Прожерина Зоя Михайловна
Рекомендации для родителей и педагогов по развитию эмоциональной отзывчивости у детей в театрально-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоциональной отзывчивости в дошкольном детcтве - это последовательный поэтапный процесс, поэтому эффективность использования театрально-игровой деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников также требует поэтапности действий со стороны воспитателя. И чем четче будут определены действия педагога, тем эффективнее будет результат, к которому они идут вместе с ребенком;
Публикация «Рекомендации для родителей и педагогов по развитию эмоциональной отзывчивости у детей в театрально-игровой деятельности» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
- моделирование системы социально-эмоциональных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, исследование их ребенком и ориентировка в этих отношениях;
- изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций;
- становление наряду с игровыми реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстниками, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития;
- организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение;
- организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний, обеспечение их осознания благодаря вербализации, и, соответственно, осознание смысла проблемной ситуации и оформление ее новых значений;
- развитие способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе нравственных правил и правил, регулирующих выполнение роли в игре, развивающих игровое действие.
С учетом названных положений было определено содержание педагогической работы по развитию эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе их театрально-игровой деятельности. Содержание составили игры-этюды, игры-драматизации, игры-импровизации, музыкальные игры, режиссерские игры, а также подготовка и разыгрывание спектаклей, описанные в работах О. А. Белобрыкиной, Т. А. Березиной, Л. П. Бочкаревой, З. А. Гриценко, Ю. Н. Косенко, Н. Г. Куприной, М. Д. Маханевой, Л. Н. Прохоровой, Е. О. Смирновой, Л. П. Стрелковой, С. Н. Томчиковой, М. И. Чистяковой, Л. М. Шипицыной.
В соответствии с новыми требованиями ФГОС содержание педагогической работы предусматривало реализацию следующих принципов:
- развивающего образования, целью которого является развитие личности ребенка как раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию; формирование общей культуры дошкольника, обеспечивающих его социальную успешность;
- научной обоснованности и практической применимости: содержание работы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; предлагаемые ребенку задания должны носить практико-ориентированный характер и быть жизненно обусловленными;
- соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности: решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста: в процессе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: использование игры как ведущего вида деятельности старшего дошкольника.
Кроме того, процесс развития эмоциональной отзывчивости представлял целенаправленную организованную деятельность детей с соблюдением следующих требований:
- поэтапное построение педагогической работы;
- организация пространства взаимодействия воспитателя с детьми, наполнение ее необходимыми атрибутами для создания разнообразных образов и развития игровых позиций;
- работа в подгруппах: 5-6 человек;
- организация личностно-ориентированного общения, т. е. субъект-субъектные отношения между педагогом и детьми - педагог как равноправный партнер по игре.
Содержание работы реализовывалось воспитателем в совместной деятельности с детьми в течение года. Театрализованные игры организовывались как на занятиях с детьми по познавательно-речевому развитию, художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, литературной, социально-эмоциональному развитию и др., так и в свободное от занятий время. Включались игры и в литературные вечера досуга.
При организации театрализованных игр соблюдались педагогические правила :
1) В игру приглашаются только желающие. В случае если дети не присоединяются, взрослый не настаивает, но стремится ненавязчиво заинтересовать их и привлечь к общей игре, особенно это касается проблемных детей, показавших в исследовании низкий уровень эмоциональной отзывчивости. Таких детей воспитатель вводил в игру через собственное общение с ними: подойти к ребенку и начать играть с ним в паре и лишь после того, как ребенок примет игровую ситуацию, переключить его на игру с другими детьми.
2) Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет или к чему еще не готов. Принуждениями можно только отбить интерес к игре, сделать ее бессмысленной. Задача воспитателя - заинтересовать ребенка, увлечь его игрой. Все это требовало особой эмоциональности, выразительности и артистизма со стороны воспитателя.
3) При проведении всех игр следует по возможности избегать ин-струкций, нравоучений и приведения положительных образцов. Следует исключить также замечания и разделение детей на хороших и плохих игроков. Гораздо важнее и эффективнее поддерживать каждого ребенка, показывать ему, что другие дети - не противники и не конкуренты, а близкие, тесно связанные с ним и во многом похожие на него люди.
4) При выборе игр ориентироваться на возможности и интересы детей данной подгруппы.
5) Наиболее понравившиеся детям игры многократно повторять, помня о том, что многократное повторение одних и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта. Дошкольники по-разному и в разном темпе усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать ее содержание и получать удовольствие от выполнения игровых действий.
6) Каждую игру воспитатель заканчивал в тот момент, когда замечал, что дети устали от игры, начинают разбредаться по группе, отступают от правил игры. Воспитатель собирал детей вокруг себя и, сообщив, что игра закончена, предлагал попрощаться. В качестве прощания использовался особый ритуал (взрослый вытягивает руку, а дети подходят к нему и кладут свои ладони на ладонь взрослого, образуя круг, который подчеркивает общность детей, созданную в игре.
Обязательным условием проведения работы являлась организация уголка театрализованной деятельности в игровой зоне группы, в которой предусматривалось наличие ширмы, занавеса, различных видов театра : «бибабо», настольный, теневой, пальчиковый, марионеток, фланелеграф. В «костюмерной» размещались атрибуты для работы над созданием образа и развития различных игровых позиций дошкольников: «актер», «режиссер», «зритель», «оформитель». Здесь целесообразно также размещение костюмов, грима, игровых атрибутов, масок, кукол, декораций, различных материалов для изготовления театральных атрибутов, книг. Организация уголка театрализованной деятельности решала следующие задачи: способствовать развитию и поддержанию интереса дошкольников к театрализованной деятельности, а также, при определенной организации работы, создавать возможности для освоения ребенком собственного художественного образа, различных игровых позиций, развития творческих способностей.
Отбор художественных произведений, являющихся содержанием театрализованной деятельности, осуществлялся на основе
критериев:
- доступность содержания, соответствие содержания личному опыту дошкольников, что является основой возникновения интереса к предлагаемому материалу;
- содержание литературного материала соответствует содержанию поставленной задачи - развитию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников;
- сюжетность, динамичность литературных произведений, позволяющих использовать их в детских инсценировках;
- подбор произведений, позволяющих иллюстрировать различные модели поведения в схожих ситуациях.
С учетом этих критериев были выбраны произведения для театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста:
- "Хорошее настроение" Г. Граубин;
- Цикл стихотворений "Вовка — добрая душа", "Егор не любит грусти", "Непростая загадка", "Святая ложь", "Два снежка", "Ссора", "Есть такие мальчики", "Рукавички я забыла", "В дождь" А. Барто;
- "Где она?", "Радость", "Посидим в тишине", "Что сказал вежливый",
"Подарок", "Котенок" Е. Благинина;
- "Подружился-раздружился", "Ссора" С. Погореловский;
- "Заботливый брат", "Пропажа" Е. Серова;
- "Тихая девочка" С. Черный.
- Сказки: «Теремок» («Руковичка», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Жихарка», «Три поросенка», «Три медведя», «Заяц, лиса и петух», «Золушка», «Снегурочка», «Маша и медведь».