Елена Польченко
Социальный проект «Мы в Арзгире живем»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта
Тема проекта : «Мы в Арзгире живем».
Тип проекта : социально-познавательный, открытый, групповой, осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников и педагогами.
Участники проекта : дети средней группы, родители, педагоги.
Автор проекта : воспитатель Польченко Е. А.,
Сроки реализации: март- апрель 2016 год.
Цель проекта :
Публикация «Социальный проект „Мы в Арзгире живем“» размещена в разделах
Формирование у детей любви к Родине, к родному селу и его истории, чувства ответственности за судьбу села, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа
Актуальность проекта
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Проверка знаний детей среднего и старшего дошкольного возраста об Арзгире показала, что существует дефицит знаний о родном селе, крае. Опрос родителей выявил, что они считают знакомство с Малой Родиной важным компонентом в воспитательно-образовательном процессе. Так, вопрос патриотического воспитания обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости этой проблемы, с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний детей о родном крае, с другой.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с селом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.
Основные задачи:
1. Воспитать у ребенка любовь и привязанность к своему краю, дому, улице, селу.
2. Расширять представления об историческом прошлом и настоящем родного села и его особенностях.
4. Закреплять знания детей о природных ресурсах, климатических условиях как факторах, определяющих экономическое развитие села.
5. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственность за все, что происходит в селе, сопричастность к этому.
6. Развитие бережного и созидательного отношения к селу (достопримечательности, культура, природа).
7. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.
Идея проекта : через разные виды деятельности формировать представление о малой Родине.
Замысел проекта : Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре родного края.
Этапы реализации проекта.
1. Организационный:
-выбор темы проекта.
-определение целей и задач.
2. Обучающий:
-занятия, совместная деятельность с детьми, дидактические игры.
- разучивание стихов о селе.
3. Основной:
-организация и проведение экскурсий.
-размещение материалов, детских работ, фотографий.
- встречи с интересными людьми.
4. Итоговый:
-подведение итогов
-награждение лучших участников.
5. Заключительный:
- создание альбома «Мы дети твои Арзгир, презентации «Арзгир глазами детей» и др.
Интеграция образовательных областей: Коммуникативно-личностная, познавательная, речевая, художественно –эстетическая, физическое развитие.
Роль родителей в реализации проекта :
Знакомят детей с улицей, на которой проживает семья, объектами культуры и быта, расположенными рядом с домом.
Участвуют в мероприятиях детского сада: экскурсиях с детьми, праздниках, выставках, создании мини-музея группы, фотоальбомов, групповой газеты.
Участвуют в образовательном процессе по ознакомлению с селом.
Прогнозируемые результаты:
- Расширяет представления ребенка о селе, в котором он живет.
- Формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, гордость за своё село, уважение к его истории и людям, которые в нем живут.
- Развивает инициативу, сообразительность, потребность общаться с природой, эстетический вкус.
- Повышает заинтересованность родителей к проекту, истории края, села.
- Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм.
Механизм реализации проекта
1. Информационно- накопительный
- сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- обращение к специалистам.
2. Организационно- практический
Перспективное планирование мероприятий
№ п/п Мероприятия
Сроки реализации Ответственные
С детьми:
1. Проведение цикла познавательных занятий, на темы «Люблю тебя мой край родной, «Достопримечательности родного села».
Март
2016 г
Воспитатель
2. Музыкальное занятие по теме «Фольклор родного села» Март
Музыкальный руководитель
3. Беседа с детьми на тему
«Моя семья» Март
Воспитатель
4 Беседа по теме
«Моя улица, мой дом» Март Воспитатель эколог
5 Создание фотоальбома на тему «Все мы дети Арзгира» Март- Апрель
Воспитатель
6 Выставка рисунков «Пейзажи нашего села»
Март Воспитатель
7. Изучение геральдики России, края, села.
Март Воспитатель напр. Социализации
8. Занятие по теме «Птицы и животные Арзгира»
Март Воспитатель напр. Экологии
9. Занятие по теме «Хлеб всему голова»
Март Воспитатель напр.
Социализации
10. Беседа с детьми «Памятники и улицы Арзгира» Апрель
Воспитатель
11. Встреча с ветеранами ВОВ Апрель
Воспитатель
12. Спортивное мероприятие посвященное Дню Победы. Апрель Инструктор физ воспитания,
13. Музыкальное мероприятие «Песни дедов и отцов»
Апрель Музыкальный руководитель
14. Рисунки на асфальте “Мир без войны”
Апрель Воспитатель
15 Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры
патриотической направленности
Март- Апрель Воспитатель
С родителями:
16 Консультация для родителей «Знакомимся с историей села» Март Воспитатель
17 Конкурс чтецов «Этот день победы» Апрель Воспитатель, родители
18 Прогулки по достопримечательностям Арзгира Март Родители
19
Разучивание стихов об Арзгире и крае Март Воспитатель, родители воспитанников
20
Оформление альбома «По страницам истории села Арзгир» Апрель Воспитатель, родители
21 Трудовой десант: уборка участка, высаживание цветов, деревьев. Апрель Воспитатель, родители
22 Моя родословная (генеологическое древо семьи)
С педагогами:
22 Региональная викторина «Знаете ли вы свой край?»
Март Польченко Е. А.
3. Презентационно – завершающий
• Выставка фотоальбома «Все мы дети Арзгира»
• Выставка рисунков «Пейзажи нашего села»
• Оформление альбома «По страницам истории села Арзгир»
• Заучивание стихов о Родине, о селе
• Накопление банка творческих занятий и познавательных бесед по разным направлениям (музыка, коммуникация, социализация, физическое развитие)
• Консультация для родителей «Знакомимся с историей села»
• Региональная викторина «Знаете ли вы свое село?»
• Создание презентации «Арзгир глазами детей».
4. Контрольно - рефлексивный
Диагностическая игровая ситуация: «Гости приехали».
(на основе беседы)
Цель: Выявить знание детей о том, что узнали нового и интересного о родном крае. Как усвоили материал? К чему отдали предпочтение в познаниях: (природы края или к истории нашего края).
Условия диагностирования.
Проводится индивидуально. На основании данных вопросов. Возможно проведение диагностического занятия с учетом подгруппы детей (5-6 человек).
Стимулирующие материалы: Фото села, книги, альбомы.
Мотив. Ребенку предлагается «встретить гостей» и познакомить их с селом.
Предъявляемые задания.
Ребенку предлагаются группы вопросов.
1.«Родное село Арзгир».
(Название своего села, района, домашнего адреса. Назвать достопримечательности нашего села).
2.«Лица села».
Рассказать об известных людях села.
3.«Историко-географический и природный компоненты родного края»
Знание о природе нашего района; о растительности, животном мире. Спросить: какие реки протекает рядом с нашим селом?
4 «Личностное отношение к родному селу».
- Что интересного о родном селе ты запомнил?
Способы обработки анализа материалов. Фиксируются ответы на вопросы, интерес детей, эмоциональные проявления.
Уровни сформированности знаний о родном крае у детей среднего возраста. После подсчета количества баллов определяется уровень знаний детей о своем поселке.
Высокий уровень (10-12 баллов)
Знает название села, района, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности села. Называет название 4-5 улиц; знает имена людей прославивших наше село, называет потешки, прибаутки; Называет животных и растения края, передает настроение.
Средний уровень (6-10 баллов)
Знает название села, свой домашний адрес; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать животных и растения. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (2-6 баллов)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия села, не может сказать свой адрес. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Результат проектной деятельности :
По итогам реализации проекта «Мы живем в Арзгире» у детей:
В результате проведения занятий, игр, бесед, экскурсий, презентаций, фотоматериалов, у детей сформировались расширенные знания о родном селе, а именно: дети узнали героев села, чем прославлено наше село, о природе родного края и многое другое. Таким образом, развивающая предметная среда МКДОУ, усилие воспитателей и родителей, четкое планирование работы по ознакомлению с родным краем и истории своего села, повысили уровень знаний и духовно-нравственные качества дошкольников;
у родителей: сформированы навыки совместной работы по патриотическому воспитанию родителей с детьми.
Вывод :
Таким образом, вышеописанная система работы по теме «Мы живем в Арзгире» позволила успешно и эффективно:
- Воспитать у ребенка любовь и привязанность к своему краю, дому, улице, селу;
- Расширить представления об историческом прошлом и настоящем родного села и его особенностях;
- Закрепить знания детей о природных ресурсах, климатических условиях как факторах, определяющих экономическое развитие села;
- Воспитать чувство гордости за своих земляков, ответственность за все, что происходит в селе, сопричастность к этому;
- Развить бережное и созидательное отношение к селу (достопримечательности, культура, природа);
- Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.
Перспективы дальнейшего развития:
Я считаю, что проблема патриотического воспитания на сегодняшний день очень актуальна, поэтому предполагаю дальнейшую работу по реализации данного проекта.