Светлана Реутова
Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование социальной активности -это процесс, в котором реб нок усваивает навыки, мотивы, убеждения и нормы, свойственные его культуре.
Игра - ведущий вид деятельности дошкольника и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру. Процесс включения ребенка в социальную среду будет успешен лишь в том случае, если благополучно протекает его игровая деятельность.
Публикация «Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2021
Наблюдая за детьми в начале года, я отметила, что не все дети умеют играть в сюжетно-ролевые игры. Часто в игре они отражают элементарные бытовые сюжеты, самостоятельно не обогащают игровое содержание; не умеют согласовывать свои действия и замыслы в игре с другими детьми- все это приводит к ссорам и конфликтам.
Использование сюжетно ролевых игр связано с наличием разнообразных впечатлений от окружающего, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения со взрослым, развитием ребенка. Я поставила перед собой задачи:
1) Расширять знаний детей об окружающем мире, пут м обогащения детей яркими впечатлениями.
2) содействовать объединению детей в игре.
3) тактично руководить выбором игры;
4) воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
5) Создавать динамичную, изменяющуюся предметно-игровую среду для детских игр.
В процессе своей работы я обратила внимание, что систематическое проведение и организация сюжетно-ролевых игр влияет на развитие коммуникативных данных ребёнка и на умение строить взаимоотношения с другими детьми. Она помогает сплотить детский коллектив, у детей воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность и готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.
Для достижения оптимального результата в сюжетно-ролевой игре необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, владеть методами и приемами руководства игрой.
Любая сюжетно -ролевая игра обязательно многому научит детей, если воспитатель правильно спланирует ее и поставит нужные задачи. Самое главное – умело руководить игрой, ненавязчиво что-то предлагать, уводить грамотно от неправильных решений и выводов.
Предметно - развивающая среда в нашей группе выстроена с уч том возрастных особенностей детей. Периодически она изменяется и дополняется.
Наблюдая за воспитанниками, своей группы я заметила, что любимыми сюжетами у детей 4–5 лет остаются игры в больницу, в поликлинику, семья, в которых ребята могут наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Поэтому мной было принято решение пополнить игровую среду сюжетно-ролевыми играми ”Больница”+ «Поликлиника+”Скорая помощь”+”Аптека”.
Сюжеты игр детей в больницу не будут для них новыми, но сюжетные варианты, станут для них более интересными и даже неожиданными. Например,дети играют в игру «Больница»
неожиданно происходит несчастье, у мамы перелом ноги, ей требуется скорая медицинская помощь, мы вызываем скорую помощь, она увозит её в больницу; родные каждый день навещают маму, покупают ей лекарства и поэтому она быстро поправляется.
Или например взять игру «Моряки»
Врач на судне внезапно обнаруживает тяжело больного моряка и просит капитана немедленно изменить курс корабля; на остановке врач передает больного прибывшей машине скорой помощи, она увозит его в больницу; его навещают родные.
В таких играх мы можем наблюдать как разворачивается сюжет игры, задействовано много детей, у них много разных ролей, в играх можно использовать много разной атрибутики и это конечно вызывает интерес у детей. Во время игры стараюсь привлечь и застенчивых детей, даю им роли (чаще главные, если они справляются)
После каждой игры провожу с детьми беседу, в которой спрашиваю у детей, во что они играли, кем были, что делали, кем бы они хотели быть в следующей игре.
Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обогащает игру новым содержанием, и, следовательно, она будет оставаться для него интересной. Я стараюсь поддерживать этот интерес, содействую обогащению жизненного опыта, создаю все необходимые условия для развития игры, стимулирую творческую активность детей.
Из выше изложенного можно сделать вывод: сюжетно-ролевые игры в качестве ведущего педагогического средства способствуют эффективности процесса социализации дошкольников. В детском саду реб нок приобретает опыт широкого эмоциональнопрактического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности обогащения этого опыта расширяются в многообразной и доступной предметноразвивающей среде,а игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.
Спасибо за внимание! Успехов в работе, уважаемые коллеги!