Журавкова Татьяна
Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.
Публикация «Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность работать в команде. Находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь.
И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя будет ощущать, и наша задача - правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.
Ребенок стремится к активной деятельности и важно не дать ему этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов: (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. П. Усова и др) показали, что творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка и поэтому является важнейшим средством воспитания, психического развития и социализации детей дошкольного возраста.
Этот вид детской деятельности можно рассматривать с разных позиций.
Игра - это отражение ребенком окружающей реальности;
Игра – это импровизация;
Игра – это самостоятельная деятельность ребенка;
Игра - это школа воспитания чувств дошкольников;
Игра – это средство интеллектуального развития ребенка;
Игра – действенное средство коррекции нарушений;
Игра – это способ развития детского воображения и творческих способностей;
Игра – это подготовка ребенка к взрослой жизни;
Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.
Игра сопровождает малышей в течение всего времени пребывания в детском саду.
Веселые хороводные и имитационные игры, игры с сюжетными и заводными игрушками в утренние часы поднимают настроение, сближают детей, помогают забыть минуты расставания с родителями.
Игровые моменты во время умывания, приема пищи, сборов на прогулку повышают интерес малышей к выполнению режимных процессов, способствуют развитию активности и самостоятельности.
Обучение малышей наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием занятий.
Сюжетные игры вместе с воспитателем и самостоятельные игры помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций: готовим мишке обед, купаем куклу, лечим зайчика, принимаем гостей.
Разнообразные имитационные игры, связанные с игровой передачей различных образов - веселых котят, птиц, бабочек, легких снежинок, - способствуют развитию воображения и творчества, так же, как и игры с элементами ряженья, театра.
В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх.
Существенной задачей при воспитании детей 3-го года жизни является дальнейшее развитие игры и других видов деятельности, Конкретно необходимо:
1) расширять и усложнять сюжетные игры и помогать возникновению качественно нового этапа сюжетной игры - ролевой игры;
2) развивать начальные этапы конструктивной и изобразительной деятельности;
3) развивать умение совместно играть;
4) развивать любознательность и способность наблюдать;
5) развивать речь, внимание, память, конкретно-действенное мышление, воображение;
6) воспитывать навыки культурного поведения в коллективе, положительные взаимоотношения с взрослыми и детьми, закладывать основы нравственного поведения и способствовать эстетическому развитию.
Для обогащения и усложнения самостоятельной деятельности детей, прежде всего, нужны разнообразные впечатления.
С этой целью необходимо широко использовать прогулки, трудовые действия окружающих взрослых и их взаимоотношения, детские игры, явления природы и др. Нужно правильно организовывать прогулки, экскурсии, наблюдение (например, за действиями плотника, работой на огороде, работой повара и др.).
Для того чтобы закрепить те впечатления, которые дети получили путем наблюдения или при показе-инсценировке, необходимо давать детям для самостоятельной игры такие пособия (игрушки, книги, при помощи которых ребенок может воспроизвести виденное в своих действиях или вспомнить, глядя на картинку.
Для этого в игровой комнате оформлены игровые зоны, имеются театрализованные, настольные игры, дидактические. Оборудованы различные зоны для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это моторно-двигательная, строительная, для девочек - зона игры с куклами,
зона игры с машинами для мальчиков.
Регулярное проведение совместных игр обогатит детей новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития личности.
Главный методический принцип в использовании игр — их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше использовать условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта.
Очень важно не только правильно выбрать игру, но и хорошо ее провести. Предварительно воспитатель должен подготовить необходимый игровой материал, внимательно прочитать и осмыслить рекомендации, приведенные в книге, понять психологические особенности игры и ее воспитательное значение. Нужно мысленно представить весь ход игры : как заинтересовать детей, как объяснить им правила и действия, кого выбрать на первое роли, как предотвратить возможные затруднения.
Во время игры все ее участники : и те, кто выполняет ответственные роли, и те, кто только следит за действиями партнеров, дожидаясь своей очереди, должны быть активными. Это является необходимым условием развивающего и воспитательного успеха игры.
После каждой игры необходимо проводить с детьми беседу, в которой спрашивать, во что они играли, кем были, что делали.
Нам педагогам стоит задать себе вопрос, как часто мы, взрослые, слышим от детей слова - приглашения: «Давай поиграем!» и как часто мы соглашаемся на это. А ведь они зовут нас в свой мир чудес, открытий, приключений. И это приглашение – знак величайшего доверия!
Литература:
1. Т. И. Бабаева. Игра и дошкольник : Развитие детей ст. дошкольного возраста в игровой деятельности. - Издательство: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2007. - 192
2. Н. А. Богачкина, Е. Е. Молодцова, Л. А. Огурцова, В. Н. Петровская, И. В. Ткаченко. "Ролевые игры для детей"
3. З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».
4. А. К. Бондаренко, Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М. : Просв, 2003.
5. Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьева «Игра в дошкольном возрасте» Издательский дом «Воспитание дошкольника»- 2002 год
6. Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская " Возрастная психология: курс лекций"
7. А. В. Калинченко, Ю. В. Микляева «Развитие игровой деятельности дошкольников» Сидоренко АЙРИС ПРЕСС Москва 2004 г
8. В. А. Недоспасова «Растем, играя». Издательство «Просвещение»
9. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях : (Из опыта работы) / Сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; Под ред. М. А. Васильевой. – М. : Просвещение, 2010. – 112с.
10. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» Ю. В. Щербакова, С. Г. Зубанова. –М. : Глобус, 2007. – 175с.
11. Эльконин Д. Б. "Психология игры"