Лучнина
Познавательная активность детей младшего дошкольного возраста. Детское экспериментирование как педагогическая технология
▼ Скачать + Заказать документы
«Познавательная активность детей младшего дошкольного возраста : Детское экспериментирование как педагогическая технология»
Воспитатель МБДОУ детского сада №4 Лучнина Виктория Владимировна
Существенные перемены в социальной, экономической и социокультурной сфере вызывают значительные изменения в жизнедеятельности всего общества в целом, и в дошкольном образовании, в частности.
Публикация «Познавательная активность детей младшего дошкольного возраста, Детское экспериментирование как педагогическая технология» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. В законе РФ «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
С выходом государственных образовательных стандартов дошкольного образования основное внимание нацелено на воспитание и развитие качеств личности ребенка дошкольного возраста, отвечающих требованиям общества и способствующих его подготовке к школе и дальнейшему развитию. «Дети хотят познать не кусочки облаков, но Небо с облаками. Они радуются не тусклой звезде, но Звездному Небу. Они видят не травинку в поле, а Цветущее поле. Они играют не с песчинкой, а с Песком. В таком видении целостной картины мира рождается восхищение Красотою». Ш. А. Амонашвили. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.
Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы нашего детского сада.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, занятия, прогулку. Реализуя основную общеобразовательную программу нашего сада, изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, я обратила внимание на эффективное и доступное средство интеллектуального развития детей – экспериментирование. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.
Основная цель моей работы: развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством проведения элементарных опытов с объектами и явлениями окружающей действительности. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование. Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Мы решили адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада. Распределили подборку практического материала по разделам «живая природа», «неживая природа», «человек», с указанием развивающих задач, названия опыта, перечня необходимых материалов и оборудования. Это позволило легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды. На первом этапе мною был составлен тематический план опытнической деятельности с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач. Согласно тематическому плану был разработан цикл занятий «В гостях у профессора Знайкина», и составлена картотека опытов.
Второй этап - работа по созданию предметно - развивающей среды в группе. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе был создан центр науки - "Детская научная мини-лаборатория". В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).
Очень эффективной формой работы, наряду с занятиями, наблюдениями, являются проекты и мини-проекты, благодаря которым происходит связь детского экспериментирования с другими видами детской деятельности, у детей формируется целостное представление о мире. Мини-проект «Посадка лука, зелени», Экспериментирование с воздухом, «Тонет не тонет» : «Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «Место для воздуха», «Тесная бутылка», «Он в мешке», «Двигаем предметы», «Соломинка-пипетка», «Соломинка-флейта». Эти эксперименты давали детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий. В свободной деятельности детей использую упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же я подключаюсь к уже возникшей деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то. Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Продолжаем прогулку. Так эксперимент прошел незаметно для детей. По окончании серий занятий, для закрепления знаний нами организуются праздники и развлечения: «Встреча Снеговика и Ледовика»; «Путешествие в волшебную страну Вода»; «День рождения пруда». С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть.
Диагностика степени устойчивости познавательного интереса детей группы на конец года, как младшей группе, так и в средней группе, показала высокий уровень сформированности умений, навыков экспериментальной деятельности.
Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию детского экспериментирования.
Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.
В начале учебного года, на первом родительском собрании я сообщила родителям, какое направление работы планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме. Заранее подготовила памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира. Совместными усилиями пополнялся исследовательский уголок. Для родителей был проведен семинар-практикум на тему : «Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности». В родительский уголок я поместила консультацию на тему: «Маленькими шагами в прекрасный мир!». Была создана фотовыставка детской экспериментаторской деятельности.
В конце учебного года было проведено итоговое родительское собрание, на котором родителям были представлены итоги работы с детьми. Родители, в свою очередь, рассказали о своих впечатлениях. Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей мною систематически проводятся консультации, беседы по исследовательской деятельности дошкольников.
Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.
Заключение.
В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу:
• у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.
• расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.
• у детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
• развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.
Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности: детское экспериментирование как педагогическая технология доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников. " Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать". П. П. Блонский.