Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью музыкальных ложек»

Наталия Голубева
Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью музыкальных ложек»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

«Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью музыкальных ложек с использованием музыкального сопровождения»

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью музыкальных ложек“» размещена в разделах

Эмоциональное благополучие, психологическая устойчивость взрослого во многом зависит от того, каким было его детство. В свою очередь, развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребёнка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Поэтому развитие эмоциональной сферы дошкольника играет очень важную роль.

Знакомство с эмоциональным состоянием можно осуществлять не только с помощью пиктограмм, но и нетрадиционным способом – при помощи деревянных ложек с использованием музыкального сопровождения.

Развиваем эмоциональную сферу дошкольника с помощью деревянных ложек

Деревянные ложки использовали во время плясок, танцев, песен для подчёркивания их эмоционального, ритмического характера. Да и сейчас ложки активно применяются как профессиональными коллективами народной музыки, так и в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста в качестве простейшего шумового ударного инструмента.

Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу. Поэтому любая ритмическая деятельность ребёнка прекрасно соотносится с его психоэмоциональным состоянием. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ложек позволяет ребёнку накопить и развить первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха сначала только для восприятия и повторения разнообразных ритмов, он постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых, т. к. каждый ударный инструмент имеет свой неповторимы тембр, силу звучания, которые рождаются под воздействием разных факторов (величина резонатора, порода дерева, влажность обрабатываемой древесины, технология изготовления и пр.) У ребёнка формируется потребность в самостоятельной творческой деятельности.

Но ложки могут иметь и неспецифические свойства, и выступать в роли предмета, активно влияющего на развитие эмоциональной сферы дошкольника. Достаточно взять ложку и с внешней стороны черпака нарисовать рожицы, передающие различные эмоциональные состояния человека: веселье, удовлетворение, радость, равнодушие, удивление, печаль, неудовлетворённость, злость, обиду, страх и т. д. При необходимости на внешней стороне могут быть нарисованы положительные эмоциональные состояния, а на внутренней – отрицательные.

Для лучшего эффекта и объективности восприятия эмоциональных состояний рисунок должен быть сделан в минимальном цветовом решении.

Например, контур и детали могут быть нарисованы коричневой краской, а белки глаз «залиты» белой краской. Саму ложку после нанесения рисунка для износостойкости лучше покрыть бесцветным лаком.

Основные виды использования ложек – эмоциональных состояний с детьми дошкольного возраста

1. Рассматривание ложек с различными изображениями эмоционального состояния человека. Это действие может сопровождаться вербализацией образа на уровне описания (Человек грустный, потому что у него… Человек весёлый, так как у него) и на уровне идентификации своего состояния (Я был радостным, так как… Мне было страшно, потому что) или состояния другого (Коля обиделся, потому что… Аня удивилась из-за того, что). Ребёнок в соответствии с образом эмоционального состояния продолжает предложение, тем самым развивая восприятие и вербальный анализ. Ребёнок распознаёт мимическое отражение эмоций, сопоставляет его со своим опытом и внутренними переживаниями. Когда же он сопоставляет и делает анализ эмоционального состояния другого человека (сверстника, у него формируется эмпатия, сопереживание. Понимание собственных эмоций происходит также через познание эмоций других людей.

Дидактические свойства ложек проявляются также при формировании нравственных понятий. Дошкольник визуально дифференцирует положительные и отрицательные эмоции, производит вербальную оценку эмоциональных проявлений, может перенести увиденное в контекст реальных жизненных поведенческих ситуаций и поступков. Это позволит ребёнку через такое несложное задание актуализировать столь необходимый для дальнейшего развития и успешной социализации жизненный опыт, связанный с человеческими взаимоотношениями.

А то, что ребёнок оценивает эмоциональные проявления, свидетельствует о развитии у него самостоятельности суждений и мыслительной инициативы. Вместо ложек могут применяться карточки с изображениями эмоциональных состояний человека. Но ложки удобнее держать в руке, и тактильный контакт с натуральным материалом способствует дополнительному положительному сенсорному воздействию на ребёнка. К тому же само нестандартное применение ложек в качестве дидактического средства больше запомнится детям, чем использование картонных карточек.

Фиксация различных изображений эмоциональных состояний позволяет также развивать и обогащать эмоциональную память ребёнка, а также формировать у него мыслительные процессы при анализе различных ситуаций, характеризующих эмоциональное состояние человека.

С обратной стороны ложки можно нарисовать противоположное эмоциональное состояние – пусть дети, рассматривая черпак, угадают, что изображено на его противоположной стороне. Потом дети могут самостоятельно отгадывать изображённые на ложках друг друга эмоциональные состояния.

2. Во время прихода в детский сад утром ребёнку можно предложить выбрать ложку – эмоциональное состояние, которая наиболее подходит к его настроению. Это для воспитателя дошкольной группы станет экспресс-тестом для определения индивидуального подхода к ребёнку, выяснения причин, особенно в случае негативных эмоций, и принятия дифференцированных решений, как строить взаимодействие с ребёнком. Если он пришёл с плохим настроением, можно попросить выбрать ложку с положительной эмоцией и простучать его ритмоэмоциональную интонацию на ложках. Через двигательную активность ребёнок сможет или погасить своё первоначальное настроение, или забыть о нём, переключившись на другой вид деятельности. Вместе с тем в процессе этой игры – коммуникации с ребёнком – устанавливается атмосфера доверительности и эмпатии.

3. Во время прослушивания музыкальных произведений дети в соответствии с характером музыки выбирают и поднимают ложки (или карточки, тем самым символизируя возникший у них эмоциональный отклик. Можно использовать в качестве примера несколько музыкальных произведений известных композиторов, а также произведений русского песенного творчества, которые ярко передают то или иное эмоциональное состояние (см. табл. 1). Большое количество представленных произведений русских композиторов обусловлено интонационной связью музыки с русской речью, что окажет дополнительное воздействие на музыкальное развитие ребёнка. А включение разнообразных произведений классической музыки влияет на развитие не только музыкальных способностей ребёнка, но также интеллекта и творческих способностей.

Представленные примеры не являются окончательными, и абсурдна мысль, что при прослушивании одного произведения у детей возникает одно эмоциональное состояние, а при прослушивании другого – эмоциональное состояние будет другим. Мир музыки значительно богаче. Главная задача – побудить детей внимательно слушать музыку, сопереживать ей, пробудить желание находить в музыке интонации, оттенки. Ложки (или карточки) выступают в качестве предмета, помогающего ребёнку через зрительный образ отображать возникшие у него во время прослушивания музыкального произведение ассоциации и эмоциональные переживания.

Особенно это задание интересно, когда музыкальное произведение имеет несколько разнохарактерных частей.

Это задание позволяет развивать эмоциональность восприятия во время слушания музыки на уровне непроизвольного соинтонирования звучащему произведению и переносу услышанных музыкально выразительных красок в визуализированные образы (ложки-эмоции). Таким образом, ребёнок эмоционально откликается на звучащие музыкальные образы, осмысливает их, и, обобщая, подкрепляет определёнными зрительными эталонами, сформированными, прежде всего, на основе личного жизненного опыта.

В дошкольном возрасте дети довольно открыто выражают свои чувства и эмоциональный настрой. А так как ритм в своей основе носит эмоциональный характер, то детям можно предложить исполнить несколько ритмических упражнений. Например, после прослушивания произведения предложить простучать на обычных ложках то настроение, которое изображено на ложке-эмоции. Причём это необязательно должна быть попытка повторить ритм прозвучавшего ранее музыкального произведения. Дети на ложках передают прежде всего своё эмоциональное отношение к услышанному, через ритм пытаются отобразить свои ритмодвигательные проявления. Таким образом, происходит соединение эмоциональных проявлений детей, эмоциональных особенностей воздействия ритма и визуального отображения на ложках эмоционального настроения.

4. Ребёнок к определённому эмоциональному состоянию, изображённому на ложках, подбирает наиболее подходящий цвет. Так, взяв ножницы (помня меры безопасности при работе с режущим инструментом) и разноцветную бумагу или картон, он сам может изготовить одежду для человека-ложки. Цвет бумаги выступает важным выразительным средством при характеристике эмоционального состояния человека, а также непосредственно самой эмоцией, воздействующей на ощущения человека. Поэтому данный приём продуктивной творческой деятельности ребёнка позволяет решать сразу 3 задачи.

Первая задача – диагностико-коррекционная. По выбранному цвету можно определить, в каком эмоциональном состоянии находится ребёнок. Выбирает ли он цвета активности (красный, оранжевый, жёлтый) или нейтральный – серый. А может быть ему в настоящее время более созвучны спокойные цвета: зелёный, синий или угнетающий фиолетовый.

Существуют варианты наиболее часто встречающихся соответствий выбираемого цвета с эмоциональным состоянием ребёнка. Цвета имеют относительное ранжирование по восприятию и предпочтениям ребёнка, связыванию их с определёнными эмоциями.

Как видно, некоторые цвета повторяются. Большинство цветов состоят из смеси других цветов и являются вторичными (оранжевый, зелёный, фиолетовый) и составными. Например, оранжевый цвет можно получить, смешав жёлтый и красный, фиолетовый – из синего и красного, жёлтый – из зелёного и красного, зелёный – из синего и жёлтого и т. д. Оттенок цвета зависит от количества основного цвета (красного, жёлтого или синего).

Стоит отметить, что существенное влияние на выбор эмоционального состояния оказывает также оттенок цвета, его насыщенность и яркость (см. табл. 2).

Педагог, после того как ребёнок «оденет» ложку, должен попросить словесно рассказать, почему именно этот цвет он выбрал, какие ощущения и чувства у него возникли. Ребёнка можно попросить рассказать, какой цвет он бы выбрал, если бы у ложки было изображено другое эмоциональное состояние. Это задание оказывает экспрессивное эмоциональное воздействие, расширяет интуитивные аспекты понимания окружающего мира.

Вторая задача – аналитико-комбинаторная. Ребёнок дифференцирует, сопоставляет мимический образ эмоционального состояния человека с цветовыми представлениями этого состояния и вербализует его.

Третья задача – деятельностно-прикладная. Ребёнок сам создаёт одежду для человека-ложки. Помимо выбора цвета он прикладывает определённые усилия для создания конечного продукта, проявляет художественно-прикладные качества и вырабатывает такие черты характера, как усидчивость, внимательность, аккуратность.

Достаточно взять лист бумаги или не очень толстого картона формата А4 (22 х 29,7 см, сложить его пополам в длину, затем ещё раз пополам, но уже в ширину, и ножницами вырезать контур одежды и отверстие для вдевания ложки. Сделав такие игрушки, ребёнок может их использовать при создании театрализаций, разыгрывании сюжетных композиций. А это окажет дополнительное воздействие на развитие художественно-речевых способностей ребёнка, различного рода творческих проявлений в театрально-игровой деятельности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры и упражнения по развитию эмоциональной сферы дошкольников Игры и упражнения по развитию эмоциональной сферы дошкольников Для психологического комфорта детей в своей группе я использовала игры, указанные.

Игры с песком-прекрасное средство для развития эмоциональной сферы дошкольников ИГРЫ С ПЕСКОМ - ПРЕКРАСНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей –.

Консультация для педагогов «Снижение уровня агрессивности у дошкольников с помощью использования техники квиллинг»Консультация для педагогов «Снижение уровня агрессивности у дошкольников с помощью использования техники квиллинг» Добрый день уважаемые педагоги!Сегодня я хочу вам предоставить обобщение опытом по технике квиллинг в дошкольном возрасте. «Истоки способностей.

План-конспект игры-тренинга для старших дошкольников, направленной на развитие эмоциональной сферыПлан-конспект игры-тренинга для старших дошкольников, направленной на развитие эмоциональной сферы План-конспект игры-тренинга для старших дошкольников, направленной на развитие эмоциональной сферы «Весёлое и грустное настроение» Подготовила.

Проект «Развитие эмоциональной сферы детей с ОНР через музыкально-художественную деятельность» Актуальность Радикальные преобразования, происходящие в последнее время в России, ставят особые задачи перед системой образования. Развитие.

Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ «Страна эмоций» Муниципальное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального.

Статья на тему «Развитие эмоциональной сферы детей с ДЦП» План : 1. Введение. а) Особенности развития эмоциональной сферы детей с ДЦП. б) Значение детских фантазий. Эмоциональная сфера является.

Театрализованная деятельность, как средство развития эмоциональной сферы дошкольников Огромную, ни с чем не сравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны,.

Упражнения на развитие эмоциональной сферы-как средство обеспечения психоэмоционального комфорта в детском саду Тема: «Упражнения на развитие эмоциональной сферы - как средство обеспечения психоэмоционального комфорта в детском саду. Цели: 1. Создать.

В мире эмоций. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.В мире эмоций. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку осознать свои эмоции?Что бы ответить на этот вопрос, мы в нашей группе создали уголок эмоций. Подобрали материал, который.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью музыкальных ложек»
Опубликовано: 22 января 2017 в 23:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью музыкальных ложек»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Голубева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД