Елена Казакова
Позитивная социальная адаптация как целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Сегодняшние педагоги и родители, очень обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В этом сложном процессе становления человека и его социализации немало зависит от того, как ребенок в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых и сверстников) в образовательных детских дошкольных учреждениях, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Проблема социальной адаптации детей и педагогических условий ее успешного протекания в ДОУ представляет большой интерес для современной педагогики детства.
Публикация «Позитивная социальная адаптация как целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования» размещена в разделах
Термин “адаптация” трактуется разнообразно. Ряд авторов рассматривают адаптацию как,
1. свойство организма,
2 процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, суть которого состоит в достижении одновременного равновесия между средой и организмом,
3. результат взаимодействия в системе “человек—среда”,
4. цель, к которой стремится организм
В контексте нашего пед. совета наибольший интерес представляет понимание социальной адаптации, как процесса активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также как результат этого процесса, проявляющийся в формировании самосознания и ролевого поведения, самоконтроля, способности к адекватным связям к окружающим.
Само понятие “социальная адаптация” рассматривается как “процесс приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств.
Основным способом социальной адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся форм взаимодействия, а также форм предметной деятельности”.
Результатом социальной адаптации является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценностям социума, развитие у адаптирующегося индивида определенных необходимых личностных качеств
С этой целью мы выделили отдельные параметры личности способствующие положительной социальной адаптации :
1. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует, свой оптимальный или желательный уровень тревожности - так называемая полезная тревожность.
2. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности : она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичностью, требовательностью к себе, отношение к успехам и неудачам
Результаты изучения самооценки позволили выявить детей с разным уровнем самооценки, в том числе и заниженным. Субъективное переживание собственной незначительности и недооцененности в глазах других может быть источником межличностных и внутриличностных конфликтов и трудностей социальной адаптации в группе сверстников и может оказывать отрицательное влияние на социальную адаптацию ребенка.
3. Взаимодействие - совместная деятельность нескольких участников ради достижения одной конечной цели, к реализации которой каждый стремится наиболее удобным для себя способом, считаясь с интересами партнеров.
4. Общение является одним из важнейших факторов психического развития с первых дней жизни ребенка.
5. Социальный статус - положение человека в системе межличностных отношений и мера его психологического влияния на членов группы.
Так же на процесс социальной адаптации ребенка дошкольного возраста огромное влияние оказывает взрослый как носитель общественного опыта и ценностей.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительное отношение к детскому саду. Во многом это зависит от компетентности воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается с повышения профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, тренинга, консультации, развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т. д.
Успешность социальной адаптации дошкольников обусловлена предметно - развивающей образовательной средой, включающей в себя предметное окружение и систему социальных отношений между участниками образовательного процесса в освоении реальной ролевой позиции в процессе межвозрастных взаимодействий.
Проблемы детей, относящихся к группе риска в плане социальной адаптации.
Проблемы во взаимоотношениях детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми: приводящие к нарушению социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста :
1. Несформированность коммуникативных умений, соответствующих возрасту: неумение войти в игру, обратиться к сверстнику или взрослому.
2. Неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации: нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности, уход от ситуации.
3. Негативно окрашенный стиль общения: грубость, дразнение, упрямство и пр.
4. Неадекватная реакция на успехи и неудачи товарищей.
5. Неуверенность, робость, снижение самооценки, что мешает ребенку проявить свою активность в группе ДОУ.
Кроме того, были установлены факторы, приводящие к нарушению социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста :
1. Заболевания, нарушающие работу нервной системы. Например, при СДВГ дети невнимательны, импульсивны, слишком активны, что является причиной отвержения их окружающими; атопический дерматит и бронхиальная астма изменяют общий нервный фон: такие дети более капризны, плаксивы, несдержанны.
2. Особенности эмоционально-волевой сферы, среди которых можно выделить повышенный уровень тревожности, агрессии, медлительность, застенчивость.