Зайцева Ольга
Формирование навыков культуры общения у учащихся младших классов коррекционной школы
▼ Скачать + Заказать документы
О. Н. Зайцева
учитель-дефектолог
муниципального казенного образовательного учреждения «Коррекционная школа № 8» г. Арзамаса Нижегородской области
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ
[/b]Дети постоянно меняются, как и сама жизнь. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. С появлением компьютера в жизни детей они меньше внимания стали уделять общению. Речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна. Обеднённый и упрощённый до безграмотности язык СМС и электронных сообщений стал проникать в повседневную речь и претендовать на норму.
Публикация «Формирование навыков культуры общения у учащихся младших классов коррекционной школы» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Начальная школа. 1-4 классы
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Современный ребенок испытывает сильную психическую нагрузку, так как число его контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается (семья, школьное учреждение, магазины, общественный транспорт, дворовое сообщество, дополнительные занятия). И ребенок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, а это значит владеть основами культуры речи, что во многом облегчает создание доброжелательной, спокойной атмосферы общения с людьми и уменьшает возможность возникновения конфликтов.
Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в школу, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с учителем и другими работниками школьного учреждения.
По нашим наблюдениям, дети с умственной отсталостью, поступающие в коррекционные учреждения, не обладают необходимыми навыками культурного общения как со сверстниками, так и со взрослыми.
В младших классах происходит формирование личности. Именно в этом возрасте устраиваются правила и нормы культурного общения, которым он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств, замечает А. В. Мудрик.
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту, умение воздерживаться от неуместных в определенной обстановке действий, слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон.
Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты. Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: сначала в детском саду, затем в школе и т. д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.
Формирование культуры общения младших школьников осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом. Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.
Задача педагога – направлять отношения учащихся младших классов так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать младшим школьникам элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Младший школьник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т. д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.
Литература
1. Ляудис В. Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования речи у младших школьников. - М., 1994. - 243 с.
2. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. — Учебное пособие. — М., 2001 – 110 с.
3. Соколова О. А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб. : КАРО, 2003. – 288 с., ил.
4. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.- 384 с.