсутствует учебная мотивация, очень низкая познавательная активность. Потеря авторитета родителей привела к отрицанию авторитета всех взрослых, их асоциальное поведение копируют дети, отрицательные, в том числе не
свойственные возрасту, потребности, искаженное представление о дружбе, товариществе, долге, чести - это не полный перечень проблем прошлого воспитания.
Неразвитость волевых качеств (самодисциплина, организованность, самостоятельность, настойчивость, терпение) приводит к тому, что в самостоятельной жизни эти дети испытывают большие трудности во всех сферах жизни. Практически единицы из выпускников заканчивают те учебные учреждения, в которые поступили, в результате чего могут рассчитывать только на низкооплачиваемые рабочие места, не требующие квалификации (грузчик, разнорабочий и т. д.). Тогда и начинается критический период в жизни выпускника сиротского учреждения, часто приводящий его к криминалу или злоупотреблениям. У социальных сирот заложена деформированная модель поведения взрослого человека, поэтому возникают трудности и в создании семьи, воспитании детей, отношениями в рабочем коллективе.
Однако все перечисленные выше проблемы не фатальны, важнейшую роль, каким вырастет человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации обычно это, прежде всего родители, затем педагоги и в подростковом возрасте сверстники.
В интернатах основными агентами социализации являются воспитатели, учителя и сверстники.
Задача воспитателя в интернате - создать условия, приближенные к семейным и скорректировать огрехи прошлого воспитания, подготовить ребенка к самостоятельной жизни в обществе. Жизни по правилам и законам принятом в этом обществе, осмыслив себя, как гражданина общества, развив свои задатки и способности, взвешенно подойдя к выбору профессии, имеющего стойкие убеждения к здоровому образу жизни.
Цель данной программы социализации воспитанников заключается в воспитании в детях - сиротах «жизнестойкости», позволяющей человеку не потерять себя в жизни. Жизнестойкость обеспечивает ребенка механизмами и способами вхождения в самостоятельную жизнь.
Цель: воспитание социально активного человека, который может жить самостоятельно, является полноценным членом общества, обладает готовностью к самореализации личностной, профессиональной, гражданской, влияющий на самого себя и свои жизненные обстоятельства.
Задачи :
осуществлять эмоциональное развитие воспитанников, развивать потребность в сочувствии сопереживании;
развивать в воспитанниках потребность в здоровом образе жизни;
развитие учебной и трудовой активности воспитанников,
расширять представления воспитанников о мире, людях, обществе, нормах поведения принятых в обществе;
ослаблять зависимость ребенка от взрослого (формирование самостоятельности);
формировать умение заботиться о себе и о других, видеть положительные качества других и свои собственные;
формировать умение самостоятельно организовывать свою работу, осознавать труд как основу собственности;
развивать чувство личной ответственности за свою жизнь.
Содержание программы.
План сетка мероприятий на 2018-19 учебный год. 1. Беседа: «День знаний». Эмоционально настроить детей на учебу. Повышать мотивацию к учебе.
(сентябрь).
2. Инструктаж: «Правила поведения, устав дома – интерната»
Цель: Профилактика травматизма, нарушений устава дома-интерната.
(сентябрь).
3. Диагностическое занятие. Школа самоорганизации: «Ты и твое время».
Цель: Выявить умение воспитанников к саморегуляции и самоорганизации.
(сентябрь).
4. Диагностическое занятие: изучение социализированности личности учащегося
(разработана профессором М. И. Рожковым)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
(сентябрь)
5. Беседа о толерантности :«Все мы разные, но общего у нас много!»
Подготовка к празднованию Всемирного дня учителя – участие в школьных мероприятиях.
Цель: Сформулировать у воспитанников отношение к таким понятиям, как россияне, межнациональные отношения, государственное и национальное самосознание.
Цель: Развитие уважительного отношения к труду учителей и педагогов
(октябрь).
6. Составление презентации ко дню защиты животных
Цель: формирование бережного отношения к природе и всему живому на земле, показать взаимосвязь экологических проблем и сохранение исчезающих видов.
(октябрь)
7. Беседа - рассуждение «В какой стране я хотел бы жить»
Цель: проанализировать причины проявления этнических и религиозных противоречий в России. Обсудить возможность добрососедских отношений.
(октябрь).
8. Этическая дискуссия: нравственные проблемы в рассказе В. Тендрякова «Хлеб для собаки»
Цель: расширить представление детей о том, что такое добрый поступок, дать нравственную оценку этому явлению.
(октябрь).
9. Школа самоорганизации; тестирование: «Организованный ли ты человек».
По материалам сайта.
Цель: формирование положительного отношения к таким качествам как обязательность организованность, собранность.
(ноябрь).
10. Диспут «С чего начинается дорога к человечности»
Цель: ознакомить ребят с правами наций, закрепленными в Конституции России и принципами толерантности.
(ноябрь).
11. Игровая ситуация: «Диагноз: неорганизованность».
Цель: расширить представления детей о рациональном использовании времени его планированию, выполнению режима дня.
(ноябрь).
12. Занятие и просмотр презентации: «Права ребенка сложно и просто»
Цель: повторение закрепленных в Конвенции о правах ребенка прав, научить применять их в жизни.
(ноябрь).
13. Диспут, круглый стол: «Что имеем, не храним, потерявши плачем»
Цель: Формирование потребности к здоровому образу жизни; расширение представлений о разрушительном действии вредных привычек на организм человека; развитие понимания
взаимосвязи состояния здоровья и будущих жизненных перспектив.
(декабрь).
14. Развлекательное мероприятие: «Новый год к нам мчится»
Цель: Создание позитивного эмоционального заряда, способствовать сплочению коллектива
группы.
(декабрь).
15. Диспут: «Что такое трудовой героизм?; пример трудового героизма в 1920-1940 годов».
Цель: формирование патриотических чувств на примере трудового героизма 20-40 годов.
(декабрь).
16. Информационная беседа: «Рынок труда; востребованные и не востребованные профессии»
Цель: расширять представления ребят о профессиях, помочь с выбором востребованных
на рынке труда профессий.
(декабрь).
17. Беседа:«Необходимость труда для своего обеспечения».
Цель: воспитывать сознательное отношение к труду, как к средству жизненного самоопределения.
(январь).
18. «Россия родина россиян»«Многонациональные Герои России».
Цель: познакомить с судьбами выдающихся людей России других национальностей.
(январь).
19. Интерактивный обзоручебных заведений РК «Какую профессию выбрать».
Цель: знакомство с предлагаемыми специальностями, выявление профессиональных намерений воспитанников
(январь).
21. Беседа «Победы России XIII – XVIII» «Народное ополчение Минина и Пожарского»
Цель: формирование патриотического настроения, веры в величие России, показать историческое значение побед русской армии.
(январь).
20. «Духовные праздники и их значение -Масленичная неделя».
Цель: праздники как объединительный фактор общества, их символическое значение, отражение принципов жизни народа, влияние на развитие национальных особенностей
(февраль).
22. Практическое занятие «Учимся жить в обществе (дружелюбие, общительность, ответственность, взаимовыручка)
Цели: усвоенные социальные и коммуникативных навыки.
(февраль)
23. Ролевая игра «Как и где попросить помощь в случае необходимости»
Цели: Умение контролировать себя в разных ситуациях, усвоенные действия и привычки, помогающие не растеряться в необычной ситуации.
(февраль)
24. Семейное воспитание. Семейный досуг «Вечером у нас дома». Анкета «Что такое семейное счастье?»
Цели: Формировать положительные установки на создание будущей семьи; ответственности за обеспечение полноценной жизни в ней; формировать хозяйственно-бытовые умения и навыки; формировать представления о семье, её функциях и нравственных основах; учить умению строить семейные взаимотношения на основе любви, взаимоуважения, заботы и понимания.
(февраль)
25. Мини лекция: «Что труд дает человеку?»
Цель: формирование социальной установки на труд и первичных профессиональных намерений.
(март).
26. Беседа «Победы России XIII – XVIII» ,«Русские победы в эпоху Петра Великого»
Цель: формирование патриотического настроения, веры в величие России, показать историческое значение побед русской армии.
(март).
27. Беседа: «Труд красит человека, а безделье уродует».
Цель: формирование социальной установки на труд и первичных профессиональных намерений.
(март).
28. Ситуационная игра: «Я плохо схожусь с людьми, почему?»
Развитие коммуникативных способностей
(март)
29. Беседа: «Обычаи и традиции народов России».
Расширение знаний истории народов населяющих Россию, культурных обычаев, традиций.
(апрель)
30.«Я выбираю здоровье!». Устный журнал «Как стать неболейкой»
Цели: профилактика здорового образа жизни, борьба с вредными привычками; формировать жизнестойкость посредством физической культуры и спорта. (апрель)
31. Трудовой десант.
Цели:Научить ребенка самому ставить задачу, планировать пути и возможности ее решения.
(апрель)
32. Презентация: «Россия в освоении космоса».
расширение кругозора и интеллектуального развития воспитанника, воспитание патриотических чувств
(апрель)
33. Час общения: «Человека судят по его делам».
Осознание своих индивидуальных особенностей, развитие способности к самовыражению
(май).
34. Беседа: «Президент- защитник интересов России в мире».
Знакомство с международной ролью президента, формирование патриотического настроения
(май).
35. Беседа: «Куда обратится если тебе трудно?»
Знание права детей сирот, умение обратится в учреждения социальной защиты и
службу опеки и попечительства.
(май).
36. Лингвистический марафон: «Знаю свой родной язык», расширение кругозора и интеллектуального развития воспитанника
(май).