Евгения Королева
Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных научно-практических дискуссий.
Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Основы социально-коммуникативного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей [1].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) регламентирует целевые ориентиры и требования к системе дошкольного образования, определяя направленность образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях.
ФГОС ДО определяет требования к основной образовательной программе данной ступени образования, которая должна быть «направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открываю-щей возможности позитивной социализации ребёнка и его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития" [3].
Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, М. С. Кагана, Д. Б. Элько- нина, А. Валлона, Ж. Пиаже, И. Лингарта и др.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста который отличается от других видов игр проявлением творчества, эмоциональной насыщенностью, самостоятельным характером организации [2, с. 15].
Характеризуя сюжетно-ролевую игру,
О. К. Репина относит ее к социокультурным феноменам, рассматривая в двух аспектах: содержательном (мотивационном) и операциональном (способы осуществления). Эта характеристика проявляется в том, что со-держанием детской сюжетно-ролевой игры являются исторически заданные и зафиксированные в культуре сюжеты, что обосновано в работах А. В. Запорожца, В. Я. Проппа, Г. П. Щедровицкого и других [2, с. 29].
Психолог Д. Б. Эльконин отмечал что содер-жание игры с возрастом меняется. Сначала в своей игре дети отражают предметную деятельность взрослых, затем в центр их внимания попадают отношения между взрослыми и, наконец, правила, по которым строятся их отношения. Следовательно, развитие содержания сюжетно-ролевой игры идет от развернутых игровых действий через их сокращение к развернутым ролевым отношениям, а от них к правилу, что дает возрастную картину развития игры [4, с 20].
Для успешного освоения детьми дошкольного возраста социальных ролей необходимы соблюдение педагогических условий и педагогическое руководство игрой, которое соотносимо с компонентами сюжетно-ролевой игры : выбор игры, педагогическая разработка плана игры, ознакомление детей с планом игры и его совместная доработка, создание воображаемой ситуации, распределение ро-лей, организация начала игры, сохранение игровой ситуации, завершение игры.
Таким образом, планируя работу по руководству организованными сюжетно-ролевыми играми детей, педагог должен опираться на особенности детей младшего школьного возраста, на выбор игр, соответствующих по-ставленным целям, и на ряд условий, способ-ствующих овладению социальными ролями. В игре ребенок передает те действия, которые видел сам. В условиях сюжетно-ролевой игры ребенок дошкольного возраста имеет возможность осваивать социальные роли. Освоение социальных ролей - это результат социального развития детей дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Общие основы руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL : https://www.detskiysad.ru/igra/suzhet02.html.
2. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М. : Издат. центр, 2000. 184 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : URL : https://mdou5oz.jimdo.com/фгос-дошкольного-образования.
4. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / ред. - сост. Б. Д. Эльконин. 4-е изд., стер. М. : Академия, 2007. 384 с.