Елена Исаева
Социальная адаптация детей с расстройством аутистического спектра посредством использования элементов песочной терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Социальная адаптация детей с расстройством аутистического спектра посредством использования элементов песочной терапии
Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстройством аутистического спектра. Нормотипичного ребенка современного поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если не заинтересовать. Для ребенка с РАС это является еще большей проблемой. Спектр
Публикация «Социальная адаптация детей с расстройством аутистического спектра посредством использования элементов песочной терапии» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
интересов таких детей ограничен, а нежелательное поведение является помехой к успешному обучению и воспитанию. Существует стереотип о том, что дети с РАС, все без исключения замкнутые, избегают
контакта глаза в глаза, отстраненные, избегающие тактильных ощущений, пугаются громких звуков и музыки. Но, исходя из своих наблюдений, и опыта работы, можно с уверенностью сказать, что не все дети с РАС подходят под этот стереотип. Некоторые из них общительны, ищут зрительный контакт во
время занятий и разговора, своим поведением показывают, что хотят тактильных ощущений, любят музыку и даже сами ее воспроизводят с помощью различных инструментов. Дети с РАС не безразличны
к окружающему, воспринимая мир вокруг себя по-иному.
Песочная терапия – это игра. Именно игра помогает детям учиться строить отношения с внешним миром, познавать его и выражать свои чувства.
Песочная терапия это мягкий и безопасный способ обращения с внутренним миром ребенка с аутизмом. Песочница – это небольшая «жизненная лаборатория», в которой существуют свои ограничения (размер песочницы, количество и качество миниатюрных фигурок, продолжительность
занятия, свои свободы, а также личная ответственность того, кто создает «песочный мир», все это использовать.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:
- во-первых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
- во-вторых, в играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
- в-третьих, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию социальных и коммуникативных навыков ребенка.
Песочная терапия полезна для аутичных детей. Ребенок с аутизмом накапливает переживания и держит их в себе. Контакт с песком помогает снять напряжение и тревогу. Для аутичного ребенка это возможность самовыражения, проживания своих чувств, исследования себя, разговор на языке тела и символов, развитие символичного мышления и наполнение своего внутреннего мира. Тактильный контакт и развитие мелкой моторики будет дополнительным позитивным эффектом для ребенка с
аутизмом.
В коррекционной работе с применением песочной терапии все сложные навыки, которые важны для ребенка, необходимо разбить на мелкие блоки-действия, таким образом, каждый ребенок обучается
отдельно каждому действию, затем все действия соединяются воедино. Правильные действия - закрепляются до автоматизма, неправильные - блокируются. В работе с детьми данной категории
необходимо использовать подсказки и стимулы, не только положительные (то, что наиболее значимо для ребенка, но и отрицательные (когда ребенку упрощается задача, или разрешается не выполнять какое либо действие).
Песочная терапия - это один из методов психотерапии. Способ общения с миром и самим собой, игры в песке снимают напряженность, тревогу, страх перед окружающими, тем самым стабилизируя эмоциональное состояние детей. Для детей с РАС песочная терапия это отличный способ выразить свои эмоции, переживания и страхи. Во время игр с песком проявляется способность ребенка создавать символы. Психика спонтанно
производит символы, и эта способность активизируется, когда ребенок теряется и не может справиться с внутренней или внешней ситуацией.
Во время коррекционных занятий можно предложить детям:
- расставить заранее подготовленный набор фигурок в том порядке, который он считает нужным ( набор фигурок и предметов отражает разные стороны существования человека: люди, животные, растения, дома и другие сооружения и т. д.).
- найти спрятанные в песке сюрпризы (это могут быть различные маленькие предметы которые ребенок любит)
- нарисуй дорожку от домика в домик (используются миниатюры домов)
- песочный дождь (ребенок выставляет ладошку с широко раскрытыми пальцами и взрослый сыпет песок)
- узоры на песке ( инструкция: «сделай как я», взрослый рисует на песке различные узоры и фигуры, ребенок рисует рядом)
На основе выше перечисленных заданий можно придумывать любые варианты игр и упражнений.