Инна Дронова
Социализация-индивидуализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация-индивидуализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном процессе
Каждый человек – алмаз, который может очистить себя.
В той мере, в какой он очищен,
через него светит вечный свет.
Стало быть, дело человека – не стараться светить,
но стараться очищать себя.
Толстой Л. Н. [6]
Дошкольный период является главным периодом становления личности ребенка. Именно в этот промежуток времени крайне интенсивно происходит развитие индивида, закладываются устойчивые личностные конструкторы, формируются ключевые паттерны социального поведения.
Публикация «Социализация-индивидуализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном процессе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Что же такое социализация, индивидуализация, инвалид, ОВЗ?
Социализация – это прогрессирование человека в процессе получения навыков для того, чтобы индивид стал личностью, приобрел знания, умения, навыки. Шипицына Л. И. представляет следующую трактовку социализации – формирование дошкольника в структуре социальных отношений как элемента системы, то есть ребенок становится частицей социума, при этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных ценностей и норм [5, с. 155-156].
Инвалид – человек, у которого нарушение здоровья с устойчивым расстройством функций организма, в следствии заболеваний, травм или природными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее потребность его социальной защиты [4, с. 131].
ОВЗ (ограничение возможности здоровья) – индивид, который не в состоянии выполнять основные обязанности или функции по причине индивидуального физического или психического состояния. Это состояние может быть общим или частичным, временным или хроническим [6].
Проблема толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями остро поставлена в настоящее время. Статистика свидетельствует о неуклонном увеличении людей с различными дефектами здоровья. Чтобы развивать в обществе культуру отношения к таким детям, а им дать опыт общения в новой для себя среде, правительством было принято решение о совместном процессе обучения всех детей. В современных нормативно-правовых документах указано, что образовательные услуги должны оказываться всем детям, поэтому появилась концепция инклюзивного образования.
В связи с разнообразными объективными и субъективными причинами ребенку с ограниченными возможностями гораздо труднее (как физически, так и психологически) стать субъектом социализации. Этот процесс реализуется на протяжении всей жизнедеятельности индивида (в общении и самосознании). И представляет собой общность социальных процессов, именно благодаря им человек овладевает и репродуцирует систему знаний, ценностей и норм, которые предоставляют возможность ему функционировать в качестве полноправного члена общества, усваивая социальные роли и культурные ценности.
При социализации важнейшую роль играет семья, ведь она является первоисточником знаний о системе ценностей, норм, социуме.
Вторым важным звеном социализации является детский сад, где дети действуют в режимной системе.
Наивысшим уровнем социализации индивида является его реализация социального потенциала.
Дошкольники в процессе социализации реализуют следующие стадии:
1) имитация – происходит подражания поведения взрослых;
2) игра – воспроизводятся простейшие роли;
3) групповые игры – где роль рассматривается как ожидаемое от нее поведение [2, с. 256].
Итак, образовательная область при социализации включает : детей, родителей, педагогов. специалистов. Очень важно, чтобы происходил тесный контакт всех участников. Чтобы шла положительная динамика.
Большая проблема детей инвалидов, является в ограниченности мобильности, скудности контактов со сверстниками, недоступность общения с природой, получение образования, а также ряда культурных ценностей.
Исследователи данной проблемы вычленяют в личности дошкольника с ОВЗ особенности, которые мешают его социальному прогрессу. Андросова Г. Л. предложила вариант изучения этих особенностей и распределила их на три группы: «Я как самоценность», «Я и ты», «Я и мир». Группы позволяют систематизировать особенности и акцентировать свое внимание на природе и структуре их содержания [1, с. 58 ].
Очень важно убрать страх ребенка перед сложной средой, раскрывая его и освобождая его духовные и физические запасы, направляя их на прогрессирование и выражение задатков, талантов.
Ребенок – не безучастный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разных социальных потребностей.
Социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов реализуется путем индивидуализированной программы социально-педагогической реабилитации и подготовки социума к вхождению детей с особенностями жизнедеятельности.
Семья, имеющая ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ, будет направлена либо на излишнюю гиперопеку, «оранжерейное» воспитание, либо на депривацию материнского отношения и родительских забот. Отношение в обществе к таким детям, особенно, имеющим явные патологии, физические дефекты, приводит к изоляции. Негативное отношение окружающих ослабляет социальную позицию человека, обрекает на неконкурентоспособность с другими детьми. Разумеется, родители, растящие нездоровых детей, сначала направят свои усилия на их лечение, оздоровление и реабилитацию. Но для социальной активности таких детей, необходим второй важный фактор – социально-педагогическая развивающая среда, включающая специальное предметно-игровое пространство, обеспечение условий, для развития всех видов деятельности. Это важное обстоятельство обеспечивается семьей. Помощь опытных специалистов содержит разработку рекомендаций и консультаций, по приемам, направленных на формирование и развитие у ребенка игровой деятельности, речи, познавательной сферы, трудовые навыки и самообслуживание.
К большому сожалению, дети с ОВЗ и дети-инвалиды очень редко выступают с позитивной жизненной позицией. Много таких детей не стремятся изменять жизнь, считают себя неспособными на сложный шаг. Этим индивидам необходимо научная система психологических и социально-педагогических вмешательств, которые будут способствовать формированию у них самостоятельности, навыков трудовой деятельности и культуры поведения, подобающего духовно-нравственного облика, умения быть ячейкой общества.
Основная психологических проблема таких людей – проблема маргинальности и аутоидентичности. Они не могут решить к какой общности отнести себя – к «миру нормальных» или к «миру неполноценных». Практика показывает, что большинство индивидов стремятся скрыть свои дефекты, чтобы в глазах окружающих стать частью мира «нормальных» людей. Если не удается, то человек, либо удаляется в социальную самоизоляцию, либо в процессе коммуникации с нормальными людьми ощущает себя неполноценным [ 3, с. 304].
Даже частичная изоляция такого ребенка от нормально развивающихся сверстников, приводит, как следствие, к отставаниям в психическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии по сравнению с возрастной нормой.
В дошкольном возрасте, дети с какими-либо дефектами, немного отличается от детей с нормальным развитием, а несформированность коммуникативных навыков и самообслуживания является результатом недостаточного воспитания. Ограничение во внешнем взаимодействии с окружающими в силу ограничений по состоянию здоровья, изолированность индивида от общества и постоянное пребывание только в своей семье, общение только с членами своей семьи приводит к тому, что дошкольник не имеет опыта общения с представителями иных социальных ролей (сверстниками, посторонними взрослыми людьми). Это ограничение в конечном итоге может служить причиной того, что он будет менее успешен в понимании других людей, в предвосхищении их поведения и, следовательно, в построении коммуникаций с ними. Все это в дальнейшем повлияет на эффективность его общения и деятельности.
Всему этому ребенка можно обучать в игре с куклами, в игровой форме, с использованием приемов куклотерапии.
Необходимо реализовывать коррекционно-развивающую деятельность. Для этого, надо включать упражнения (подражательного и творческого направления, рассказы, беседы, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, пантомимики, игры и этюды на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, речи и многое другое.
Внедрять игротерапию, которая реализует три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.
Включение театрализованной деятельности позволяет разрешить разные проблемы, связанные с трудностями коммуникации, неуверенностью. Театрализованные упражнения и игры насыщают дошкольника знаниями, способствуют формирование потребностей в коммуникации с окружающими. Например игра «Ласка». Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение. Игроки держатся за руки. Один из кидает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Максимочка, Алешенька, Танечка, Валечка т. д. Второй ребенок кидает другому. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён [2, с. 99-100].
На первом месте в работе с детьми с ОВЗ является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. В коррекционной работе с такими дошкольниками применяют также не традиционные методы: куклотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, глинотерапия, пескотерапия, кинезиология, точечный массаж. Используются различные приемы обучения. Стараться не употреблять слово «нет», «нельзя». Чаще поощрять и хвалить ребенка. Не переутомлять. Общаться спокойно, сдержанно. Организовывать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей дощкольника: понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения; упражнения на релаксацию; постоянная смена видов деятельности. Нормировать нагрузку, побольше физкультминуток., пальчиковых гимнастик. Делить работу на более короткие, но частые периоды.
Индивидуализация – сотрудничество между взрослым и ребенком во всех видах деятельности по поддержке и развитию, того что заложено в индивиде от природы и что им было приобретено в индивидуальном опыте. Этот процесс воспитания строится дифференцированно, в зависимости от физических и умственных способностей, уровня развития ребенка. Поэтому в дошкольных образовательных учереждениях должны разрабатываться и реализовываться планы индивидуальной коррекционной работы каждого ребенка. Любая индивидуализация подходов выполняется в рамках общеобразовательной программы и не отражается на качестве и количестве получаемых знаний. Обязательно проводится комплексная работа воспитателей, логопедов, психологов, медицинского персонала. Оказывается методическая и консультативная помощь родителям.
Таким образом, проанализировав литературу по данной проблеме, хотелось бы отметить, что, несмотря на существование нестандартных особенностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов, все исследователи убеждены, что есть возможности индивидуального развития изучаемых индивидов. Целесообразно рассуждать о психологических резервах процесса социализации относительно детей с ОВЗ и детей-инвалидов и о том, что сущность развития социального потенциала дошкольников с ограниченными возможностями здоровья непосредственно зависит от систематической педагогической коррекции детей, раскрытия их потенциала в разнообразных видах жизнедеятельности.
У нас задачи с вами очень сложные.
Пусть на дворе и 21-й век,
Но в век больших технических возможностей
На первом месте все же человек.
В любых делах, проблемах, начинаниях
Роль первая ему отведена.
А, между тем, и помощь, и внимание,
И добрая поддержка всем нужна.
На том стоит вся сфера социальная,
Чтоб вовремя помочь и подсказать,
Кого-то поддержать материально,
Кому-то слово доброе сказать [6].
Библиографический список
1. Андросова, Г. Л. Курс «Социально-бытовая ориентировка» как педагогическое средство социализации дошкольников с нарушением интеллекта - М., 2003. - 58 с.
2. Выготский, Л. С. Основы дефектологии - М., 2003. - 99-100; 256 с.
3. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция - М., 2000. - 304 с.
4. Новосёлова, Г. А. Подготовка будущих учителей к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья// В мире научных открытий. - М., 2010. - 131 с.
5. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта - М., 2005. - 155-156 с.
6. Использована ссылка на сайт https://in-texno.ru/?yclid=731136791662038113