Бабарико Жанна Сергеевна
Социализация детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами досуговой деятельности
Цели и задачи проекта
Цель: провести комплекс досуговых мероприятий направленных на повышение уровня социализации ребенка семи лет с задержкой психического развития в учреждении дополнительного образования.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы досуговой деятельности обучающихся лет с задержкой психического развития в учреждении дополнительного образования.
2. Раскрыть особенности детей с задержкой психического развития, особенности социализации детей с задержкой психического развития в учреждении дополнительного образования.
Публикация «Социализация детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами досуговой деятельности» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ЗПР. Сценарии праздников и мероприятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
3. Определить уровень социализации обучающейся с задержкой психического развития семи лет в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования центре детского творчества.
4. Провести комплекс досуговых мероприятий с целью повышения уровня социализации обучающейся с задержкой психического развития семи лет.
Механизм реализации проекта (основные этапы реализации) - подготовительный этап (формирование ресурсной базы);
- основной этап:
проведение досуговых мероприятий направленных на повышение уровня социализации ребенка семи лет с задержкой психического развития в учреждении дополнительного образования.
-анализ и планирование деятельности будущих периодов.
Ресурсы проекта:
• теоретико-методологические - научные труды ученых Шмакова С. А., Исаева И. Ю., Коротовой Ю. Н., Дорониной Е. Г., Чижикова В. М., Груздева М. В., Золотаревой А. В., Киселёвой Т. Г.
• практические - муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования центр детского творчества
• материально-технические – на договорной и конкурсной основе используется помещения, офисная техника, системы связи
технологические
Ожидаемые результаты Комплекс проведенных досуговых мероприятий повысит уровень социализации обучающейся семи лет с задержкой психического развития
Досуговая деятельность в учреждении дополнительного образования - это составная часть относительно контролируемой социализации, она является компонентом социального воспитания, в котором планомерно создаются условия для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации подрастающего поколения. Российская педагогическая энциклопедия определяет социальное воспитание как целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.
Досуговое мероприятие в учреждении дополнительного образования – организованная обобществленная форма досуга, имеющая целью удовлетворение ряда физиологических, социальных и культурных потребности индивида и содействующая его рекреации. В зависимости от содержания различают спортивно-досуговые и культурно-досуговые мероприятия.
Педагоги системы дополнительного образования обучают детей разного возраста, социального положения, пола и особенностей здоровья.
Рассмотрим более подробно методы досуговой деятельности в учреждении дополнительного образования детей.
1. Метод игры и игрового тренинга. Игра – это самостоятельный и законный для детей и подростков вид деятельности.
2. Методы театрализации. Досуговая деятельность учащихся имеет огромное множество сюжетов и социальных ролей.
3. Методы состязательности. Состязание – это внутренний толчок для раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску, реализации и открытию. Учащиеся должны учиться состязаться. Досуговая деятельность всегда очень эмоциональна, поэтому она стимулирует крайние формы поведения: азарт, некое состояние эффекта, волнение, обиды и др.
4. Методы равноправного духовного контакта. Эти методы основаны на совместной деятельности детей и взрослых, так сказать «на равных» во всем. Учителя и учащиеся – считаются равноправными членами школьных клубов, объединений, творческих кружков.
5. Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация – это специально созданные учителем условия для детей и подростков. Такие ситуации не должны быть надуманными. Они должны отражать жизнь со всеми её сложностями и трудностями. Учитель должен специально создавать условия для возникновения необходимой ситуации, но сама ситуация должна быть естественной.
6. Методы импровизации. Импровизация – это действие, которое не является осознанным и не подготавливается заранее, действие, которое получается экспромтом. В импровизации заложено имитационное поведение.
Таким образом, для выбора того или иного метода организации досуговой деятельности нужно определить цели и задачи, а так же содержания досуговой деятельности, и конечно же выбор того или иного метода зависит от возрастных особенностей воспитанников и от форм организации досуговой деятельности школьников.
Организация досуговых мероприятий в учреждениях дополнительного образования должна строится с учетом педагогических принципов. Принципы организации досуговых мероприятий в учреждении дополнительного образования отражены на рисунке.
Описание актуального проектного подхода
Обучающиеся семи лет более других возрастных категорий обучающихся не умеют оптимально использовать свободное время для своего личностного развития. Поэтому развитию досуговой деятельности детей с задержкой психического развития нужно уделять большое внимание. Как правило, включение таких детей в социальную жизнь происходит болезненно. Психологи, медики, изучающие детей с задержкой психического развития, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия – отчуждением, избеганием или конфликтом.
Важность организации досуговой деятельности детей также подчеркивается в нормативно-правовых документах, таких как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21.12.2012, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и т. п.
Досуг может стать важным фактором физического и нравственного развития детей с задержкой психического развития, любимые мероприятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств, досуг может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть, открыть в себе новые творческие способности.
Обоснование проблематики проекта
При организации досуговой деятельности детей с задержкой психического развития в теории недостаточно обобщен опыт по ее реализации на практике. Поэтому существует проблема социализации детей семи лет в процессе досуговой деятельности в учреждении дополнительного образования