Наталия Прилуцкая
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого–с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь,эта любовь переходит в любовь к Родине, прошлому и настоящему,ко всему человечеству»
Цель: формирование духовно-нравственного отношения к родному городу,дому,семье;воспитание гуманной личности,достойных будущих граждан России.
Задачи:
-Привитие чувства любви к своему родному краю,своей малой родине на основе приобщения к родной природе,культуре и традициям.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
-Формирование чувства привязанности к своему дому,детскому саду,своим близким.
-Расширение представлений о России,как о родной стране,о Шатуре,как о родном городе.
-Воспитание патриотизма,уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания :изодеятельность,художественное слово.
Участники проекта :воспитатель старшей группы,родители,дети старшей группы.
Тип проекта :комплексный,долгосрочный.
Реализация проекта :с сентября 2014 года по май 2016 год.
Проблемы, на решение которых направлен проект :
• Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
• Недостаток знаний о своей семье,о Родине;
•Советы педагогов не всегда представляют для родителей особую значимость;
•Родители,ссылаясь на свою занятость,не всегда выполняют рекомендации педагогов.
•Разобщённость между семьёй и детским садом.
Предполагаемый результат:
•владеть понятием «семья»,"Малая родина","Моя страна";
•знать информацию о своей семье,профессии родителей;знать улицы своего города;
•уметь совместно с родителями составлять родословную семьи и иметь представления о родственных отношениях;
•итоговая деятельность «Моя семья»,"Моя малая родина";
•проведение родительского собрания в нетрадиционной форме
Этапы работы над проектом : 1 этап:«Подготовительный»(Сентябрь–октябрь)
• разработка этапов проектной деятельности;
• сбор семейных фотографий и оформление альбома"Моя семья","Отдых с семьей на природе";
•разработка бесед,конспектов ООД;
•разработка сюжетно-ролевых игр;
•создание предметно-развивающей среды;
•разработать консультации,родительские собрания. Оформить уголок для родителей:памятки,подбор полезной информации;
• просмотр с детьми мультфильмов:«Мама для мамонтёнка»,«Осторожно, обезьянки!»
2 этап:«Практический»(Ноябрь–март)
Совместная деятельность:
• Беседы:«Моя семья»,«Мои бабушка и дедушка», «Улицы нашего города», «Достопримечательности нашего города», «Как я помогаю дома»
• Творческое рассказывание:«Выходной день в моей семье»,«Мои близкие»,«Наши любимые питомцы»,«Лето на даче»,«Наше путешествие».
• Чтение художественной литературы:Толстой «Рассказы для маленьких детей»,«Мальчик-с пальчик»,Осеева «Сыновья»,Линдгрен «Малыш и Карлсон»,русская сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,ненецкая сказка «Кукушка»
• Разучивание стихотворений:Благинина «Посидим в тишине»;
•Проведение пальчиковой гимнастики «Наша дружная семья»
•Разучивание пословиц и поговорок о семье,дружбе.
• Дидактические игры:«Как мы помогаем родным»,«Кому,что нужно для работы»,«Моя квартира»,«У кого сегодня день рожденья?»,лото «Моя семья»,упражнения «Кто ты для бабушки?»,«Огорчиться ли мама, если…».
• Игры-драматизации по сказкам:«Репка»,«Хаврошечка»,«Красная Шапочка»,«Гуси-лебеди»
• ООД: «Моя семья», "Мой город".
• Сюжетно-ролевые игры:«Дочки-матери»,«Семья»,«К нам пришли гости»,«Дом»,«Мебельный салон», «Салон одежды для дома»
•Классификация предметов домашнего обихода (посуда,мебель,бытовая техника, продукты питания)
•Создание макета «Моя улица»
•Конструирование «Дом,который построил я сам»
•Рисование «Мой дом»,«Моя семья»,«Улицы нашего города»,«Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой»,«Весёлое лето»,«Мы на отдыхе"
•Выставка детских рисунков «Весёлое лето»
3 этап «Итоговый» (Апрель–май)
1. Итоговая ООД «Моя семья»
2. Родительское собрание «Семейные традиции»
Решение проблемы:Повышение компетентности родителей в вопросах семейного воспитания.
Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций.
Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
Результат, на который очень хотелось бы обратить внимание, заключается в усвоении ребё нком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Сотрудничество с семьё й:
•Консультации «Микроклимат семьи,«Рекомендации для заботливых родителей»
•Презентация-выставка «Семейные увлечения»
•Беседы о своей семье,родственниках, профессии родителей,своем городе.
•Создание альбома «Моя семья»
•Составление генеалогического дерева.
•Фотогазета «Летний отдых всей семьёй.
• Родительские собрания: «Играют дети – играем вместе», «Семейные традиции»
Особенности проекта :
•опора на личный опыт детей,полученный в семье;
•доступность материала для дошкольников;
•максимальная включенность родителей и оказание практической помощи в работе по ознакомлению детей с семьёй,семейными ценностями;
•интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие,они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Дошкольный возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма
Мир ребенка начинается с его семьи.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях. Воспитываем в них гуманное отношение к своим близким.
В нашей группе созданы фото-альбомы "Моя семья", "Отдых с семьей на природе"
Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу.
История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения.
Мы живем в Шатуре, городе с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее Шатуры.
В ООД, экскурсиях, беседах даем детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях, знаменитых земляках.
Воспитываем гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше.
Воспитывая любовь к своему городу, подводим к пониманию, что город Шатура – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех;
- везде соблюдают традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие национальные и общественные праздники.
Эту истину знаю от роду.
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою.
Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное.
Вот поэтому, перед нами стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу, любить Родину.
Через экскурсии и прогулки в лес, парк, поле, я прививаются детям любовь к родной природе, закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формируются чувство ответственности за сохранение природы родного края.
Любить свой город – значит и любить природу в нем.
Во время экскурсий, наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подводим ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.
Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
«Никто не забыт, ничто не забыто». «Нет земли краше, чем Родина наша!»
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа.
Приобщаем детей и к культуре своего народа (русские народные праздники, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. С младенчества ребенок слышит родную речь. Даем детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки.
Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаем их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга.
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление.
Мы испытываем трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами, потому что у нас в детском саду нет мини-музея «Русская изба»,а дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление.
Поэтому предлагаем родителям посетить Шатурский музей.
«Охранять природу – значит охранять Родину».(М. Пришвин)
Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.
Постепенно от прогулки к экскурсии, от беседы и чтения книги, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины. Это березовая роща, и живописные тропинки у озер. Все это закладывает у детей первые основы патриотизма.