Лилия Степанова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Наш родной край»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы: Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Наш родной край“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
Цель проекта: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта: Дать знания детям о родном крае, городе: история, символика, достопримечательности; расширить знания детей о флоре и фауне Ханты – Мансийского округа; воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им; познакомить с культурой и традициями ; формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Гипотеза: Если в воспитательно – образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.
Направления проектной деятельности:
Информационный блок: Переработка теоретических материалов, подготовка познавательных рассказов.
Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения
Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды
Вид проекта: познавательный, групповой.
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: долгосрочный в течении двух лет
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
Е. С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
ЛТ. И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
Л. Д. Кашин: «Мегион люди высокого долга»
Екатирина Орлова: «Край большой нефти»
Программно – методические материалы по программе «Мой город Мегион»
Материалы Интернет.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
Подбор литературы о городе и Ханты- Мансийском округе.
Подбор произведений народного творчества,
Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки,
Подготовка разного вида бросового материала
Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
Дидактические игры,
Выставки книг, рисунков, поделок,
Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
Изучение интереса детей для определения целей проекта.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический
Работа с детьми. Старшая группа
Образовательная область Формы и методы работы
Социализация Сюжетно – строительная игра «Мы строители города»,
Познание Рассматривание фотографий родного края и беседа о том, что на них изображено
Экскурсии на Югру, в краеведческий музей, к памятникам, и т. д.
Беседа: «Законы охотников, рыболовов и оленеводов».
НОД: «Нефть – чёрное золото Югры»
НОД: «Лес и его экосистема».
Беседа: «Собака и олень – верные друзья и помощники на Севере»
НОД: «Ханты и манси – таёжные жители».
Беседа: «Край в котором мы живём».
НОД: «Семейный уклад жизни коренного населения ХМАО».
Дидактические игры: Кто что делает», «Собери картинку», «Что делают из нефти», «Собери флаг»,»Собери картинку», «Узнай здание по фрагменту», «Заколдованный город», Лото «Вчера, сегодня, завтра», «жилое нежилое», «Собери флаг»
Коммуникация Составление творческих рассказов «Мой любимый город»
НОД: «Улицы Мегиона рассказывают».
Чтение художественной литературы Чтение произведения Ольги Лебедевой «Буровичок Югорка»
НОД: Знакомство с творчеством поэтессы Л. П. Тактащевой.
НОД: «Чтение стихотворений, «Не узнала мама сына», «Пошутилки», «День рожденье».
Экскурсия в Детскую библиотеку.
Чтение пословиц и погворок.
Разучивание стихотворений о городе и родном крае.
Музыка Развлечение; «Югра – наш дом родной»
Художественное творчество
НОД: Рисование «Пушистый комочек» (по произведению Л. Такташевой).
НОД: Лепка «Наши маленькие друзья»
Выставка рисунков
Физическая культура Игры: (народов ханты и манси) «Северные олени», «Спасение бобров», «Лиса мышкует»,
«Сова и евражки», «Кошки и рыболовы»
Работа с детьми. Подготовительная группа
Образовательная область Формы и методы работы
Социализация Сюжетно – строительная игра «Мы строители города»,
Познание Д/и: «Узнай, где я нахожусь». Цель: Закрепление знаний о достопримечательностях города
Беседа с детьми о памятниках родного города, о людях прославивших город Уточнить знания детей о родном городе, дать знания о гербе и флаге Мегиона, объяснить символику.
Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к родному городу.
Беседа «Что есть в нашем городе для детей».
Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города, учить детей излагать свои мысли понятно для окружающих
Занятие «Москва – столица нашей Родины».
Беседы о России Занятие «Символика России». (9. 104)
Занятия в школе
1. Герб и флаг Ханты –Мансийского округа.
2. Животный мир нашего края
3. Национальная одежда хантов и манси
Беседа о животном мире Севера.
Занятие «Знакомство с жизнью народов Севера» (4, 134)
Цель: закреплять знания о родном крае, о своей стране – России; расширять знания о своеобразии жизни народов Севера; воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Беседа: «Кто украсил наш город»: рассказать о традиции встречать новый год, формировать бережное отношение к результатам труда людей; Беседа «Моя родина»
- рассматривание фотографий и иллюстраций на тему «Россия – родина моя»;
- проведение дидактических игр «Природа России», «Народный календарь», «Животный мир России»;
Беседа «Семейные традиции» Расширять представление о семье и о семейных традициях. Воспитывать уважение к родным и близким.
Беседа:«Наша армия родная»
Беседа: «Будем беречь и охранять природу»
Беседа: Мое Отечество — Россия
Беседа «Каждый труд в почёте».
Цель: Расширять представления о труде взрослых, воспитывать уважение к людям труда.
Занятие «Земля – наш общий дом» .(4, 182)
Настольно-печатная игра «Народы мира»
«Они сражались за Родину»
рассматривание с детьми вариантов различного оформления поздравительных открыток ко Дню победы;
- рассматривание фотоматериалов, репродукций картин, отражающих тематику Великой Отечественной войны;
- рассматривание альбома с изображением медалей и орденов военных лет;
- Экскурсия к памятнику
рассматривание иллюстраций и беседа о природе Югры
Коммуникация Беседа «Поэты и писатели нашего города»- Расширять представление детей о писателях г. Мегиона (Л. Такташева, В. Козлов). Рассказать о их творчестве. Развивать внимание, память, воображение. Воспитывать познавательный интерес к творческим людям.
- разговоры о символах России;
- разговоры о символах Югры
Составление рассказа о профессиях родителей «Где работают наши мамы и папы».
Чтение художественной литературы НОД: Знакомство с творчеством поэтессы Л. П. Тактащевой.
Чтение пословиц и погворок.
Разучивание стихотворений о городе и родном крае.
Музыка Развлечение; «Югра – наш дом родной»
- знакомство с гимном России;
Слушание песен разных народов
Художественное творчество Рисование : №1 «Кукла в национальном костюме»
Рисование «Папа (мама) гуляет со своим ребенком в сквере (по улице)»
проведение конкурса рисунков «Моя малая родина»;
- рассматривание картин, иллюстраций с изображением родного города;
Экскурсия в художественную школу на выставку рисунков «Мегион в будущем»
Рисование «Вечерний город»
Рисование «Наша армия родная»
Рисование «Моя семья».
Выставка творческих работ «Дружба народов»
- «Кремлёвская стена и Спасская башня»
- Лепка «Вечный огонь».
- Рисование по замыслу «Родная страна»
Физическая культура Игры: (народов ханты и манси)
Работа с родителями воспитанников
Формы и методы работы
Беседы с родителями о важности данной проблемы.
Оформление папки – передвижки: «Первопроходцы Земли Мегионской», «Люби и знай свой край родной», «Знаменитые люди нашего города в области искусства. Творчество Л. Такташевой и А. Мухаметовой».
Привлечение родителей к пополнению патриотического уголка в группе.
Экскурсия: на Югру
Консультации «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
Родительское собрание: «Роль проектно – исследовательской деятельности в развитии познавательной активности у детей
3. Заключительный
Обобщение результатов работы: Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Презентация проекта через развлечение «Югра – наш дом родной».
Необходимые условия реализации проекта:
Интерес детей и родителей;
Методические разработки,
Интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемый результат:
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.