Елена Николаевна Рокачёва
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи?
Всем известно, что дети обучаются речи «со слуха». Но не все знают, что «слухов» у человека три. Первый – физический, он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: шелест листьев, лай собак и т. д. Второй – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться музыкой. Третий – фонематический. Этот слух имеет важное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи.
Публикация «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Именно нарушение фонематического слуха влияет на общеречевое развитие ребенка – на усвоение артикуляции и дикции, словаря, грамматического строя. Слабо развитый фонематический слух вызывает трудности при овладении чтением, операциями звукового анализа и синтеза. Но чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребенок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением.
Уже доказано, что наиболее часто встречающиеся ошибки у детей дошкольного возраста возникают из-за несформированности фонематического слуха. Можно выделить шесть основных групп нарушений:
1) смешение свистящих согласных шипящими («масина» - машина, «пидзак» - пиджак и т. д.);
2) смешение сонорных звуков: [р] на [л] и [л] на [р] («тли» - три, «рампа» - лампа); звуки [р] и [л] на [й] («йев» - лев, «помидой» - помидор); звук [м] на [н] и [н] на [м] («небель» - мебель);
3) смешение твердых согласных с мягкими («ягоди» - ягоды, «синая» - синяя);
4) замена звука [с] на [т] или на [п] («пабака» - собака); [к] на [т] («тот» - кот);
5) пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении согласных («кваречник» - скворечник, «латочка» - ласточка);
6) пропуск слогов, безударных частей слова («метает» - подметает).
Из своей практики по работе над развитием фонематического слуха у детей дошкольного возраста, могу предложить следующие игры:
1) Игра: «Угадай, что звучало?»
Внимательно послушайте с ребенком шум воды, скрип двери, звон ложек и другие бытовые звуки. Предложите закрыть глаза ребенку и отгадать, что звучало?
2) Игра: «Шумящие коробочки»
Вместе с ребенком насыпьте в коробочки крупу, песок, пуговицы и т. д. Малыш должен угадать по звуку, что там находится. Или насыпьте в непрозрачные контейнеры (в своей практике использую непрозрачные контейнеры из-под игрушек «Киндер-сюрприз») по паре одинаково звучащих наполнителей. Предлагаем ребенку послушать, как звучит одна коробочка и найти для нее пару.
3) Игра: «Три медведя»
Для проведения игры понадобятся картинки, игрушки или фигурки из сказки «Три медведя». Логопед предлагает вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом (в трех вариантах) :
- Кто сидел на моем стуле?
- Кто ел из моей чашки?
- Кто спал в моей постели?
Если малыш не может назвать персонажа, то показываем ему соответствующую фигурку. Когда дети научатся различать реплики по высоте голоса, следует попросить детей самих произнести одну из фраз медведя, медведицы или медвежонка.
4) Игра: «Слушай и выбирай»
Ребенку предлагаются картинки со сходными по звучанию словами (том, дом, сом, лом). Логопед называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
5) Игра: «Похлопаем, потопаем»
Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши (или топает ногой, когда слышит заданную фонему или слог. Например: [с] или [са].
6) Игра: «Звуковой дозор»
Показать ребенку картинки: астра, арбуз, апельсин. Попросить назвать на какой звук они начинаются. Затем придумать свое слово на заданный звук.
Предложенные игры, позволят достичь лучших результатов у детей в процессе усвоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтения и письма.