Чикина Людмила
Правовая игра «Наши права и обязанности» для учащихся 1–4 классов коррекционной школы для детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомиться с основами правовых знаний и правовой культуры; дать представление об основных документах, регламентирующих права человека и ребенка.
Задачи:
- проанализировать типичные сказочные правонарушения среди литературных героев; выяснить причины этих правонарушений и указать способы решения сказочных правовых ситуаций;
- воспитывать уважение к основному закону государства - Конституции Российской Федерации;
- формировать толерантное отношение к правам друг друга;
Публикация «Правовая игра „Наши права и обязанности“ для учащихся 1–4 классов коррекционной школы для детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Игры для детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Начальная школа. 1-4 классы
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2018
- формировать познавательную активность и коммуникативную компетентность;
- прививать умения и навыки учебной работы и коллективного труда.
Участники игры: учащиеся 1 - 4 классов.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
– Сегодня наша встреча посвящена теме "Права ребенка". Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка.
Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем. Поэтому народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.
Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий, страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.
20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии".
Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
1. Викторина (3-4 классы)
- Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.
- Наша Родина — Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? Ответ: -Союз, объединение.
- Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.
- Общее название всякого населения страны. Ответ: Народ.
- Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.
- На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.
- Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.
- Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.
- Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.
- Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.
- Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.
- Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий — волю к миру, красный — готовность не жалеть своей крови при защите Родины.
- Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы.
- Установившиеся правила общественного поведения. Ответ: Обычаи.
- Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.
- В 2000-м году начался новый век и новая. Ответ: Эра.
2. Игра «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!» и делаем шаг на встречу друг другу. Если это противоречит закону, говорим: «Нет!» и стоим на месте.
– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да
(должны встретиться и поздороваться.)
- Что это,право или обязанность?
3. Отгадай сказку. (читают дети 3Вкл).
1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин)Вероника
2. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, («Гуси -Лебеди»)Роман
3. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».Леня
4. В какой сказке С. Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».Данил
5. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».Руслан
6. В какой сказке А. Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».Даша
7. В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».Вероника
8. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».Ваня
9. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища. Даша
10. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь. Дима
11. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь. Роман
12. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование. Дима
13. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)Ваня
14. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)Руслан
15. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)Леня
16. Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)Данил
Физминутка.
-А теперь ваше право на отдых. У нас с вами будет физминутка. Смотрим на детей 3В кл. и повторяем за ними.
4. конкурс. «Анаграммы»(4 кл)
Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
Карточка №1.
Ребенок — к о р ё н б е
Семья – м я с ь е
Страна – а р а н с т
Закон – к о н з а
Досуг – Д У Г О С
Жизнь – з и н ь ж и
Родители – д и л и е т о р
Человек – Л О В Ч Е К Е
Отец – Ц Е Т О
Группа – П Р А П У Г
Карточка №2.
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С
Подросток – С О Д Р О П К Т О
Школа – Л О К А Ш
Отдых – Д Ы Х О Т
Медицина – Д Е М И Н А Ц И
Забота – Б О З А Т А
Радость – Д О Р А С Т Ь
Дружба – Ж Б А Р У Д
-Пока дети 4 классов отгадывают анаграммы, остальные будут отгадывать, что делают дети и угадывать их права и обязанности.
Обыгрывание:
1. Учеба (право на образование)
2. кабинет врача (право на медицину)
3. Игры (право на отдых)
4. Мама с ребенком. (право жить с родителями).
5. уборка (право на совместное проживание,уважение родителей).
6. Машина (право на свободное передвижение).
5. Песни о правах».
1.«Песенка друзей» /музыка Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина/
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям
по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги.
Нам любые дороги дороги!
(Право на свободу передвижения и на мирные собрания.)
2.»Здравствуй школа» /муз. М. Парцхаладзе, сл. Л. Некрасовой/
Мы дошкольниками были,
Мы ходили в детский сад,
Мы из глины мастерили
И лошадок, и зайчат…
А теперь, а теперь
Открывай нам, школа,
Дверь!
Нам скорей подари
Расписные буквари!
/Право на образование/
*3. «Крестики-нолики»/муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского/.
Мальчик с нашей улицы
С девочкой играл.
На асфальте крестики
Мелом рисовал.
Шла над южным городом
Летняя пора.
Крестики-нолики-
Детская игра.
/Право на отдых, игры, развлечения. /
*4.»Прививка» /муз. М. Карминского, сл. С. Михалкова. /
На прививку! Третий класс,
Третий класс, третий класс!
Вы слыхали? Это - нас,
Это - нас, это -нас.
Я уколов не боюсь!
Если надо – уколюсь!
На прививку вызывают,
Братцы, нас!
/Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание/
*5.»Кузнечик»/Муз. В. Шаинского. сл. Н. Носова/.
Но вот пришла лягушка, /2 раза/
Прожорливое брюшко,
И съела кузнеца.
Представьте себе. /2 раза/
Прожорливое брюшко.
Представьте себе,\2 раза/
И съела кузнеца.
Нарушено право на жизнь/
*6.»Малчишки»/Муз. А. Островского, сл. И. Шеферана/
Рисует узоры
Мороз на оконном стекле, но нашим мальчишкам
Сидеть не по нраву в тепле.
Мальчишки, мальчишки
Несутся по снежным горам.
Мальчишки, мальчишки.
Ну как не завидовать вам?
/Право на игры, отдых/
*7. Пусть всегда будет солнце/муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина/
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я!
/Право на жизнь/
*8.»Мы едем, едем, едем»\Муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова/.
Мы едем, едем, едем
В далекие края.
Хорошие соседи, Веселые друзья
Тра –та -,та, /2 раза/
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку - забияку,
Обезьяну, попугая -вот
Компания - какая!
/Право на мирные собрания и на свободное передвижение. /
*9. «Песенка крокодила Гены. /Муз. В. Шаинского. сл. А. Тимофеевского. /
Я играю на гармошке
У прохожих на виду…
К сожаленью, день рожденья
Только раз в году.
/Право на развлечения, отдых/
*10. «Песенка для тебя»./муз. А. Рыбникова. сл. Ю. Михайлова/.
Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать…
То пожалуй, то конечно,
То наверно, верно, верно,
То возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти…
/Свобода передвижения, путешествий/
*11. «Песенка львенка и черепахи» /муз. Г. Гладкова. сл. С. Козлова/
Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу,
Все лежу и лежу
И на солнышко гляжу.
/Право на отдых/
*12 «Стал сапожником Енот». /муз. Л. Лядовой. сл. М. Пляцковского. /
Стал сапожником Енот,
Он для всех обувку шьет:
Тапки -на лапки,
Сапожки -на ножки,
Даже старые ботинки
Принимает для починки.
/Право на труд/
*13. «Бедный птенчик» /Румынская народная песня/
Ох, случилась вдруг беда,
Вдруг беда, вдруг беда.
Выпал птенчик из гнезда,
Из гнезда, из гнезда!
Он зовет на помощь мать,
Ищет мать, ищет мать…
/Право на воспитание в семье/
14. «Голубой вагон»/муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского/
Голубой вагон бежит,
Качается,
Скорый поезд набирает
Ход…
Ах, зачем же этот день
Кончается,
Пусть бы он тянулся целый
Год.
/Право на пользование достижениями науки и техники. /
*15. «Все сумею сделать» /муз. А. Лепина, сл. С. Михалкова/.
Встану рано поутру, поутру,
Все я в доме приберу, приберу.
Я полы подмету,
Вымою посуду
И воды принести
Я не позабуду.
В тесто сахара добавлю,
Пироги я в печь поставлю.
Все успею, все сумею,
Все сумею сделать.
6. конкурс «Знаешь ли ты государственные праздники?»(1 и 2 кл.)
Соотнесите название государственных праздников с их датами:
1. Новый год 23 февраля
2. Праздник Весны и Труда 1 января
3. День защитника Отечества 9 мая
4. Рождество Христово 1 мая
5. День Победы 4 ноября
6. День народного единства 7 января
7. День независимости России 8 марта
8. Международный женский день 12 июня
-Пока дети 1 и 2 класса отгадывают праздники. Дети 3 и 4 классов собирают пазлы и говорят, какое право тут есть. («Золушка»-не посильный труд; «Карлсон»-право на выбор друзей; «Дюймовочка»-право на жизнь; «Винни Пух»-право на частную собственность.
7. Закончи стихотворение:
1) Мама работала,
Папа трудился,
А я на учебе все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на (отдых)
2) Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё (имя)
3) Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на … (образование)
4) Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только… (врач)
5) Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на (жильё)
Подведение итогов.
Ребята, сегодня вы замечательно потрудились.
- Понравилась ли Вам наша правовая игра?
- Что нового Вы узнали?
Рефлексия.
Мы сегодня достаточно много говорили о правах детей. Я надеюсь, что каждый из вас, ознакомившись с Конвенцией о правах ребенка, понял, что каждый ребенок имеет, не только права, но и обязанности перед обществом.
Помните «золотое правило морали»: никогда не делай того, что не пожелал бы себе.
Сейчас я вам скажу самое главное право. Это право на дружбу. Мы сами выбираем себе друзей. Сейчас каждый из вас найдет друга, построится парами и за воспитателем идет в класс.