Елена Кудряшова
Социальный проект по повышению эмоциональной устойчивости педагогов «Погода в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Место проведения проекта : МБДОУ «Детский сад №4» г. Н. Новгород
Название проекта : «Погода в ДОУ».
Авторы проекта : педагог-психолог Кудряшова Е. Ю.
Срок реализации: сентябрь – май.
Участники проекта : педагоги ДОУ.
Вид, тип проекта : социальный, долгосрочный.
Публикация «Социальный проект по повышению эмоциональной устойчивости педагогов „Погода в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Погода и природные явления
- Проекты. Проектная деятельность
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции, эмоциональное напряжение. Профилактика, тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Цель проекта : Повышать эмоциональную устойчивость педагогов при работе в режиме эксперимента.
Задачи проекта :
1. Оказать помощь педагогам в налаживании эффективного взаимодействия с окружающими, в создании положительного микроклимата в коллективе.
2. Развивать у педагогов способность разбираться в своих чувствах.
3. Развивать умение накапливать эмоционально-положительный опыт через снижение негативных переживаний.
4. Познакомить с техникой саморегуляции эмоционального состояния.
Ожидаемые результаты:
- повышение чувства уверенности и накопление эмоционально-положительного опыта,
- снижение негативных переживаний,
- позитивное развитие отношений в педагогическом коллективе,
- раскрытие творческого потенциала педагогов.
Актуальность
Одной из наиболее актуальных научно-практических проблем в психологии является проблема эмоциональной устойчивости, поскольку деятельность педагога относится к разряду стрессогенных, требующих больших резервов самообладания и саморегуляции. Еще в 1927 г. М. М. Рубинштейн говорил о том, что педагог, прежде всего, должен развивать в себе эмоциональную устойчивость, чтобы справиться с трудностями педагогической деятельности.
Исследуя это феномен, я исходила из определения эмоциональной устойчивости как психологической характеристики взрослого человека, представляющей его как эмоционально зрелую личность. Устойчивость характеризует неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий. Я рассматриваю эмоциональную устойчивость как интегральное свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности и поведения в сложной жизненной обстановке.
В процессе педагогической деятельности эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, предупреждает крайний стресс, способствует повышению творчества педагога. Это один из психологических факторов надежности, эффективности и успеха в экспериментальной деятельности.
З. Н. Курлянд, определяет эмоциональную устойчивость педагога как – «синтез качеств и свойств личности, позволяющий уверенно, самостоятельно, без эмоционального напряжения выполнять свою профессиональную деятельность с минимальными ошибками на протяжении длительного времени».
С учетом приведенного высказывания можно выдвинуть предположение о том, что личностные качества педагога являются необходимым условием его как профессиональной, так и эмоциональной устойчивости. В педагогической профессии личностные качества играют определяющую роль, т. к. благодаря им педагог может ослаблять или нейтрализовать негативные эмоциональные факторы, сглаживать или подавлять конфликтные ситуации, постоянно возникающие в работе.
В качестве основных симптомов снижения эмоциональной устойчивости Е. Малер (1983) выделяет: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания; негативное отношение к самой работе; скудность репертуара рабочих действий; негативную Я-концепцию; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции.
Последствием эмоциональной неустойчивости могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе. И как следствие приводит к эмоциональному выгоранию педагога.
В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает "выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия".
В. В. Бойко выделяет три фазы формирования выгорания.
Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.
Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.
Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов.
Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания.
Обобщая исследования В. В. Бойко, Г. П. Звездиной, К. Кондо, Е. Малера, С. Маслач, В. Спиридонова, Т. В. Форманюк и др., можно выделить две группы факторов, оказывающих влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания у воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
К внешним факторам, провоцирующим выгорание, можно отнести:
– специфику профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);
– организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе : однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
К внутренним факторам относят:
– коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;
– ролевой и личностный фактор (индивидуальный) : смерть и тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Особенности уравновешенного педагога
Планы рассмотрения Характеристика уравновешенного педагога
Физический Обладает телесным здоровьем, хорошим телосложением, любит физические усилия, умеет сопротивляться усталости.
Аффективный Устойчив в эмоциональном плане, способен устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, проявляет внимание к партнеру, чувствителен к состоянию и потребностям другого, обладает эмоциональной гибкостью.
Социальный Способен устанавливать непринужденные и непосредственные отношения. В общении не прибегает к манипулированию.
Интеллектуальный Обладает хорошими умственными способностями, мыслит и действует продуктивно, стремится найти надлежащий выход из сложной ситуации, полагаясь на факты, использует собственные возможности, совершенствует навыки, реализует поставленные цели, любит искать нетрадиционные пути решения проблем.
Нравственный Обладает чувством справедливости и объективности, склонен полагаться на собственные суждения. Принимает самостоятельные решения, в том числе относительно социальных норм. Обладает твердой волей, не упрям, признает собственные ошибки, не выставляя их напоказ.
Личностный Оптимист, любит жизнь, чаще добродушен, жизнерадостен, самостоятелен, реалистичен, способен принимать ответственность на себя, не проявляет излишней доверчивости или подозрительности, достигает желаемого собственными усилиями, с уважением и симпатией относится к самому себе. Обладает чувством юмора, не принимает себя и свой статус слишком серьезно, может посмеяться над собой.
Организация и проведение образовательного процесса в дошкольном учреждении немыслимо без максимального использования творческих возможностей. Как достичь предела совершенствования и нужно ли уметь работать на пределе? Или стоит попытаться «прыгнуть выше головы»? Эти и другие вопросы связаны с психическим здоровьем педагога. Совместно с руководителем ДОУ было решено разработать систему работы в форме тренингов, консультаций для педагогов. Данная работа ориентирована на оказание помощи и поддержки воспитателям, специалистам дошкольных учреждений.
Практическая часть.
Работа реализуется по трё м направлениям: теоретическое, диагностическое и практическое.
Теоретическое направление позволило ввести участников в смысловое поле проблемы. Совместно с методической службой были организованы консультации по вопросам экспериментальной деятельности, эмоциональной устойчивости педагогов и т. д. Консультирование проводилось как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Перед диагностикой педагоги были осведомлены о феномене «эмоциональная устойчивость» и «эмоциональное выгорание». Воспитатели и специалисты ДОУ заинтересовались данной проблемой и еще не зная о результатах диагностики, интуитивно чувствовали нарушения своего самочувствия, поведения и практически безошибочно ставили себя на ту или иную фазу (что было доказано после обработки данных). Многие воспитатели просили проинформировать их о данном синдроме, его проявлениях и последствиях, а также о способах его профилактики и коррекции.
Диагностическое направление необходимо для диагностики психических состояний, свойств личности, особенностей проявления эмоциональной неустойчивости.
Задача исследования: экспериментально изучить особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у воспитателей разного возраста, педагогического стажа и специальности педагогического образования.
Из наблюдений и результатов диагностики (Тест В. В. Бойко «Диагностика эмоционального выгорания педагогов» приложение 1, проведенных в начале года, видно, что у педагогов :
- снижено чувство уверенности у 30%;
- повышенно чувство тревожности у 26%;
- снижена сплоченность коллектива по экспериментальной деятельности.
Анализ полученных данных показал, что у педагогов дошкольного образовательного учреждения в целом отмечается критический уровень эмоциональной устойчивости независимо от возраста и стажа работы. Высокий уровень наблюдается по шкале «редукция личных достижений» (52,4%)., что сказывается на появлении негативного отношения к своей профессии, сознательному ограничению своих возможностей. Стремлению найти нишу, в которой можно было бы укрыться от необходимости саморазвития. По шкале «деперсонализация» результаты более удовлетворительные (19% - высокая степень и 48% - средняя). Наблюдается излишняя конформность, чувство зависимости, частичные нарушения с другими людьми, с воспитанниками. Эмоциональное истощение может проявляться в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии и усталости.
Данные, полученные в ходе нашего исследования, говорят о том, что при проведении определенной работы большее количество воспитателей может справиться с негативными проявлениями и повысить эмоциональную устойчивость.
В практическом направлении педагоги знакомились с различными методами и технологиями. Занятия проводились в форме игро-тренинга 2 раза в месяц. В основе работы лежал принцип поэтапности и постепенности развития группы. Каждая встреча логически вытекала из предыдущей и являлась в содержательном плане основой для следующей.
В игро-тренинг вошли игры и упражнения:
На сплочение коллектива и построение эффективного взаимодействия в группе.
На развитие чувства уверенности и снижение тревожности.
На развитие творческого потенциала и креативности.
На снятие нервно-мышечного напряжения.
Так же были разработаны полезные памятки для педагогов : «Позитивные установки», «Секреты стрессоустойчивости», «Правила и приемы активного слушания», «10 заповедей творческой личности», «Будь уверен!» и т. д.
Совместно с воспитателями подобраны пословицы, поговорки, афоризмы и создана Копилка Мудрых Мыслей, которые использовались на занятии.
Творчество заряжает наше мышление особой энергией, доставляет огромное удовольствие и положительные эмоции. При информационной перенагрузках и прочих тяготах жизни это хорошее тонизирующее средство. А главное – это способ предотвращения эмоционального напряжения.
По результатам работы повысилась сплоченность коллектива, командное взаимодействие стало более эффективным. Выросло чувство уверенности у 20%; а тревожность снизилась у 18%, раскрылся творческий потенциал у всех участников экспериментальной группы.
В заключении следует сказать, что только систематическая психогигиена является основой эмоциональной устойчивости педагога. Именно этот навык «чистки души» вырабатывает иммунитет к синдрому эмоционального выгорания, обеспечивает поддержание здорового микроклимата в дошкольном учреждении и повышает эффективность экспериментальной работы.
ЛИТЕРАТУРА
Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М., 2004.
Бойко В. В. Энергия эмоций в общении : взгляд на себя и на других. – М., 1996.
Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2000.
Виллюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976.
Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – Спб., 2001.
Звездина Г. П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ // Управление ДОУ. – 2004. - №4.
Прохорова Л. Н. Феномен психического выгорания как препятствующий фактор творческой активности педагогов дошкольных учреждений // Сборник по материалам конференции «Образование и здоровье». – Владимир, 2005.
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.
Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.
Шкуринская Е. А. Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе. – Волгоград, 2008.