Елена Попугина
Социальный проект по нравственно-патриотическому воспитанию подростков «Тимуровцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края
«Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора государственного казенного учреждения социального обслуживания Краснодарского края Директор государственного казенного учреждения социального обслуживания Краснодарского края
«Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» «Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Н. В. Морозова С. Н. Фидиева
Публикация «Социальный проект по нравственно-патриотическому воспитанию подростков „Тимуровцы“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
«___» ___ 2014 г. «___» ___2014 г.
Социальный проект по нравственно патриотическому воспитанию подростков
«Тимуровцы»
Руководитель: Е. А. Попугина.
ст. Попутная
2014 год.
2. Актуальность проекта.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
У ребят должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Целью проекта является формирование у несовершеннолетних основ патриотизма, качеств человека, которые составляют его гражданскую и социальную активность, а так же развитие творческих и интеллектуальных способностей, коммуникативных навыков, воспитание гордости за свою страну и её историю. Для реализации целей и задач проекта проводились мероприятия представленные в рабочем плане.
Потребность осуществления социального проекта «Тимуровцы» продиктована, прежде всего, тем, что за последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и частичной потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры, как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Разрушаются вековые устои семьи, значительно увеличилось количество неполных семей, неблагополучных семей, несовершеннолетних оставшихся без попечения родителей. Нарушился естественный способ сохранения и передачи основ нравственности, патриотизма и народной культуры.
Суть проекта состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, родной природе, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры – это есть естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Сроки реализации и целевая аудитория:
Целевая аудитория: несовершеннолетние 13-18 лет.
Срок реализации: 3 месяца.
3. Описание организации.
Основной деятельностью «Отрадненского СРЦН» является оказание разнообразной социальной, реабилитационной помощи и поддержки несовершеннолетним с целью преодоления социальной дезадаптации, возникающей в результате отклонений в психо-социальном развитии и неблагоприятных социальных условиях.
Целью деятельности Центра реализация полномочий органа местного самоуправления в сфере профилактики безнадзорности и беспризорности, а также социальной реабилитации несовершеннолетних, с различными формами и степенью социальной дезадаптации.
В процессе реализации основной цели деятельности решаются задачи:
Участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
Предоставление временного проживания на полном государственном обеспечении несовершеннолетним. Осуществление их социальной реабилитации, организация медицинского обслуживания и содействие в обучении по соответствующим образовательным программам.
Оказание социальной помощи несовершеннолетним, их родителям или законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, защита прав и законных интересов несовершеннолетних, восстановлении их социального статуса в коллективах сверстников по месту учебы, жительства, содействие возвращению несовершеннолетних в семьи.
Разработка и реализация программ социальной реабилитации несовершеннолетних, направленных на обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду, а также на выход из трудной жизненной ситуации их семей.
Жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения целей и задач учреждение осуществляет следующий виды деятельности:
Стационарное социальное обслуживание несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации.
Главное направление работы СРЦН: программа «Ступени к успеху»
Цель программы: организация комплексной реабилитации и сопровождения несовершеннолетних и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды с использованием семейно-центрированных технологий.
Задачи программы:
- формирование позитивного образа «Я», личностного успеха в настоящем и будущем;
- развитие потребности в здоровом образе жизни, труде, соблюдении социальных нормативов;
- формирование чувства любви к малой Родине, родному краю, знакомство с историей Кубани;
- развитие интереса к народным традициям и обычаям, использование семейных традиций для восстановления внутрисемейных связей;
- знакомство детей с народным творчеством и развитие собственных творческих способностей воспитанников и их родителей, использование совместного детско - родительского творчества для коррекции и восстановления детско-родительских взаимоотношений;
- формирование адекватного представления о значимости труда в жизни человека, формирование мотивации к трудовой деятельности;
- повышение культуры общения, обучение навыкам конструктивного взаимодействия и выхода из кризисных ситуаций.
4. Обоснование необходимости проекта.
В настоящее время, отсутствие или недостаточное развитие патриотизма стало глобальным вопросом в воспитании подрастающего поколения. Эта проблема особенно остра в воспитании ребят, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
75% несовершеннолетних (в возрасте 13-18лет, помещённых в ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН» не имеют представления о культурных, социальных и моральных нормах поведения, нравственных ценностях общества. У них узкий кругозор, высокий уровень агрессии и тревожности, что выражается в их девиантном поведении. После окончания реализации проекта этот процент значительно сократился и составил 15% .
Педагогическая и психологическая безграмотность родителей, истощение эмоциональных форм общения, их низкий образовательный уровень – основные факторы, влияющие на отсутствие у несовершеннолетних представлений об общечеловеческих ценностях.
Подростки не понимают, что существуя в современном мире, мы не оторваны от того, что было много лет назад, что многое в сегодняшний мир пришло из прошлого, почему именно в таком виде, благодаря кому и чему сохранился жизненный опыт поколений. Поэтому необходимо донести до сознания детей, что мы должны сохранить опыт предков и всё лучшее передать своим детям, в будущее. Ведь без прошлого нет будущего. Ещё В. А. Сухомлинский писал: «От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».
5. Цель и задачи проекта.
Цель проекта :
- Формирование основ патриотизма - качеств человека, которые составляют его коммуникативную, гражданскую и социальную активность; развитие творческих и интеллектуальных способностей; воспитание гордости за свою Родину и ее историю.
Задачи проекта :
- воспитать сознательную любовь к Родине, уважение к историческому прошлому на примере подвигов русского народа;
- развивать познавательную активность;
- раскрывать общечеловеческие нравственные качества : благородство, верность Родине, самоотверженность, мужество, героизм;
-содействовать формированию сознательного патриотизма;
- корректировать те жизненные ориентиры личности, которые не соответствуют высшим нравственным ценностям человеческой цивилизации.
6. Методы реализации проекта :
Анкетирование.
Метод положительного примера.
Беседа.
Экскурсия.
Трудовой десант.
«Урок мужества»
Оформление «Книги памяти».
История боевой славы Отечества.
Метод анкетирования – способ получения информации путём письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов. В данном проекте метод анкетирования используется для выявления знаний о нравственно – патриотическом воспитании и отношение к нему.
Метод положительного примера.
Сущность положительного примера, как метода воспитания состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у подростков стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков. Он оказывает сильнейшее влияние на развитие сознательности и моральных чувств детей. Наблюдая и анализируя живые образцы патриотизма, мужества, трудолюбия, культуры отношений между людьми, ребенок отчетливее осмысливает сущность и содержание этих качеств. С этой точки зрения метод положительного примера выполняет своеобразную роль убеждения и служит важнейшим средством повышения влияния различных форм разъяснительной работы формирования у детей духовных потребностей мотивов поведения и моральных установок.
Беседа – это диалог: вопросы педагога и ответы детей. Она заставляет мыслить ребенка, следовать за мыслью педагога, в результате чего дети шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Достоинство беседы еще и в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоения знаний, умений, способствует развитию познавательных сил детей, создает условия для оперативного управления процессом познавания.
Экскурсия – особая форма организации работы по всестороннему развитию детей, эстетическому воспитанию, нравственно- патриотическому воспитанию. Экскурсия является наиболее эффектным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами, посещение музеев. Экскурсия – как живая непосредственная форма общения, развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика.
Трудовой десант. Обогатить знания детей об окружающем мире, выработать взгляды на труд, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшению действительности, заботиться о близких и одиноких людях.
Цель проведения «Урока мужества»
Патриотическое и культурно – нравственное воспитание молодежи, формирование личности гражданина – патриота, способного встать на защиту Родины. Доведение до подрастающего поколения боевых традиций Российской и Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленные нашими воинами в мирные и военные годы; сохранении памяти о героях, содействие к проявлению у молодежи готовности к самоотверженному служению Отечеству; пробуждение у подростков желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям – Родина; Патриотизм; Подвиг; Самопожертвование.
Оформление «Книги памяти»
Основная функция «Книги памяти» - образовательно – воспитательная. Создание «Книги памяти» - это многогранная деятельность, направленная на повышение уровня образования, нравственного воспитания и формирование исторического сознания к жизни и трудовой деятельности, что является важной задачей.
История боевой славы Отечества. История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее.
Организовывая воспитательную работу, я учитываю, что наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность мудрой, гордой за нашу Родину, наших людей, которые в смертельных схватках с врагами отстояли свободу и независимость государства. Священна память о народных героях всех войн, о тех, кто отстоял нашу страну от иноземных захватчиков; бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика, в Великой Отечественной войне.
Именно поэтому в работе по патриотическому воспитанию важно показать самоотверженность и героизм русского и других народов нашей страны в борьбе за свободу и независимость, разъяснить всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и других войнах, разоблачить фальсификаторов истории Второй мировой войны.
Важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения подростков к миру духовных ценностей истории и культуры.
Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у молодежи патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отчеству, готовности встать на его защиту. Историческая подготовка в определенной мере призвана решить задачи духовно-нравственного и идейного обеспечения процесса патриотического воспитания.
7. Управление проектом.
Руководитель проекта : Попугина Елена Александровна (воспитатель).
Управление проектом осуществляется по средствам проведения занятий, бесед, трудовых десантов, встреч с ветеранами ВОВ и труда. Форма контроля результатов: фотовыставки, оформление фотоальбома «Наши добрые дела», оформление «Книги Памяти».
8. Рабочий план.
№ Наименование мероприятий Сроки Ответственный
1. Анкетирование «Как вы понимаете патриотическое воспитание?» 04.09.14. Попугина Е. А.
2. Беседа «Кто такие Тимуровцы» 07.09.14. Попугина Е. А.
3. Трудовой десант: «Никто не забыт, ничто не забыто». (Уборка памятника) 16.09.14. Попугина Е. А.
4. Занятие: «Кубань в годы В. О. В.» 20.09.14. Попугина Е. А.
5. «Урок мужества» (посещение комнаты ветеранов).
23.09.14. Попугина Е. А.
6. Трудовой десант: «Дом без одиночества». (посильная помощь Ветеранам войны и труда). 25.09.14. Попугина Е. А.
7. Занятие: «Мы - граждане России». 11.10.14 Попугина Е. А.
8. Занятие: «Кубань мой край родной» 17.10.14 Попугина Е. А.
9. Трудовой десант: «Дом без одиночества» (посильная помощь Ветеранам войны и труда). 22.10.14. Попугина Е. А.
10. Занятие: «Ценности и история Кубанской семьи». 26.10.14. Попугина Е. А.
11. Посещение музея в ст. Попутной. «Быт Кубанских поселенцев». 04.11.14. Попугина Е. А.
12. Трудовой десант: «Никто не забыт, ничто не забыто». (уборка территории у «Поклонного креста») 07.11.14. Попугина Е. А.
13. Занятие: «Я и моя семья» 16.11.14. Попугина Е. А.
14. Трудовой десант: «Дом без одиночества» (посильная помощь Ветеранам войны и труда). 24.11.14. Попугина Е. А.
15. Подведение итогов: анкетирование «Как вы понимаете патриотическое воспитание?» 28.11.14 Попугина Е. А.
9. Ожидаемые результаты.
Усвоение ключевых понятий: патриотизм, героизм, гражданство;
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей; позитивное отношение к окружающему миру; любовь и бережное отношение к родной природе;
- в историко – краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; формирование приоритетов: ответственность, патриотизм, героизм; устойчивый интерес к историческому прошлому малой Родины и России; уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
- в социальной : способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; посильное служение Отечеству;
- в духовно – нравственной сфере : осознание несовершеннолетними высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе;
Развитие навыков участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию, умение выслушивать и принимать во внимание позицию других.
Конечным результатом реализации проекта должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание несовершеннолетних, как основа личности гражданина России.
10. Методы оценки результатов.
Результативность программы определяется с помощью анкет, тестов, наблюдений за поведением ребенка, его деятельностью, как планомерное и целенаправленное фиксирование психологических факторов в естественных условиях повседневной жизни.
Эффективность проекта так же оценивается через общение с воспитанником, посредством которого можно получить информацию (мнение, суждение) непосредственно из уст ребенка.
Оценка результативности реализации осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры :
1. Сформированность гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
умение принимать и защищать свои решения;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свобода человека и гражданина;
символика Российской Федерации;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.
Количественные параметры:
включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
проведение мероприятий.
11. План дальнейшего развития проекта.
Дальнейшее развитие проекта предусматривает решение проблемы по нравственно – патриотическому воспитанию подростков, поэтому была составлена дополнительная общеразвивающая программа детского объединения «Тимуровцы».
12. Бюджет проекта.
Материалы Количество Стоимость
Веники 2 шт. 200 руб.
Перчатки 4 пар. 200 руб.
Известь 2кг. 50 руб.
Кисти побелочные 2шт. 100 руб.
Стоимость данного проекта составила 550 рублей.
Список литературы:
1. Агапова И. И., Давыдова М. Р. Патриотическое воспитание в школе, М. : Айрис-Пресс, 2002
2. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. - М. : Айрис-пресс, 2006.
3. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова - СПб: КАРО, 2004.
4. Воронова Е. А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры, Издательство: Феникс, Ростов-на-Дону, 2006
5. Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен/ Знание. Понимание. Умение" 6 - 2008
6. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников : Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. - М. : Айрис-пресс, 2005
7. Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт-Петербург, 1999
8. Максименко Н. З. Патриотическое воспитание учащихся - важнейший аспект этнопедагогической подготовки будущих учителей. // Начальная школа 7. - 2000
9. Патриотическое воспитание : система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт. -сост. И. А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006.
10. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников. - 2002. – № 7.
11. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М. : 2006.
12. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И. А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.