Юлия Дзюба
Основные направления работы старшего воспитателя по повышению компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Основные направления работы старшего воспитателя по повышению компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО
«Правильно организованное обучение ведёт за собой развитие».
Образованию на государственном уровне в последнее время уделяется значительное внимание, об этом свидетельствуют нормативно-правовые документы:
в первую очередь Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», вступивший в силу 1 января 2014 года;
Публикация «Основные направления работы старшего воспитателя по повышению компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н утвержден «Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель).
Воспитатель – ключевая фигура в дошкольной образовательной системе, от его профессионального мастерства зависит жизнь и здоровье детей, их эмоциональное благополучие и развитие. Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимость повышения квалификации и профессионализма воспитателя, т. е. его профессиональной компетенции. Существует много трактовок понятия компетентности. Наиболее употребительным является представление компетентности как совокупности знаний и опыта, необходимых для профессиональной деятельности.
В словаре С. И. Ожегова, понятия «компетентный» определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области».
В условиях введения и реализации ФГОС ДО педагогический коллектив нашего детского сада, несомненно, столкнулся с некоторыми трудностями, в том числе связанными с кадрами:
Недостаточная профессиональная компетентность педагогического коллектива. Поэтому, одной из приоритетных задач методической службы в условиях введения ФГОС ДО было повышение профессиональной компетентности педагогических работников через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника.
В нашем ДОО работа велась в трех направлениях :
- информационное:
Цель – обеспечение педагогов необходимой информацией, касающейся обновления образовательного процесса: знакомства педагогов с нормативными документами, с новинками методической литературы. На семинарах, педагогических советах мы изучали ФГОС ДО, в особенности уделяя внимание содержанию образовательных областей, требованиям к развивающей предметно-пространственной среде и, конечно, требованиям к кадровым условиям. В методическом кабинете оформлялись выставки новинок литературы, разработаны методические рекомендации, консультации, памятки, буклеты по различным темам.
- повышение квалификации педагогов :
Курсовая подготовка по вопросам ФГОС ДО. На сегодняшний день 83 % (10 из 12 педагогов) прошли курсы повышения квалификации по ФГОС ДО, (2 педагога вышедшие из декретного отпуска, заявлены на 2017 год).
91, 7% педагогов (11 из 12 педагогов аттестованы, 8,3 % (1 педагог – вышедший из декретного отпуска, не имеет категории). I категорию имеют 41, 7 % (5 педагогов, соответствуют занимаемой должности 50% (6 педагогов, 1 педагог 8,3 % не имеет категории. Планируем аттестацию педагогов, которые соответствуют занимаемой должности и без категории на конец 2016 начало 2017 года.
«Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами»(Али Апшерони). Самообразование как процесс самостоятельного приобретения знаний и умений помогает адаптироваться педагогу в постоянно меняющейся социальной среде. В учреждении имеется план самообразования педагогов.
- организационно-методическое направление :
В условиях введения и реализации ФГОС ДО в дошкольной образовательной организации работал постоянно действующий семинар «Обновление образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями», в рамках которого рассматриваются различные вопросы: планирование, инновационные формы работы с детьми и родителями, вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды и, конечно, вопросы профессиональной компетенции педагогов.
Отдельный семинар был посвящен теме «Современный воспитатель. Какой он?» Здесь мы совместно изучили документы, касающиеся профессиональной компетентности педагога, поговорили о таких понятиях, как профессиональная компетентность, профессиональные качества, а также затронули имидж педагога.
В условиях реализации ФГОС особое внимание уделялось ИКТ-компетентности педагога. ИКТ-технологии в ДОО используются в трех направлениях :
- педагоги (составление плана, поиск информации в сети, использование ИКТ на семинарах, педсоветах и т. д.);
- дети (презентации, видео, аудио-материалы в работе с детьми);
- родители (использование ИКТ на родительских собраниях).
В нашей дошкольной образовательной организации педагоги в той или иной мере владеют компьютером. Затруднения в использовании ИКТ мы испытывали лишь по причине недостаточной оснащенности материально-технической базы, и не все педагоги владели программой Microsoft Office Power Point. Педколлективом было принято решение о необходимости проведения практикумов, консультаций по данному вопросу. Педагоги, владеющие программой, обучали других педагогов.
На сегодняшний день в ДОО созданы хорошие условия для использования ИКТ в образовательном процессе: имеется компьютерный класс, нетбуки для использования в образовательном процессе, лазерный принтер, проектор и интерактивная доска в музыкально-физкультурном зале, переносные экран и проектор. Результатом этой работы является медиатека в методическом кабинете, которая включает в себя как материалы, скачанные из сети Интернет, так и материалы (презентации) разработанные педагогами ДОО.
Был проведен анализ профессиональных компетенций педагогов в соответствии с ФГОС ДО. Получены следующие результаты:
78% - высокий уровень соответствия
15% - допустимый уровень соответствия
7% - низкий уровень соответствия.
Сегодня мы продолжаем работать в условиях реализации ФГОС ДО. Актуальной остается и реализация «Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических общеобразовательных организаций», утвержденной Правительством РФ 28.05.2014 года № 3241п-П8. Программа включает в себя четыре направления повышения профессионального уровня педагогических работников :
1. Внедрение профстандарта «Педагог»
2. Модернизация педагогического образования
3. Переход к системе эффективного контракта педагогических работников
4. Повышение социального статуса и престижа профессии педагога.
Данные направления взаимосвязаны и направлены на обеспечение повышения профессионального уровня педагогических работников.
До официально установленного срока начала применения профессионального стандарта «Педагог» осталось совсем немного времени. Профстандарт будет применяться работодателями при формировании кадровой политики, в управлении персоналом, при организации аттестации, разработке должностных инструкций. В профстандарте четко указано, что педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования должна быть реализована в конкретных действиях, требующих определенных знаний и умений.
Профстандарт также будет применяться работодателями и при заключении эффективных контрактов с педагогическими работниками. В настоящее время дошкольные образовательные организации уже осуществляют систему эффективного контракта педагогических работников. Эффективный контракт – прежде всего трудовой договор с работниками, в соответствии с которым условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. В эффективном контракте уточнены и конкретизированы трудовая функция каждого работника, показатели и критерии оценки эффективности его деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.
Также в эффективном контракте конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.
Таким образом, очевидна взаимосвязь Профстандарта и эффективного контракта
Поэтому уже сейчас важно понимать, насколько педагоги ДОО соответствуют требованиям профстандарта. Руководителям и методической службе ДОО необходимо провести анализ профессиональных компетенций педагогов в соответствии с профстандартом, чтобы определить направления дальнейшей методической работы в ДОО.
Алгоритм деятельности дошкольной образовательной организации по приведению уровня владения педагогами трудовыми функциями к уровню требований профстандарта.
1. Самоанализ уровня подготовки воспитателя к выполнению трудовых функций. Воспитатели самостоятельно анализируют, каким требованиям профстандарта они отвечают, а где у них имеются затруднения. Определяют, как их решить: пойти на курсы повышения квалификации, заняться самообразованием или посетить открытые просмотры.
2. Анализ уровня подготовки воспитателей старшим воспитателем (на основе результатов внутреннего контроля). Анализируется соответствие воспитателей требованиям Профстандарта и предлагаются пути решения проблем.
3. Анализ затруднений воспитателей на заседании педагогического совета. Совместное обсуждение результатов анализа и предложения всех сторон по возможности их преодоления на уровне дошкольной образовательной организации. Разработка оптимальных путей устранения проблем для каждого воспитателя – составление индивидуальной профессионально-личностной образовательно-методической траектории.
4. Реализация намеченных целей в максимально короткие сроки.