Папки-передвижки

Социализация детей с ОВЗ средствами музейной педагогики

Светлана Хижная
Социализация детей с ОВЗ средствами музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы

Повышение роли ДОО в социокультурном и гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения является одним из

основных направлений реализации программы патриотического воспитания

граждан РФ, так как дошкольное детство – самая

благоприятная пора для формирования культурно-ценностных ориентаций

духовно-нравственной основы личности ребенка.

Следовательно, современному педагогу ДО необходимо выбирать

эффективные средства позитивной социализации дошкольников и

Публикация «Социализация детей с ОВЗ средствами музейной педагогики» размещена в разделах

воспитания гражданского патриотизма, учитывая специфику дошкольного

детства.

Одним из таких средств является - Музейная педагогика, возникшая

на стыке психологии, педагогики, искусства, истории интегрировано решает

задачи нравственного, духовного, патриотического воспитания.

Музейная педагогика – достаточно известное направление

современной педагогики. Оно имеет длительную историю, но в дошкольном

образовании стала играть существенную роль только в последние

десятилетия.

Педагогический словарь даё т следующее определение: «Музейная

педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной

образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на

различные категории посетителей, взаимодействие музеев с

образовательными учреждениями».

Изначально музейная педагогика подразумевала, прежде всего,

сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в

музеи разной тематики. В настоящие время в дошкольной музейной

педагогике активно развиваются два крупных направления: сотрудничество

ДОО с музеями и создание, и использование мини-музеев в детском саду.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация

экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности,

включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы,

проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная

деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать

экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали

их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст

детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и

определенную ограниченность тематики.

Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны, они позволяют

эффективно реализовывать ФГОС ДО в части формирования целевых

ориентиров, способствует овладению основными культурными способами

деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах

деятельности. Позволяет ребенку проявлять любознательность, задавать

вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными

связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения

явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,

экспериментировать.

Активное использование музейной педагогики в образовательном

процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной

культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию

чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать

у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию,

формировать уважение к другим культурам, потребность и способность

самостоятельно осваивать окружающий мир, что очень важно в работе с

детьми с ОВЗ.

Актуальность использования технологии музейная педагогика в том,

нашу группу посещают воспитанники с нарушениями речевого развития, к

сожалению, возможность посетить музей предоставляется не часто, а также

наша деревня не может похвалиться разнообразием музеев, и поэтому, было

решено, создать мини – музеи, различной тематики в ДОО.

Ведь они являются доступным средством передачи информации,

создаётся образовательное пространство, центром которого является сам –

ребенок. Воспитываются привычки культурного поведения и общения с

людьми, основы этикета, правила поведения в общественных местах (в

музее); обогащается опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со

сверстниками и взаимодействия с взрослыми, в процессе создания минимузея. Развиваются начала социальной активности, желания на правах

старших участвовать в жизни детского сада: участвовать в оформлении

мини-музеев, быть не посредственным его создателем, что способствует

формированию положительной самооценки, уверенности в себе, осознание

роста своих достижений, чувства собственного достоинства. В процессе такой деятельности более активно развивается речь ребенка, активизируется словарь.

Прежде чем приступить к работе по созданию мини-музея была

изучена методическая литература и передовой опыт о музейной педагогике,

затем разработаны методические рекомендации на тему «Система работы по

организации мини - музеев в ДОО», на основе которых, были составлены

проекты по созданию мини-музеев, сроком на 2 учебных года.

Проектная деятельность выбрана не случайно, проект в работе с

дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и

перспективный метод. Проектная деятельность позволяет сделать

образовательный процесс целостным, а не разбитым на части, позволяет

ребенку «прожить» предложенную тему в разных видах деятельности, не

испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить большой

объем информации, осмыслить повседневный опыт, связи между предметами

и явлениями, проявить инициативу, а значит проектную деятельность можно

отнести к культурным практикам.

Таким образом, была определена цель работы: приобщение ребенка с

ОВЗ к основам культуры, обеспечение включения его в общество,

подготовка к активному участию в социальной жизни :

Для достижения цели поставлены задачи:

- формировать у воспитанников представление о музее, расширять

их кругозор.

- побуждать ребенка видеть историко-культурный контекст

окружающих вещей, т. е. оценивать его с точки зрения развития истории и

культуры.

- формировать исследовательские умения и навыки, развивать

способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир

путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

- способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со

взрослыми и сверстниками.

- развивать способность к эстетическому созерцанию и

сопереживанию.

- способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе.

Данные задачи обеспечивают разностороннее развитие личности:

социально - коммуникативное, познавательное, речевое, физическое,

художественно-эстетическое.

Выдвинута гипотеза: создание мини-музеев в ДОО способствует

социокультурному и патриотическому воспитанию детей, а следовательно

приобщает детей с ОВЗ к основам культуры, обеспечивает их включение в

общество, готовит к активному участию в социальной жизни.

В соответствие с планом, были разработаны и реализованы

следующие проекты: мини-музей «Русская изба», «Мамины ручки золотые»,

«Старая ёлочная игрушка», «Старая детская книжка».

Работа над созданием каждого мини-музея была кропотливая,

интересная, увлекающая.

Всю работу по созданию мини-музея можно разделить на четыре

этапа.

1 этап. Подготовительный.

На этом этапе необходимо познакомится с принципами

функционирования мини-музеев.

1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие

познавательного интереса, эмоционального восприятия. Это принцип,

предполагающий в качестве основного фактора воздействия на ребенка –

предмет, который и является в данном случае главным действующим лицом.

2. Интерактивность и полифункциональность музейного

пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для

организации разнообразной деятельности детей и решения, различных

воспитательно-образовательных задач (в том числе комплексно)

3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности.

Принцип, подразумевающий под собой саму организацию мини-музея, его

расположение, оформление, расстановку экспонатов, безопасность

экспонатов, представленных в мини -музее, для жизни и здоровья детей.

4. Обеспечение необходимыми условиями для развития

познавательной, исследовательской деятельности дошкольников

- Разработка тематического планирования мини-музеев и музейных

экспозиций в соответствие с тематикой занятий образовательной программы.

- С целью выявления степени заинтересованности родителей в данной

деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев провести анкетирование родителей воспитанников ДОУ.

Анкетирование проводится анонимно, по желанию родителей. В процессе

анкетирования выясняется, посещают ли родители музеи и выставки и берут

ли на экскурсию детей, а также анализируется степень готовности родителей

к взаимодействию с педагогами ДОУ по созданию мини-музеев.

2. Второй этап, практический.

- Создание мини-музея.

Работа на этом этапе строится в соответствие с разработанным

алгоритмом по созданию мини-музея в группе.

1. Выбор темы.

2. Определение места размещения мини-музея.

3. Планирование экспозиций

Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую либо

тему и выставленных по определенной системе. Любая экспозиция должна

учитывать следующую логическую цепочку: восприятие – понимание –

осмысление – закрепление - применение.

Мини-музеи в ДОО располагают постоянными и сменными

экспозициями. Экспозиции представлены по разным основаниям, например:

по тематике, по материалу, по решаемой задаче: для формирования

представлений, их систематизации; установления взаимозависимостей.

На базе мини-музеев можно организовывать кратковременные (даже

однодневные) «экспресс - экспозиции».

4. Выбор дизайна оформления мини-музея.

Выбор дизайна оформления экспозиций мини-музеев осуществлялся

в тесном взаимодействии воспитателей с узкими специалистами, родителями и детьми. Каждая экспозиция имеет свои особенности в цветовом и

композиционном решении, помогающие полнее раскрыть тематику мини-музеев, их содержания.

5. Подбор экспонатов.

Экспонат – это предмет, выставленный для обозрения в музее или

на выставке. В качестве экспонатов могут выступать творческие работы

детей, макеты, модели, фотографии, игрушки и т. д.

Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов

Мини-музеев, необходимо опираться на следующие принципы:

- партнерство родителей и педагогов;

- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной

педагогики;

- помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

6. Оформление визитной карточки и паспорта музея.

7. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев.

Возможны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев :

занятия-экскурсии, дидактические игры и творческие задания,

исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также

возможность смены экспозиций.

8. Разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей.

В ходе разработки экскурсий по своему мини-музею дети могут сами

предложить, о каких экспонатах и экспозициях необходимо обязательно

рассказать гостям.

Экскурсоводами могут быть педагоги, родители, а в старших и

подготовительных группах дети по желанию и сами могут стать

экскурсоводами.

9. Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея

Воспитатели разрабатывают конспекты занятий с использованием

экспозиций мини-музея, составляют подборку стихов, сказок, загадок,

оформляют тематические альбомы по темам мини-музеев. Любая

экспозиция учитывает логическую цепочку: восприятие – понимание –

осмысление – закрепление – применение.

3. Третий этап, презентационный.

- Представление мини-музея

Презентации могут проходить в форме экскурсий для воспитанников

других групп; в форме игр драматизаций; в форме мини-концертов и др.

4. Четвертый этап, деятельностный

- Функционирование мини-музея

Прежде чем начать знакомство дошкольников с мини-музеями,

педагогам совместно с родителями необходимо провести серьезную

предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку,

расширение знаний и представлений детей о музеях, формирование навыков

музейного поведения. Родителям было рекомендуется посетить с детьми

музей и выставки города.

Экспонаты мини-музеев можно использовать не только на занятиях

познавательного цикла, но и музыкальному руководителю, воспитателями при организации

игровой и экспериментальной деятельности.

Исключительно важное место в работе мини-музея занимают

экскурсии (игры-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная

экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большого внимания

заслуживает идея подготовки юных экскурсоводов из старших дошкольных

групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и

детей младшего дошкольного возраста.

При подготовке к открытию мини-музея в ДОО, использовались

различные формы деятельности с детьми: беседы, чтение литературы,

презентации, игры, интерактивные экскурсии, творческая продуктивная

деятельность (аппликация, лепка, рисование, конструирование) и т. д.

Педагоги совместно с детьми создавали необходимую предметно –

развивающую среду : подбирали книги, иллюстрации, дидактические пособия

и т. д. Родители были активными участниками проектов, они занимались не

только изготовлением, но и поиском экспонатов прошлых лет, сбору

информации по теме. Совместно с воспитателями занимались

просветительской работой среди детей, обогащением их знаний по

предложенным темам.

Открытие каждого мини-музея проходило красочно и ярко. Каждое

открытие соответствовало теме музея, воспитанники пели, танцевали,

рассказывали стихи, демонстрировали свои знания, приобретенные за период

создания мини-музея. Большой интерес, вызвало у ребят, представление

своих экспонатов, находящихся в музеи, а также возможность брать

экспонаты в руки, ведь в настоящих музеях трогать нечего нельзя, а здесь не

только можно, но и нужно.

После открытия музей продолжал свое функционирование, его

посещали дети других групп, а ребята нашей группы были

экскурсоводами. Мини-музей – это не просто выставка старины и прошлого,

но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности.

Достигнутые результаты подтвердили выдвинутую нами гипотезу.

Наши дети интересуются культурой, проявляют инициативу, творчество,

активно участвуют в деятельности, стали благодарными и восприимчивыми

посетителями музейных выставок и культурных событий.

Публикации по теме:

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Конспект ООД с детьми первой младшей группы с использованием музейной педагогики «Путешествие в мастерскую к дедушке Матвею»Конспект ООД с детьми первой младшей группы с использованием музейной педагогики «Путешествие в мастерскую к дедушке Матвею» Конспект открытой организованной образовательной деятельности для детей первой младшей группы с использованием технологии музейной педагогики.

Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики»Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация детей с ОВЗ средствами музейной педагогики
Опубликовано: 13 октября 2024 в 19:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социализация детей с ОВЗ средствами музейной педагогики» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Хижная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД