зоя кабишева
Конспект тренинга для воспитанников детского дома «Я принимаю ответственные решения!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Углубить знания подростков о психическом и социальном здоровье;
Способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как уверенность в себе, честность, смелость;
Побуждать к независимости в принятии решений;
Развивать умение формулировать и принимать решения в отношении курения, алкоголя, наркотиков и предвидеть последствия своих решений.
Возраст: 8-9 классы
Оборудование:
Подготовить три карточки для групповой работы
Тексты для карточек:
Публикация «Конспект тренинга для воспитанников детского дома „Я принимаю ответственные решения!“» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Первая группа (все дети – одна карточка вручается командиру, который работает у доски, остальные участвуют).
Пиво для Сережи
В жаркий день ребята зашли в павильон, чтобы выпить пива. Сережа пива не пьет, и у него нет денег. Друзья угощают его. Какое решение ему принять?
Вторая группа (4 воспитанника – одна карточка).
Угощение для новичка
Александр – новичок в этом классе. В первый же день он познакомился с Толей и Димой – самыми популярными ребятами в классе. Толя предлагает отметить знакомство выпивкой у него на квартире. Новые друзья убеждают Александра, что никто об этом не узнает, и они хорошо повеселятся. Какое решение следует принять Александру?
Третья группа (4 воспитанника – одна карточка).
Выпивка в парке
Ваш лучший друг втянулся в компанию ребят, которые любят спиртные напитки. Он приглашает и вас поддержать компанию. Какое решение вы примите?
Положить на каждый стол тетрадный листок для составления схемы принятия решений.
Оформление: написать на доске:
А) «Способы воздействия»
1. Лесть.
2. Логика и факты.
3. Ссылки на авторитет.
4. Обещание награды или наказания.
5. Придирки.
6. Обвинения
Б) «Схема принятия решений»:
Друг предложил мне наркотик
Принять предложение Отказаться и оторвать друга от наркотиков га от наркотиков
+ - + -
сохраняю дружбу Зависимость
Проблемы с деньгами
Проблемы со школой
Проблемы с родителями Здоровье
Сохраняю деньги
Душевное спокойствие
дружба Возможно, теряю друга
Ход занятия
Интерактивная беседа «Почему мы поддаемся чужому влиянию?»
Воспитатель: Каждый день человек принимает сотни решений: Что надеть? Куда идти? Что купить? С кем дружить? Мы живем среди людей. И эти люди часто влияют на нас, заставляя делать то, чего мы не хотим. Приходилось ли вам делать что-то за компанию, хотя вам этого делать не хотелось?
Воспитатель: Почему вы поступали против своей воли?
Воспитатель: Мы часто попадаем под влияние других, когда хотим, чтобы нас приняли в компанию. Никто не хочет быть изгоем или показаться капризным.
Информационная минутка «Какими способами на нас воздействуют?»
Воспитатель: Когда к нам обращаются с просьбой или требованием, на нас воздействуют, чтобы добиться какой-то цели. Очень важно понимать, каким образом происходит это воздействие. Эти способы подобны кнопкам, на которые нажимают, чтобы заставить вас сделать что-то. Когда вы слышите просьбу или требование, разберитесь, на какие кнопки нажимает говорящий, чтобы получить ваше согласие.
Игра «Скрытые кнопки».
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Скрытые кнопки». Я прочитаю вам несколько просьб. Попробуйте определить, какими способами пытаются воздействовать на подростков, на какие скрытые кнопки нажимают?
Воспитатель читает предложения, как бы обращаясь к воспитанникам. Дети поднимают руки, отвечают.
1. Саша, я знаю, что ты не жадный, дай мне на воскресенье свой МРЗ-плеер, мне дружбан новые записи принесет. Я потом и тебе перепишу. А если не дашь, я всем скажу, что ты жмот. (Лесть, обещание наградить или наказать.)
2. Лен, купи у меня колечко. Мне деньги срочно нужны. Оно стоит 1000 рублей, а тебе за 500 отдам. Точь-в-точь, как у Анжелины Джоли, я в журнале видела. (Ссылка на авторитет, логические доводы: продает в два раза дешевле).
3. Димон, я из-за тебя пару по контрольной получил: списал, а оказывается, не тот вариант. Гони бутылку пива! (вызывание чувства вины).
4. У тебя новый браслет? Дай посмотреть! О! Мне идет! Была б ты настоящей подругой, могла бы и подарить – тебе все равно носит его
некуда. Разве что во дворе с малышней покрасоваться? (Придирки, вызывание чувства вины).
Воспитатель: Вы научились видеть скрытые пружины, с помощью которых на вас оказывается воздействие, но те же приемы используете и вы сами, желая чего-то добиться от других.
Мини- лекция «Механизм принятия решений».
Воспитатель: ребята, только что вы прослушали несколько предложений, в которых звучит какая-то просьба или требование. В таких ситуациях подростки чаще всего поддаются давлению и принимают безответственное решение – идут навстречу просьбам друзей. Мы уже говорили, почему это происходит (боязнь потерять друга, прослыть жадным, капризным). Мы называем это решение безответственным, потому что оно спонтанно, необдуманно. После такого решения в душе всегда остается какой-то осадок, сожаление, что не смог настоять на своем, защитить себя. Как же принимать ответственные решения? Для этого есть целая система. Сегодня мы будем учиться это делать.
В общем виде механизм принятия решения состоит из двух шагов:
• первый шаг – рассмотреть все варианты поведения в данной ситуации;
• второй шаг – оценить положительные и отрицательные стороны на каждого варианта.
Рассмотрим ситуацию: вы находитесь на игровой площадке, и одноклассник, которого вы обожаете, предлагает вам попробовать марихуану. Вас никто не видит, и вы в нерешительности – принять или нет это предложение. Как вы поступите? Я буду рассуждать за вас.
Первый шаг. Я выясняю варианты поведения. Их всего два: принять предложение или отказаться и переубедить друга.
Воспитатель показывает на схему принятия решения. По ходу рассуждения дополняет ее новыми элементами.
Второй шаг. Я выясняю плюсы минусы каждого варианта решения. Взвешиваю все «за» и «против».
Если я принимаю предложение, единственный плюс – сохраняю дружбу с этим человеком.
А минусов много:
• я могу попасть в зависимость от наркотика.
• Появятся проблемы с деньгами, родителями, со школой.
То же делаю со вторым вариантом – отказаться от предложений и оторвать друга то наркотиков.
Плюсов здесь будет побольше:
• Сохраняю здоровье.
• Сохраняю деньги.
• Сохраняю душевное спокойствие.
• Сохраняю друга.
В чем проигрываю?
• Возможно, теряю друга, если не смогу убедить его отказаться от наркотиков.
Воспитатель: Важно взвесить плюсы и минусы каждого варианта и выбрать тот, в котором наибольшее количество плюсов и наименьшее количество минусов.
В этом случае мы принимаем ответственное решение. Потому что оно принято не спонтанно, не под влиянием давления или настроения, а в результате здравых и трезвых рассуждений.
Этот механизм вы можете применить в любых жизненных ситуациях. Когда не знаешь, как поступить, бери лист бумаги, записывай на нем варианты решений, разбирай в каждом варианте свои плюсы и минусы и выбирай тот вариант, в котором больше всего плюсов и меньше всего минусов. Так принимаются ответственные решения.
Работа в группах. «Решение, которое я принимаю».
Первая группа – это все дети: кто-то будет работать у доски, и все воспитанники смогут участвовать в процессе принятия решения. Вторая и третья группа работает отдельно.
Дети, возглавляющие вторую и третью группу, объединившись с тремя детьми, работают самостоятельно.
Приглашаю представителей первой группы к доске, чтобы без подготовки показать, как принимаются ответственные решения.
Представитель первой группы выходит к доске, читает ситуацию, демонстрируя процесс принятия решения. Дети активно участвуют в работе.
Спасибо первой группе за ответственное решение. Приглашаем к доске представителей второй группы.
Дети выходят к доске, читают ситуацию, анализируют варианты, принимают решение.
Вторая группа тоже смогла принять ответственное решение, мы говорим ей спасибо и даем слово третьей группе.
Дети выходят к доске, читают ситуацию, анализируют варианты, принимают решение.
Мы благодарим и третью группу за хорошую работу.
Воспитатель: Жизнь полна трудных и сложных ситуаций, когда приходится делать нелегкий выбор. Очень важно, чтобы каждый человек этот выбор делал сам, не позволяя другим решать за себя. Разумные и рассудительные люди всегда стараются принимать ответственные решения, взвешивая все «за» и «против». Поэтому и говорят, что принято «взвешенное решение». Надеюсь, и вы в трудных ситуациях будете действовать так же.
Рефлексия.
Воспитатель:
Что интересного и полезного узнали вы сегодня?
Чему научились?