МААМ-картинки

Социальная безопасность ребенка дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Елена Владимировна Елашкина
Социальная безопасность ребенка дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
▼ Скачать + Заказать документы

СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Елашкина Е. В., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 58», г. Нижний Новгород

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных.

Подготовить ребенка к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.

Публикация «Социальная безопасность ребенка дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема» размещена в разделах

Международные процессы второй половины XX столетия способствовали усилению признания ценности детства. Отношение к детям в международном сообществе постепенно приобретает новое качество посредством принятия международных социально-правовых стандартов защиты детей – Декларации прав ребенка(1959, Конвенции ООН о правах ребенка (1989) и др., ключевые положения которых направлены на обеспечение детям безопасной и достойной жизни в обществе.

Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенностидошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность обусловливаютповедение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости. Самостоятельность ребёнка относительна,благополучие и сама жизнь его зависит от забот и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без близкого взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольноговозраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению, слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.

Педагоги и родители призваны формировать у детей не только представления о безопасном поведении,но и готовность дошкольников к самосохранению, ценностные ориентации в отношении жизни и здоровья,мотивы, навыки и умения безопасно действовать.

Вопросы детской безопасности исследовались давно. На современном этапе значительный вклад в исследование данной проблемы внесли И. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина, разработавшие программу и учебно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Эта программа создана на основе государственных стандартов дошкольного образования. Программа состоит из следующихразделов:

– ребёнок и другие люди;

– ребёнок дома;

– ребёнок и природа;

– здоровье ребёнка;

– эмоциональное благополучие ребёнка;

– ребёнок на улицах города.

Множество современных исследований посвящено вопросам сохранения здоровья дошкольников. В рамках данного направления рассматриваются аспекты детской безопасности : профилактики травматизма, оказание первой медицинской помощи, обучение действиям в некоторых опасных ситуациях, чаще природногохарактера. Этому вопросу посвящены исследования Л. Ф. Тихомировой, Т. М. Андреевой, М. Б. Большаковой и др.

В связи с модернизацией системы народного образования были сформированы новые государственные требования в содержании образовательной области «Безопасность», которые направлены на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Наблюдения за поведением и деятельностью детей нашей группы показали, что дети не знают правила поведения по технике безопасности, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, показывают свою несамостоятельность, безынициативность.

И поэтому необходимо проводить целенаправленную работу по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Главная цель по формированию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Актуальность этой проблемы подчеркивается анализом недостатков в результатах образовательного процесса:

- у детей отсутствует потребность в безопасном и здоровом образе жизни;

- не понимание потенциальной опасности в быту;

- отсутствие самостоятельности и ответственности в потенциально опасных ситуациях.

После проведенного анализа поняла, что необходимо воспитать в детях потребность в здоровом и безопасном образе жизни, содействовать организации специальных условий, способствующих формированию основ безопасности. Для этого необходимо внести изменения в образовательный процесс. Основной упор в своей работе делаю на усвоение детьми правил безопасного поведения в быту.

Закрепляла у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими, предостерегала от несчастных случаев в быту.

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы)

- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож)

- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты)

Особую опасность в помещении представляют открытые окна и балконы.

Знакомила детей с правилами пожарной безопасности, учила осторожному обращению с огнем; познакомила детей со службой «02»; сформировала представление о том, как себя вести с чужими людьми, если остался один дома; учила детей в случае серьезного заболевания или несчастного случая быстро реагировать на ситуацию: не теряться и вызывать «скорую помощь» или взрослого. Дети получили знания о правилах поведения во время грозы.

Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развитие у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

В содержание образовательного процесса включала:

1. Решение ситуативных задач с детьми;

2. Анкетирование родителей «Соблюдаете ли вы основы безопасности в быту»;

3. Собрание с родителями на тему «Профилактика детского травматизма в быту»;

4. Организация предметно-развивающей среды с учетом основ безопасности;

5. Тематические беседы, занятия-инсценировки на тему: «Когда мамы дома нет», «Каждому опасному предмету – свое место» и т. д.

6. Использование словесно-наглядных, настольно – печатных, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр;

7. Итоговое занятие на тему «Увлекательное путешествие в мир здорового и безопасного образа жизни».

8. Проект по безопасности «Один дома»

В средствах обучения и воспитания образовательного процесса применяла:

1. Чтение художественной литературы с последующим разбором: Е. Хоринский «Спичка-невеличка», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон».

2. Беседы с детьми на тему: «О правилах важных поговорим», «Осторожно, огонь!», «Один дома» и т. д.

3. Создала образовательное пространство, где дети могли познакомиться с разным материалом по основам безопасности (разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Дорожный патруль»).

4. Обогащала игровую среду такими элементами, которые стимулировали познавательную активность детей. Приобрели разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности : альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», Службы «01», «02», «03», «Спичка-невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка) .

Применяемые следующие методы ознакомления детей с основами безопасности

Метод сравнения.

Дети сравнивали: огонь – это хорошо, или огонь – это плохо. Метод сравнения помог детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствовало осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Прием классификации способствовал познавательной активности, так как использовался не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи : отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома.

Метод моделирования ситуаций.

Дети учились располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций давало ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала ставила детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Постоянно обращала внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.

Игровые приемы повышали качество усвоения познавательного материала и способствовали закреплению чувств.

1. Одним из приемов была воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Повышению эмоциональной активности помогали игры-драматизации, которые включала в НОД (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта). Дидактические игры: «Я пожарный», «Почему эти предметы опасны», «Предметы быта».

2. Придумывание сказок на разные темы: «Как я спасал куклу от пожара», «О доме, где я живу и где много электрических приборов…» и т. д.

3. Повышению активности детей помогали игры-драматизации, которые можно включать в НОД (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывало сочетание разнообразных средств на одной НОД. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. НОД-инсценировки: «Когда мамы нет дома».

Сотрудничество с родителями.

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Направляла деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в группе. Это осуществлялось на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации.

Результатом стали следующие показатели:

1. Сформированность знаний об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

2. Умение ребенка пользоваться правилами безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

3. Проявление на практике осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

4. Соблюдение правил поведения в быту.

Список использованной литературы

1. Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1997. № 3, 4.

2. Арустамов Э. А., Гуськов Г. Э. Безопасность жизнедеятельности. М., 2007.

3. Жукова О. Г. Программа «Азбука «Ау» для детей дошкольного возраста» // Дошкольная педагогика. 2008. № 2.

4. Поддубная Т. Н. Методология, теория и практика социальной защиты детей в современной России: автореф. дисс. д. п. н. Ростов-на-Дону, 2007.

5. Чипеева Н. А. Социальная безопасность и младший школьник // Основы безопасности жизнедеятельности. 2008. № 8.

6. Шпендлер П. Э., Маслова В. М., Подгарецкий С. И. Безопасность жизнедеятельности. М., 2006.

Мною была проведена диагностика по ОБЖ на основе бесед с детьми. По следующим параметрам:

- безопасность на улице

- опасные предметы в доме

- поведение в доме

- общение с незнакомыми людьми

- служба скорой помощи

Выявлены следующие показатели на начало учебного года и конец.

1- низкий 36 /0 38/0 38/0 30/0 38/0 38/0

2 – средний 48/46 30/46 54/30 54/54 62/54 38/46

3 – высокий 12/54 22/54 0/70 16/46 0/46 24

Публикации по теме:

Познавательная активность детей младшего дошкольного возраста. Детское экспериментирование как педагогическая технология «Познавательная активность детей младшего дошкольного возраста: Детское экспериментирование как педагогическая технология»Воспитатель МБДОУ.

Формирование у дошкольников произносительных навыков чувашской речи как социально-педагогическая проблема ФОРМИРОВАНИЕ У РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ЧУВАШСКОЙ РЕЧИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА О. А. Смирнова.

Педагогическая система Ф. Фребеля как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста Педагогическая система Ф. Фребеля как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста Фридрих Фребель, немецкий педагог, теоретик.

Позитивная социальная адаптация как целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Сегодняшние педагоги и родители,.

Проблема интеллектуального развития у детей в психолого-педагогических исследованиях 1.1. Проблема интеллектуального развития у детей в психолого-педагогических исследованиях Интеллектуальное развитие – это формирование.

Профилактика жестокого обращения в семье, как социально-педагогическая проблема Арапова Ю. В. педагог-психолог МАДОУ «Центр развития ребенка- Детский сад №252» г. Пермь arapova.iu.v@yandex.ru Аннотация: В статье раскрывается.

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста После младенчества начинается новый этап развития человека -раннее.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Семейные традиции как педагогическая проблема Аннотация: семейные традиции многофункциональны, эмоционально насыщенны, поэтому на их фоне развитие, воспитание и адаптация ребёнка в обществе.

Социальное взаимодействие дошкольников как психолого-педагогическая проблема Умение общаться, строить и поддерживать дружеские отношения и взаимодействовать, сотрудничать и уживаться с людьми, это нужные элементы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Социальная безопасность ребенка дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Опубликовано: 26 марта 2019 в 10:04
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социальная безопасность ребенка дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема» (включая файлы) размещена пользователем Елена Владимировна Елашкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД