Анна Медведева
Социально-педагогический проект адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада по средствам музыкальной деятельнос
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-педагогический проект адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада по средствам музыкальной деятельности «Я хочу в ясли!»
Актуальность (проблема)
Публикация «Социально-педагогический проект адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада по средствам музыкальной деятельнос» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2023
Проблема адаптации детей к условиям детского сада всегда была актуальна. Процесс привыкания ребёнка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребёнка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.
Именно на решение проблемы дезадаптации детей раннего возраста в новых условиях существования в детском саду направлен наш проект. Он призван содействовать минимизации воздействия социально-психологической дезадаптации на личность ребенка путем включения в творческую групповую деятельность музыкальной направленности, поскольку именно музыка всегда оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние человека.
Цель
Создание благоприятных условий для социальной и психологической адаптации детей раннего дошкольного возраста в детском саду
Задачи
1. Содействие для преодоления стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
2. Развитие у детей навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
3. Развитие у детей игровых навыков, произвольного поведения;
4. Развитие у детей навыков, связанных непосредственно с музыкальной деятельностью;
5. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей, направленной на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, новые уровни взаимодействия и формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;
6. Подготовка, публикация и распространение опыта работы.
Тип проекта : краткосрочный (1 месяц, творческий, практико-ориентированный, групповой.
Предполагаемая база реализации: МБДОУ 313 г. Ростов-на-Дону
Целевая группа: воспитанники раннего возраста (1,5 – 2 лет) и их родители.
Этапы реализации проекта (технология)
1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
• Сбор и анализ информации о проблемной ситуации;
• Анкетирование родителей воспитанников детского сада с целью получения информации о готовности принять участие в данном проекте.
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
• Обсуждение плана проекта. Определение стратегии деятельности, сроков, задач, содержания и ожидаемого результата;
• Разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
3. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
• Подбор и изучение необходимой литературы, музыкального репертуара;
• Подбор подходящих методик;
• Разработка анкет для родителей.
• Разработка буклетов «Рекомендации для родителей в адаптационный период»
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
• Согласование и уточнение даты и времени проведения мероприятий;
• Пополнение предметно-развивающей среды группы раннего возраста.
5. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ
• Проведение мероприятий по графику утверждённого плана работы.
6. КОНТРОЛЬНО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ
• Контроль реализации проекта на всех этапах и по всем направлениям;
• Анализ динамики уровня адаптации детей.
Приложение 1
Примерная программа работы.
Вводное мероприятие «Родительское собрание»
Родителям раздаются буклеты «Рекомендации для родителей в адаптационный период», проводятся групповые консультации, запуск проекта освещается в социальных сетях.
Знакомство с детьми. Первый день адаптации.
Вводится ежедневное музыкальное сопровождение во время утреннего приёма детей – музыка радостная, современная музыку, в особенности та, к которой дети привыкли в семье. Во время тихого часа педагог а капелла исполняет детям колыбельные песни.
С родителями проводятся беседы в индивидуальном формате.
Музыкальный репертуар : топ-топ ножки, синий трактор, акуленок ту-ру-ру, Детский хор Великан «Бим-бом», сборник песен «Буренка Даша», Я маленький чайник, сборник песен «Котенок Котэ», сборник «Фиксипелки».
Первое занятие «Дай ладошку»
Общение с детьми строится в игровой форме. Вместе с педагогом в группу чередуясь, «приходят» игрушки: собачка, киска, коза. Педагог использует игровые приёмы, такие как общение через игрушку с помощью касания и поглаживание, ласковую интонацию, улыбку. звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и т. д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т. д.
Музыкальный репертуар : Дай ладошечку, моя крошечка; идет коза рогатая; «Собака» по Новиковой, Иванцовой; Кошка «Филлипенко»;
Игры: Кошка и котята
Второе занятие «Потанцуем с котенком»
Вместе с педагогом в группу чередуясь, «приходят» игрушки: собачка, киска, коза. Педагог использует игровые приёмы, такие как общение через игрушку с помощью касания и поглаживание. Педагог продолжет развивать тему звукоподражания в попевках, изображает танцевальные движения под известные песни с помощью игрушек, дети повторяют их, подражая педагогу и «игрушке».
Музыкальный репертуар : Попевка «Дай ладошечку, моя крошечка»; Попевка «идет коза рогатая»; Попевка «Собака» по Новиковой, Иванцовой; Попевка «Кошка» Филлипенко; песня «топ-топ ножки».
Игры: Идет коза рогатая
Третье занятие «Зайку бросила хозяйка»
На встречах с детьми вводится новое музыкальное приветствие : «Здравствуйте, ладошки, ножки, щёчки и т. п», Педагог продолжает развивать тему звукоподражания в попевках. Дети знакомятся с новой игрушкой – зайчиком, слушают стихотворение «Зайку бросила хозяйка», помогают зайке в музыкальной игре «Солнышко и дождик».
Музыкальный репертуар : Попевка «Здравствуйте ладошки»; Попевка «Дай ладошечку, моя крошечка»; Попевка «Собака» по Новиковой, Иванцовой; пьеса «Зайчик» Тиличеевой, звуки дождя и грозы.
Игры: Солнышко и дождик
Четвертое занятие «Ты греми погремушечка»
Педагог напоминает музыкальное приветствие, после детям предлагается сюрпризный момент «Чудесный мешочек», в котором на занятие игрушка «Жучка» «приносит» погремушку. Дети подробнее знакомятся с инструментом и учатся использовать погремушку в рамках направленной музыкальной деятельности. Несколько погремушек остаются в группе, для самостоятельного освоения детьми.
Музыкальный репертуар : Попевка «Здравствуйте ладошки»; песня-игра «Ты греми, ты греми, погремушечка».
Игры: Ты греми погремушечка
Пятое занятие «Волшебная коробочка»
Педагог напоминает музыкальное приветствие, после детям предлагается сюрпризный момент «Волшебная коробочка», в котором на занятие игрушка «Зайчик» «приносит» деревянные ложки. Дети знакомятся с инструментом и учатся использовать деревянные ложки в рамках направленной музыкальной деятельности. Педагог напоминает детям музыкальную игру «Ты греми погремушечка». Несколько деревянных ложек остаются в группе, для самостоятельного освоения детьми.
Музыкальный репертуар : Попевка «Здравствуйте ладошки»; песня «Котенок Котэ – Цыплёнок»; песня «Ты греми, ты греми, погремушечка».
Игры: Ты греми погремушечка
Шестое занятие «Где живет зайчик»
Педагог напоминает музыкальное приветствие, после чего детям в игровой форме предлагается посетить жилье уже знакомой игрушки «Зайчик». Дети с педагогом впервые отправляются в музыкальный зал. В музыкальном зале «Зайчик» играет с детьми в прятки: педагогу необходимо прятать игрушку в разных местах музыкального зала, а воспитанникам ее находить. После успешного проведения игры детям предлагается устроить в музыкальном зале дискотеку с использованием уже знакомых ранее детям песен.
Музыкальный репертуар : Попевка «Здравствуйте ладошки»; топ-топ ножки, синий трактор, акуленок ту-ру-ру, Детский хор Великан «Бим-бом», сборник песен «Буренка Даша», Я маленький чайник, сборник песен «Котенок Котэ», сборник «Фиксипелки».
Игры: Прятки с игрушкой
Итоговое мероприятие «День музыкальных игр»
Педагог с детьми в музыкальном зале повторяет игры, разученные в рамках проекта.
Музыкальный репертуар : Попевка «Здравствуйте ладошки»; песня-игра «Ты греми, ты греми, погремушечка»; пьеса «Зайчик» Тиличеевой; звуки дождя и грозы; Кошка «Филлипенко»; идет коза рогатая.
Игры: Кошка и котята; идет коза рогатая; Солнышко и дождик; Ты греми погремушечка.
Приложение 2
буклет «Рекомендации для родителей в адаптационный период»