Елена Владимировна Михайлова
Развитие звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие звуковысотного слуха детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии музыкальных способностей детей. Музыкальные способности проявляются в процессе музыкального воспитания, которое является – важнейшей составляющей системы эстетического воспитания. К его основным задачам относятся: побуждение у детей интереса к музыке, приобщение к различным видам музыкальной деятельности, формирование запаса музыкальных впечатлений и, конечно, развитие музыкальных способностей в целом. Центральное место в этой системе по праву занимает музыкальный слух, являющийся, по образному определению Б. В Асафьева «мерой вещей» в музыке.
Публикация «Развитие звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности» размещена в разделах
Вопросы развития слуха рассматриваются в теоретических трудах Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, в работах педагогов Э. Б. Абдуллина, Н. А. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, З. Кодая, Е. В. Николаевой.
Проблема развития музыкального слуха детей дошкольного возраста в психологическом аспекте получила в трудах А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова и многих других отечественных и зарубежных педагогов-музыкантов/
Музыкальный слух в узком понимании этого слова определяется как звуковысотный (по Теплову). Приводя теоретические и экспериментальные обоснования, Теплов Б. М. доказывает, что ведущую роль в ощущении музыкального звука играет высота.
Музыкальный слух теснейшим образом связан с эмоциями. Особенно ярко проявляется эта связь при восприятии музыки, различении эмоциональной, ладовой окраски, настроений, чувств, выраженных в ней. При воспроизведении мелодий действует другое качество слуха – появляется необходимость иметь представления о расположении звуков по высоте,
т. е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Развитие музыкального звуковысотного слуха занимает центральное место в развитии музыкальных способностей у детей и в основном осуществляется через вокальное воспроизведение, то есть пение, которое и представляет собой, в сущности, детальный звуковой анализ музыки.
Работа по развитию звуковысотного слуха в певческой деятельности проходит в несколько этапов, первый из которых – диагностический. Входная диагностика включает в себя следующие исследования:
диагностика сформированности высоких интонаций в речевом голосе детей.
диагностика сформированности низких интонаций в речевом голосе детей.
диагностика сформированности музыкального звуковысотного слуха.
Не стоит пренебрегать исследованием высоких и низких интонаций, сразу переходить к диагностике сформированности слуха. Результат такого неполного исследования может быть неточным, ведь не каждый ребенок сразу может перейти к пению и показать все, что он умеет (дети могут стесняться петь, чувствовать себя не комфортно и т. д.).
Работа по выявлению уровня чистоты интонации певческого голоса детей старшего дошкольного возраста, то есть выяснение уровня сформированности музыкального слуха, может проходить в форме разучивания с детьми в течение двух-трех занятий очень простой песни (а еще лучше попевки). Детям лучше предлагать спеть песенку с аккомпанементом педагога (возможна помощь взрослого). Если ребенок справляется с заданием, ему предлагается спеть песню без сопровождения. В пении без аккомпанемента дети, как правило, показывают гораздо более низкие результаты, чем в пении с сопровождением. Исключение составляют лишь те дети, которые обладают высоким и устойчивым уровнем развития слуховых представлений и хорошей координацией слуха и голоса.
Если ребенок не справляется с заданием, песня транспонируется вверх и вниз для поиска и определения певческого диапазона ребенка. Результаты исследования фиксируются, дети распределяются в четыре группы:
чисто интонируют без поддержки инструмента – музыкальный слух сформирован;
чисто интонируют с поддержкой инструмента – музыкальные
представления слабые;
поющие неверно – музыкальный слух в стадии формирования;
поющие неверно даже в ограниченном диапазоне – музыкальный слух в начальной стадии формирования.
На выявлении уровней сформированности музыкального слуха и отнесение детей к определенным группам заканчивается диагностический этап, делаются выводы, на основании которых вырабатывается воспитательная, развивающая система. Это следующий этап работы по развитию звуковысотного слуха. Для развития звуковысотного слуха у детей 5-6 лет применяются музыкально-дидактические игры из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной: «Бубенчики» - для сопоставления трёх звуков, различных по высоте, «Сколько нас поёт?» - для развития гармонического слуха, «Музыкальное эхо» - для развития музыкального слуха и чистоты интонации, «Учёный кузнечик» - для формирования ладотонального слуха.
Развитие у детей музыкального слуха, и прежде всего его главного, звуковысотного компонента, во многом зависит от направленности и организации тех видов музыкальной деятельности, которые в данном случае являются приоритетными. К ним, в первую очередь относится пение – один из основных и наиболее естественных видов музыкальной деятельности дошкольников. Певческая деятельность является одним из основных видов музыкальной деятельности, которая к тому же интересна и любима детям дошкольного возраста, представляется возможным посредством её, решать задачи по развитию звуковысотного слуха.
С целью развития звуковысотного слуха была проведена целенаправленная педагогическая работа по выявлению и повышения
уровня развития звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста. Для выявления уровня развития звуковысотного слуха проводилась диагностическая работа по методике Ветлугиной Н. А., Кенеман А, В.
В ходе работы использовались два вида упражнений для распевания: специально подобранные упражнения для выработки конкретного певческого навыка;
упражнения, основанные на небольших, выученных ранее маленьких песенках или отрывков из песен, которые исполняются в разных (доступных для ребёнка) тональностях сверху вниз или наоборот.
Распевание начиналось в среднем, удобном для ребёнка диапазоне, постепенно расширялось вверх, предлагалось исполнение того же упражнения в разных тональностях. Упражнений для распевания на занятии обычно давалось 2-3. В течение года ребята выучивают 8-10 упражнений. Чтобы настойчивая просьба повторять распевания не показалась детям слишком утомительной, предлагалось исполнение упражнений в разных вариантах: использовались такие приёмы как «эхо», «перекличка», «соревнование».
Очень тщательно подбирались упражнения, учитывая наличие интересного содержания или игрового момента, чтобы упражнения могли заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности песни.
В работе использовались как хорошо знакомые детям упражнения, так и незнакомые, в зависимости от той задачи, которая ставилась перед разучиванием той или иной песни. Систематическое исполнение подобных упражнений способствовало тому, что дети стали чище интонировать, выделять кульминацию голосом.
Внимательно подбирался музыкальный репертуар. Для слушания, пения и игре на детских музыкальных инструментах предлагались русские народные песни и высокохудожественные детские песни В. Шаинского, Д. Кабалевского, З. Парцхаладзе, Г. Гладкова, О. Поляковой, Т. Попатенко, А. Филиппенко и др.
Большое место на музыкальных занятиях заняли музыкально-дидактические игры и упражнения.
Игры помогли проверить у ребенка состояние слуха именно в музыкальном, звуковысотном отношении. Вводя ребенка в мир музыки, в общение с окружающими, способствовали приобретению знаний, развитию чувства ритма и такта, музыкальной памяти, творческой деятельности ребенка, помимо главной задачи - развития звуковысотного слуха.
Развитие звуковысотного слуха требует систематической работы с детьми.
Рассматривая музыкальный слух, как способность восприятия всех сторон музыкально-художественного впечатления: интонации, звуковой окраски, ритма - следует уделять должное внимание его развитию не только в процессе музыкальных занятий,но и во всех формах работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.
Проведенная работа позолила сделать следующий вывод: процесс развития звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности будет положительным только в результате целенаправленной систематической музыкальной педагогической деятельности.
Итогом педагогической деятельности стала положительная динамика развития звуковысотного слуха детей старшего дошкольного возраста, которая выражается в уверенном и интонационно более точном исполнении песен как в процессе музыкальных занятий, так на концертах, праздниках,