Виктория Позднякова
Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях посредством элементарного музицирования
В современном мире проблема социально – коммуникативного развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Основные задачи и направления в развитии российского образования определены в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС). Стандарт определяет, что программы дошкольного образования относятся к «общеобразовательным» по направлению, так как решают задачи «формирования культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе (социализации)
Изменения, происходящие сегодня во всех сферах общественной жизни, ставят перед педагогами ДОУ проблему поиска путей, способствующих социально – коммуникативному развитию ребенка.
Максимальное становление социально – коммуникативных отношений детей дошкольного возраста происходит в игре. Целенаправленная игра, являясь очень привлекательной для детей, в то же время может нести в себе функции обучения и развития, в том числе и социально — коммуникативного.
С этой позиции я пересмотрела возможности элементарного музицирования и поняла, что оно открывает большие возможности для социально –коммуникативного развития воспитанников.
Игры с именами
Начну с того, что детям очень нравится играть на всевозможных музыкальных инструментах, включая и свое собственное тело – хлопки, шлепки, притопы и т. д.
И вот теперь начинается самое интересное: нужно сыграть на инструменте или звучащими жестами свое имя. (А нужно сказать, что для детей самый любимый звук – это звук его имени). Дети играют и называют свое имя поочередно, друг за другом. И они счастливы, когда до них доходит очередь. Казалось бы, простая игра, но сколько вопросов можно решить с ее помощью: это и развитие коммуникативных навыков, выдержки, поднятие уровня самооценки детей, начало развития ритмической импровизации.
Приемы игр с именами:
— каждый хлопает (топает) свое имя, группа повторяет;
— каждые делает движение и называет свое имя, группа повторяет;
— все исполняют общий метр (топают или шлепают по коленям, на этом фоне дети поочередно ритмично произносят свое имя и т. д.
Так же использую в работе по развитию социально – коммуникативных навыков у детей игры с ударными инструментами
Игры с ударными инструментами
«Играем точку»
Дети сидят по кругу. Играем поочередно по одному звуку (точку, друг за другом, без остановок и пауз;
— Педагог говорит «Хоп!» — дети меняют направление;
— играем с закрытыми глазами;
— любой может поменять направление движения, для этого нужно посмотреть в глаза тому, в какую сторону пойдет движение;
— передать звук с произнесением (пропеванием) имени;
— играем не по очереди, а нужно передать звук, посмотрев в глаза тому, кто будет играть;
— три человека играют «точку», четвертый пропускает.
В этих играх нужно учить детей не подсказывать друг другу, (что они очень любят делать, а терпеливо ждать, когда их товарищ сообразит и сыграет правильно. Такие игры вырабатывают у детей выдержку, реакцию, вербальные и невербальные коммуникативные навыки.
Как я!
Эта игра способствует развитию инициативы и самостоятельности, чувство коллективизма и уважения к своим товарищам.
Дети стоят (сидят) по кругу.
1 вариант: Любой желающий может сказать: «Как я!» и показать какое – нибудь движение, все остальные повторяют его до тех пор, пока другой ребенок не скажет «Как я!» и автоматически не станет новым ведущим.
2 вариант: все дети с одинаковыми инструментами, например с ложками или клавесами, повторяют за ведущим, который сказал «Как я!», его прием игры на инструменте.
3 вариант: все дети повторяют за ведущим звучащие жесты и т. д.
Нет, не палочки
Речевая игра, способствующая развитию воображения, творчества, инициативы, социально – коммуникативных навыков.
Дети сидят по кругу с клавесами в руках. Педагог предлагает детям пофантазировать, чем могут быть эти палочки, например спицы, знак плюс, буквы «Л», «Х», «Т», крыша, рельсы, телефон, нос, рога, градусник и т. д. Придуманный ребенком вариант, все складывают из своих палочек.
Игра проводится очень ритмично, как декламация. Ребенок называет предмет, например – крыша. Дети выполняют конструкцию с клавесами и ритмично говорят с педагогом:
Раз – два, раз – два – раз, это крыша у нас (повторить 2 раза)
Педагог: Нет, это не крыша, а что?
Ребенок: (показывает следующую фигуру и говорит) Спицы!
Все: Раз – два, раз – два – раз, это спицы у нас (повторить 2 раза)
Раз – два, раз – два – раз, это рельсы у нас (повторить 2 раза)
Раз – два, раз – два – раз, это рожки у нас (повторить 2 раза) и т. д.
Раз, два, три
Игра на развитие творчества, инициативы, самостоятельности, способствующая социальной адаптации.
Декламировать в размере 4/4
Ра, два, три! Ну – ка, повтори!
Ну – ка, не зевай! За мною повторяй!
ХЛОП – ХЛОП, шлеп, шлеп, ШЛЕП,
ТОП – ТОП – ТОП.
Дети повторяют этот ритм. При повторении назвать имя ребенка:
— За Таней повторяй!
Таня придумывает свои звучащие жесты, дети их повторяют.
В результате взаимодействия в таких играх, у детей формируются модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества, развиваются социально — коммуникативные, нравственные, эстетические, интеллектуальные качества личности, а также инициативность и самостоятельность. Эти качества, в свою очередь, способствуют воспитанию в детях толерантности, выдержки, умения работать в группе и брать на себя роль лидера.
Литература.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. Буренина А. И., Тютюнникова Т. Э. «Тутти» Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. «Музыкальная палитра» Санкт – Петербург 2012;
3. Тютюнникова Т. Э. «Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей» Вып. 1 Игры звуками: Учебно – методическое пособие. СПб. : ЛОИРО, 2003;
4. Тютюнникова Т. Э. «Доноткино» ч. 1 «Заводные макароны» Педагогическое общество России. Москва. 2005;
5. Материалы с семинаров В. Жилина. Варна Челябинской обл.
Название: Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях посредством элементарного музицирования
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ, Музыкальному руководителю, Старший дошкольный возраст
Автор: Позднякова В. В.
Должность: музыкальный руководитель