Светлана Хижная
Социализация детей с ОВЗ средствами музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение роли ДОО в социокультурном и гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения является одним из
основных направлений реализации программы патриотического воспитания
граждан РФ, так как дошкольное детство – самая
благоприятная пора для формирования культурно-ценностных ориентаций
духовно-нравственной основы личности ребенка.
Следовательно, современному педагогу ДО необходимо выбирать
эффективные средства позитивной социализации дошкольников и
Публикация «Социализация детей с ОВЗ средствами музейной педагогики» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
воспитания гражданского патриотизма, учитывая специфику дошкольного
детства.
Одним из таких средств является - Музейная педагогика, возникшая
на стыке психологии, педагогики, искусства, истории интегрировано решает
задачи нравственного, духовного, патриотического воспитания.
Музейная педагогика – достаточно известное направление
современной педагогики. Оно имеет длительную историю, но в дошкольном
образовании стала играть существенную роль только в последние
десятилетия.
Педагогический словарь даё т следующее определение: «Музейная
педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной
образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на
различные категории посетителей, взаимодействие музеев с
образовательными учреждениями».
Изначально музейная педагогика подразумевала, прежде всего,
сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в
музеи разной тематики. В настоящие время в дошкольной музейной
педагогике активно развиваются два крупных направления: сотрудничество
ДОО с музеями и создание, и использование мини-музеев в детском саду.
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация
экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности,
включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы,
проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная
деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать
экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали
их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст
детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и
определенную ограниченность тематики.
Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны, они позволяют
эффективно реализовывать ФГОС ДО в части формирования целевых
ориентиров, способствует овладению основными культурными способами
деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах
деятельности. Позволяет ребенку проявлять любознательность, задавать
вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными
связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,
экспериментировать.
Активное использование музейной педагогики в образовательном
процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной
культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию
чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать
у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию,
формировать уважение к другим культурам, потребность и способность
самостоятельно осваивать окружающий мир, что очень важно в работе с
детьми с ОВЗ.
Актуальность использования технологии музейная педагогика в том,
нашу группу посещают воспитанники с нарушениями речевого развития, к
сожалению, возможность посетить музей предоставляется не часто, а также
наша деревня не может похвалиться разнообразием музеев, и поэтому, было
решено, создать мини – музеи, различной тематики в ДОО.
Ведь они являются доступным средством передачи информации,
создаётся образовательное пространство, центром которого является сам –
ребенок. Воспитываются привычки культурного поведения и общения с
людьми, основы этикета, правила поведения в общественных местах (в
музее); обогащается опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со
сверстниками и взаимодействия с взрослыми, в процессе создания минимузея. Развиваются начала социальной активности, желания на правах
старших участвовать в жизни детского сада: участвовать в оформлении
мини-музеев, быть не посредственным его создателем, что способствует
формированию положительной самооценки, уверенности в себе, осознание
роста своих достижений, чувства собственного достоинства. В процессе такой деятельности более активно развивается речь ребенка, активизируется словарь.
Прежде чем приступить к работе по созданию мини-музея была
изучена методическая литература и передовой опыт о музейной педагогике,
затем разработаны методические рекомендации на тему «Система работы по
организации мини - музеев в ДОО», на основе которых, были составлены
проекты по созданию мини-музеев, сроком на 2 учебных года.
Проектная деятельность выбрана не случайно, проект в работе с
дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и
перспективный метод. Проектная деятельность позволяет сделать
образовательный процесс целостным, а не разбитым на части, позволяет
ребенку «прожить» предложенную тему в разных видах деятельности, не
испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить большой
объем информации, осмыслить повседневный опыт, связи между предметами
и явлениями, проявить инициативу, а значит проектную деятельность можно
отнести к культурным практикам.
Таким образом, была определена цель работы: приобщение ребенка с
ОВЗ к основам культуры, обеспечение включения его в общество,
подготовка к активному участию в социальной жизни :
Для достижения цели поставлены задачи:
- формировать у воспитанников представление о музее, расширять
их кругозор.
- побуждать ребенка видеть историко-культурный контекст
окружающих вещей, т. е. оценивать его с точки зрения развития истории и
культуры.
- формировать исследовательские умения и навыки, развивать
способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир
путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
- способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со
взрослыми и сверстниками.
- развивать способность к эстетическому созерцанию и
сопереживанию.
- способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе.
Данные задачи обеспечивают разностороннее развитие личности:
социально - коммуникативное, познавательное, речевое, физическое,
художественно-эстетическое.
Выдвинута гипотеза: создание мини-музеев в ДОО способствует
социокультурному и патриотическому воспитанию детей, а следовательно
приобщает детей с ОВЗ к основам культуры, обеспечивает их включение в
общество, готовит к активному участию в социальной жизни.
В соответствие с планом, были разработаны и реализованы
следующие проекты: мини-музей «Русская изба», «Мамины ручки золотые»,
«Старая ёлочная игрушка», «Старая детская книжка».
Работа над созданием каждого мини-музея была кропотливая,
интересная, увлекающая.
Всю работу по созданию мини-музея можно разделить на четыре
этапа.
1 этап. Подготовительный.
На этом этапе необходимо познакомится с принципами
функционирования мини-музеев.
1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие
познавательного интереса, эмоционального восприятия. Это принцип,
предполагающий в качестве основного фактора воздействия на ребенка –
предмет, который и является в данном случае главным действующим лицом.
2. Интерактивность и полифункциональность музейного
пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для
организации разнообразной деятельности детей и решения, различных
воспитательно-образовательных задач (в том числе комплексно)
3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности.
Принцип, подразумевающий под собой саму организацию мини-музея, его
расположение, оформление, расстановку экспонатов, безопасность
экспонатов, представленных в мини -музее, для жизни и здоровья детей.
4. Обеспечение необходимыми условиями для развития
познавательной, исследовательской деятельности дошкольников
- Разработка тематического планирования мини-музеев и музейных
экспозиций в соответствие с тематикой занятий образовательной программы.
- С целью выявления степени заинтересованности родителей в данной
деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев провести анкетирование родителей воспитанников ДОУ.
Анкетирование проводится анонимно, по желанию родителей. В процессе
анкетирования выясняется, посещают ли родители музеи и выставки и берут
ли на экскурсию детей, а также анализируется степень готовности родителей
к взаимодействию с педагогами ДОУ по созданию мини-музеев.
2. Второй этап, практический.
- Создание мини-музея.
Работа на этом этапе строится в соответствие с разработанным
алгоритмом по созданию мини-музея в группе.
1. Выбор темы.
2. Определение места размещения мини-музея.
3. Планирование экспозиций
Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую либо
тему и выставленных по определенной системе. Любая экспозиция должна
учитывать следующую логическую цепочку: восприятие – понимание –
осмысление – закрепление - применение.
Мини-музеи в ДОО располагают постоянными и сменными
экспозициями. Экспозиции представлены по разным основаниям, например:
по тематике, по материалу, по решаемой задаче: для формирования
представлений, их систематизации; установления взаимозависимостей.
На базе мини-музеев можно организовывать кратковременные (даже
однодневные) «экспресс - экспозиции».
4. Выбор дизайна оформления мини-музея.
Выбор дизайна оформления экспозиций мини-музеев осуществлялся
в тесном взаимодействии воспитателей с узкими специалистами, родителями и детьми. Каждая экспозиция имеет свои особенности в цветовом и
композиционном решении, помогающие полнее раскрыть тематику мини-музеев, их содержания.
5. Подбор экспонатов.
Экспонат – это предмет, выставленный для обозрения в музее или
на выставке. В качестве экспонатов могут выступать творческие работы
детей, макеты, модели, фотографии, игрушки и т. д.
Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов
Мини-музеев, необходимо опираться на следующие принципы:
- партнерство родителей и педагогов;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной
педагогики;
- помощь, уважение и доверие со стороны родителей.
6. Оформление визитной карточки и паспорта музея.
7. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев.
Возможны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев :
занятия-экскурсии, дидактические игры и творческие задания,
исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также
возможность смены экспозиций.
8. Разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей.
В ходе разработки экскурсий по своему мини-музею дети могут сами
предложить, о каких экспонатах и экспозициях необходимо обязательно
рассказать гостям.
Экскурсоводами могут быть педагоги, родители, а в старших и
подготовительных группах дети по желанию и сами могут стать
экскурсоводами.
9. Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея
Воспитатели разрабатывают конспекты занятий с использованием
экспозиций мини-музея, составляют подборку стихов, сказок, загадок,
оформляют тематические альбомы по темам мини-музеев. Любая
экспозиция учитывает логическую цепочку: восприятие – понимание –
осмысление – закрепление – применение.
3. Третий этап, презентационный.
- Представление мини-музея
Презентации могут проходить в форме экскурсий для воспитанников
других групп; в форме игр драматизаций; в форме мини-концертов и др.
4. Четвертый этап, деятельностный
- Функционирование мини-музея
Прежде чем начать знакомство дошкольников с мини-музеями,
педагогам совместно с родителями необходимо провести серьезную
предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку,
расширение знаний и представлений детей о музеях, формирование навыков
музейного поведения. Родителям было рекомендуется посетить с детьми
музей и выставки города.
Экспонаты мини-музеев можно использовать не только на занятиях
познавательного цикла, но и музыкальному руководителю, воспитателями при организации
игровой и экспериментальной деятельности.
Исключительно важное место в работе мини-музея занимают
экскурсии (игры-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная
экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большого внимания
заслуживает идея подготовки юных экскурсоводов из старших дошкольных
групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и
детей младшего дошкольного возраста.
При подготовке к открытию мини-музея в ДОО, использовались
различные формы деятельности с детьми: беседы, чтение литературы,
презентации, игры, интерактивные экскурсии, творческая продуктивная
деятельность (аппликация, лепка, рисование, конструирование) и т. д.
Педагоги совместно с детьми создавали необходимую предметно –
развивающую среду : подбирали книги, иллюстрации, дидактические пособия
и т. д. Родители были активными участниками проектов, они занимались не
только изготовлением, но и поиском экспонатов прошлых лет, сбору
информации по теме. Совместно с воспитателями занимались
просветительской работой среди детей, обогащением их знаний по
предложенным темам.
Открытие каждого мини-музея проходило красочно и ярко. Каждое
открытие соответствовало теме музея, воспитанники пели, танцевали,
рассказывали стихи, демонстрировали свои знания, приобретенные за период
создания мини-музея. Большой интерес, вызвало у ребят, представление
своих экспонатов, находящихся в музеи, а также возможность брать
экспонаты в руки, ведь в настоящих музеях трогать нечего нельзя, а здесь не
только можно, но и нужно.
После открытия музей продолжал свое функционирование, его
посещали дети других групп, а ребята нашей группы были
экскурсоводами. Мини-музей – это не просто выставка старины и прошлого,
но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности.
Достигнутые результаты подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Наши дети интересуются культурой, проявляют инициативу, творчество,
активно участвуют в деятельности, стали благодарными и восприимчивыми
посетителями музейных выставок и культурных событий.