Приложение МААМ

Программа воспитания и социализации воспитанников детского дома

Чувалова Наталья Викторовна
Программа воспитания и социализации воспитанников детского дома
▼ Скачать + Заказать документы

Программа воспитания и социализации воспитанников Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2018-2019 годы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Социализация - это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром, в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Публикация «Программа воспитания и социализации воспитанников детского дома» размещена в разделах

Социальное воспитание - это планомерная работа по духовно-нравственному развитию ребенка, развитию его гражданственности, профессиональной ориентации, здоровьесберегающей деятельности, привитию экологической культуры.

Сущность социализации состоит в том, что в ее процессе человек формируется как член общества, к которому принадлежит.

«Общество заинтересованно в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация, могли бы и хотели компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация, создали прочную семью (семейная социализация, были законопослушными гражданами (политическая социализация, а также могли быстро приспособиться к меняющимся условиям жизни. Возможность достичь жизненного успеха зависит и от способности личности приспособиться к новым условиям. В связи с этим особое значение приобретает способность личности принимать решения и противостоять внешнему давлению, что также свойственно социализированному человеку. Мудрик А. В.»

Предполагается, что после окончания общего образования выпускник будет иметь «сформированность черт, задаваемых его статусом и требуемых в данном обществе» т. е. его поведение будет соответствовать с принятыми в данном государстве образцами, нормами, ценностями; он будет обладать способностями самостоятельного принятия решений, противостоять внешнему давлению, отстаивать свое мнение.

Актуальность

Анализ статуса воспитанников школы-интерната показывает, что 97,7% детей поступили из неблагополучных семей, воспитывались в антисоциальной, криминогенной среде, которая и определяла их развитие, наделила негативным багажом жизненного опыта.

Большинство детей при поступлении в школу-интернат уже имеют опыт общения с правоохранительными органами - состоят на учете, имеют проблемы со здоровьем, есть дети, не обучавшиеся в школе в течение нескольких лет по тем или иным причинам. Родители воспитанников практически не занимались развитием своих детей, педагогическая запущенность привела к снижению их интеллектуальных возможностей, памяти, ограниченному представлению об окружающем мире, словарный запас детей беден, отсутствует учебная мотивация, очень низкая познавательная активность. Потеря авторитета родителей привела к отрицанию авторитета всех взрослых, их асоциальное поведение копируют дети, отрицательные, в том числе не

свойственные возрасту, потребности, искаженное представление о дружбе, товариществе, долге, чести - это не полный перечень проблем прошлого воспитания.

Неразвитость волевых качеств (самодисциплина, организованность, самостоятельность, настойчивость, терпение) приводит к тому, что в самостоятельной жизни эти дети испытывают большие трудности во всех сферах жизни. Практически единицы из выпускников заканчивают те учебные учреждения, в которые поступили, в результате чего могут рассчитывать только на низкооплачиваемые рабочие места, не требующие квалификации (грузчик, разнорабочий и т. д.). Тогда и начинается критический период в жизни выпускника сиротского учреждения, часто приводящий его к криминалу или злоупотреблениям. У социальных сирот заложена деформированная модель поведения взрослого человека, поэтому возникают трудности и в создании семьи, воспитании детей, отношениями в рабочем коллективе.

Однако все перечисленные выше проблемы не фатальны, важнейшую роль, каким вырастет человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации обычно это, прежде всего родители, затем педагоги и в подростковом возрасте сверстники.

В интернатах основными агентами социализации являются воспитатели, учителя и сверстники.

Задача воспитателя в интернате - создать условия, приближенные к семейным и скорректировать огрехи прошлого воспитания, подготовить ребенка к самостоятельной жизни в обществе. Жизни по правилам и законам принятом в этом обществе, осмыслив себя, как гражданина общества, развив свои задатки и способности, взвешенно подойдя к выбору профессии, имеющего стойкие убеждения к здоровому образу жизни.

Цель данной программы социализации воспитанников заключается в воспитании в детях - сиротах «жизнестойкости», позволяющей человеку не потерять себя в жизни. Жизнестойкость обеспечивает ребенка механизмами и способами вхождения в самостоятельную жизнь.

Цель: воспитание социально активного человека, который может жить самостоятельно, является полноценным членом общества, обладает готовностью к самореализации личностной, профессиональной, гражданской, влияющий на самого себя и свои жизненные обстоятельства.

Задачи :

осуществлять эмоциональное развитие воспитанников, развивать потребность в сочувствии сопереживании;

развивать в воспитанниках потребность в здоровом образе жизни;

развитие учебной и трудовой активности воспитанников,

расширять представления воспитанников о мире, людях, обществе, нормах поведения принятых в обществе;

ослаблять зависимость ребенка от взрослого (формирование самостоятельности);

формировать умение заботиться о себе и о других, видеть положительные качества других и свои собственные;

формировать умение самостоятельно организовывать свою работу, осознавать труд как основу собственности;

развивать чувство личной ответственности за свою жизнь.

Содержание программы.

План сетка мероприятий на 2018-19 учебный год. 1. Беседа: «День знаний». Эмоционально настроить детей на учебу. Повышать мотивацию к учебе.

(сентябрь).

2. Инструктаж: «Правила поведения, устав дома – интерната»

Цель: Профилактика травматизма, нарушений устава дома-интерната.

(сентябрь).

3. Диагностическое занятие. Школа самоорганизации: «Ты и твое время».

Цель: Выявить умение воспитанников к саморегуляции и самоорганизации.

(сентябрь).

4. Диагностическое занятие: изучение социализированности личности учащегося

(разработана профессором М. И. Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

(сентябрь)

5. Беседа о толерантности :«Все мы разные, но общего у нас много!»

Подготовка к празднованию Всемирного дня учителя – участие в школьных мероприятиях.

Цель: Сформулировать у воспитанников отношение к таким понятиям, как россияне, межнациональные отношения, государственное и национальное самосознание.

Цель: Развитие уважительного отношения к труду учителей и педагогов

(октябрь).

6. Составление презентации ко дню защиты животных

Цель: формирование бережного отношения к природе и всему живому на земле, показать взаимосвязь экологических проблем и сохранение исчезающих видов.

(октябрь)

7. Беседа - рассуждение «В какой стране я хотел бы жить»

Цель: проанализировать причины проявления этнических и религиозных противоречий в России. Обсудить возможность добрососедских отношений.

(октябрь).

8. Этическая дискуссия: нравственные проблемы в рассказе В. Тендрякова «Хлеб для собаки»

Цель: расширить представление детей о том, что такое добрый поступок, дать нравственную оценку этому явлению.

(октябрь).

9. Школа самоорганизации; тестирование: «Организованный ли ты человек».

По материалам сайта.

Цель: формирование положительного отношения к таким качествам как обязательность организованность, собранность.

(ноябрь).

10. Диспут «С чего начинается дорога к человечности»

Цель: ознакомить ребят с правами наций, закрепленными в Конституции России и принципами толерантности.

(ноябрь).

11. Игровая ситуация: «Диагноз: неорганизованность».

Цель: расширить представления детей о рациональном использовании времени его планированию, выполнению режима дня.

(ноябрь).

12. Занятие и просмотр презентации: «Права ребенка сложно и просто»

Цель: повторение закрепленных в Конвенции о правах ребенка прав, научить применять их в жизни.

(ноябрь).

13. Диспут, круглый стол: «Что имеем, не храним, потерявши плачем»

Цель: Формирование потребности к здоровому образу жизни; расширение представлений о разрушительном действии вредных привычек на организм человека; развитие понимания

взаимосвязи состояния здоровья и будущих жизненных перспектив.

(декабрь).

14. Развлекательное мероприятие: «Новый год к нам мчится»

Цель: Создание позитивного эмоционального заряда, способствовать сплочению коллектива

группы.

(декабрь).

15. Диспут: «Что такое трудовой героизм?; пример трудового героизма в 1920-1940 годов».

Цель: формирование патриотических чувств на примере трудового героизма 20-40 годов.

(декабрь).

16. Информационная беседа: «Рынок труда; востребованные и не востребованные профессии»

Цель: расширять представления ребят о профессиях, помочь с выбором востребованных

на рынке труда профессий.

(декабрь).

17. Беседа:«Необходимость труда для своего обеспечения».

Цель: воспитывать сознательное отношение к труду, как к средству жизненного самоопределения.

(январь).

18. «Россия родина россиян»«Многонациональные Герои России».

Цель: познакомить с судьбами выдающихся людей России других национальностей.

(январь).

19. Интерактивный обзоручебных заведений РК «Какую профессию выбрать».

Цель: знакомство с предлагаемыми специальностями, выявление профессиональных намерений воспитанников

(январь).

21. Беседа «Победы России XIII – XVIII» «Народное ополчение Минина и Пожарского»

Цель: формирование патриотического настроения, веры в величие России, показать историческое значение побед русской армии.

(январь).

20. «Духовные праздники и их значение -Масленичная неделя».

Цель: праздники как объединительный фактор общества, их символическое значение, отражение принципов жизни народа, влияние на развитие национальных особенностей

(февраль).

22. Практическое занятие «Учимся жить в обществе (дружелюбие, общительность, ответственность, взаимовыручка)

Цели: усвоенные социальные и коммуникативных навыки.

(февраль)

23. Ролевая игра «Как и где попросить помощь в случае необходимости»

Цели: Умение контролировать себя в разных ситуациях, усвоенные действия и привычки, помогающие не растеряться в необычной ситуации.

(февраль)

24. Семейное воспитание. Семейный досуг «Вечером у нас дома». Анкета «Что такое семейное счастье?»

Цели: Формировать положительные установки на создание будущей семьи; ответственности за обеспечение полноценной жизни в ней; формировать хозяйственно-бытовые умения и навыки; формировать представления о семье, её функциях и нравственных основах; учить умению строить семейные взаимотношения на основе любви, взаимоуважения, заботы и понимания.

(февраль)

25. Мини лекция: «Что труд дает человеку?»

Цель: формирование социальной установки на труд и первичных профессиональных намерений.

(март).

26. Беседа «Победы России XIII – XVIII» ,«Русские победы в эпоху Петра Великого»

Цель: формирование патриотического настроения, веры в величие России, показать историческое значение побед русской армии.

(март).

27. Беседа: «Труд красит человека, а безделье уродует».

Цель: формирование социальной установки на труд и первичных профессиональных намерений.

(март).

28. Ситуационная игра: «Я плохо схожусь с людьми, почему?»

Развитие коммуникативных способностей

(март)

29. Беседа: «Обычаи и традиции народов России».

Расширение знаний истории народов населяющих Россию, культурных обычаев, традиций.

(апрель)

30.«Я выбираю здоровье!». Устный журнал «Как стать неболейкой»

Цели: профилактика здорового образа жизни, борьба с вредными привычками; формировать жизнестойкость посредством физической культуры и спорта. (апрель)

31. Трудовой десант.

Цели:Научить ребенка самому ставить задачу, планировать пути и возможности ее решения.

(апрель)

32. Презентация: «Россия в освоении космоса».

расширение кругозора и интеллектуального развития воспитанника, воспитание патриотических чувств

(апрель)

33. Час общения: «Человека судят по его делам».

Осознание своих индивидуальных особенностей, развитие способности к самовыражению

(май).

34. Беседа: «Президент- защитник интересов России в мире».

Знакомство с международной ролью президента, формирование патриотического настроения

(май).

35. Беседа: «Куда обратится если тебе трудно?»

Знание права детей сирот, умение обратится в учреждения социальной защиты и

службу опеки и попечительства.

(май).

36. Лингвистический марафон: «Знаю свой родной язык», расширение кругозора и интеллектуального развития воспитанника

(май).

Публикации по теме:

Аналитический отчет «Воспитание и социализация воспитанников детского дома» Введение. В настоящее время задачи адаптации выпускников детских домов представляют собой острейшую социальную проблему. Существующая система.

Межгрупповое развлекательное мероприятие для воспитанников детского дома «Я вареники леплю» ГКУ «Детский дом (смешанный)№7» Межгрупповое развлекательное мероприятие «Я вареники леплю, я вареники люблю». Воспитатель: Романенко Ольга.

Сценарий мероприятия для воспитанников детского дома «Осторожно, Спид!» Осторожно, СПИД! Цели: сформировать представления о болезни века; познакомить воспитанников с основными сведениями о болезни и опасными.

Открытый урок для воспитанников детского дома «Испания» Открытый урок. Шакенов Шамиль Рифхатович. Воспитатель 3-4 группы Тема : Испания. Цели и задачи урока: Образовательные: создать условия для.

Программа социологического исследования «Роль воспитания в социализации личности» Программа социологического исследования по теме: «Роль воспитания в социализации личности» 1. Методологический раздел. Обоснование проблемы.

Русский народный праздник «Масленица». Сценарий для воспитанников детского дома Русский народный праздник «Масленица» Цель: Приобщить детей к русским народным праздникам через различные виды деятельности. Ведущий 1:.

Сценарий мероприятия для воспитанников детского дома «День Победы» Сценарий мероприятия "День победы" Невозможно в полной мере ощутить боль и страдания, которые выпали на долю участников той войны, но хочется.

Семейное воспитание — залог успешной адаптации воспитанников детского дома Семейное воспитание залог успешной социальной адаптации воспитанника детского дома Общеизвестны трудности адаптации выпускника детского.

Воспитание ценностного отношения к здоровью у воспитанников детского дома Формирование культуры здоровья учащихся - одно из самых приоритетных направлений в системе образования. Культура здоровья человека в педагогическом.

Внеклассное мероприятие для воспитанников детского дома-интерната «День варенья!» ДЕНЬ ВАРЕНЬЯ Цель : создать в зале праздничную атмосферу. Подготовила и провела : воспитатель 7 группы Мелешко М. В. В любую погоду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа воспитания и социализации воспитанников детского дома
Опубликовано: 28 августа 2018 в 10:09
+40Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа воспитания и социализации воспитанников детского дома» (включая файлы) размещена пользователем Чувалова Наталья Викторовна (УИ 1631624) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД