Юлия Яковлева
«Семейное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского дома через игру» — выступление-презентация на педсовете
▼ Скачать + Заказать документы
Семейное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского дома через игру
слайд 1
Как бы хорошо не было в детском доме, каждый маленький человек мечтает о семье, семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности, именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т. д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника детского дома в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию.
Публикация «„Семейное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского дома через игру“ — выступление-презентация на педсовете» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В последнее время в дошкольной педагогике предпринимается попытка по-новому осмыслить взгляд на детскую игру, как процесс и результат получения опыта и знаний. Возросло диагностическое, психотерапевтическое, коррекционное значение игры, которое не только готовит детей к социальным отношениям, но и является средством регулирования этих отношений.
Наблюдая за дошкольниками, нетрудно заметить, что они переносят в свои игры всё то, что видят, замечают, слышат вокруг себя. Игры, отражая окружающую жизнь, развивают творческое отношение детей к жизни. Дети, исходя из своих первых наблюдений, из того, что им рассказывают, читают, сами выдумывают, дополняют своим воображением пока ещё ограниченные познания.
Игра приучает к тем психическим и физическим усилиям, которые необходимы для взрослой дальнейшей жизни. Она, как и работа, доставляет «радость творчества», «радость побед». В игре дети приобретают умение распоряжаться собственными силами, рассуждать над своими действиями, преодолевать трудности, приучаются чувствовать ответственность за выполнение задуманного. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в жизни.
Как бы широко и интересно не использовалась игра как средство воспитания, она не может стать выражением интересов детей, их потребностей, не может полностью удовлетворить страсть ребёнка к игре. Игра важна, прежде всего тем, что она способна организовать жизнь ребёнка. В этом состоит её важнейшая жизненная сила, которую надо использовать.
Слайд 2
Семья является важнейшим фактором социализации для дошкольников. Она вводит их во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. В связи с этим актуален поиск эффективных средств воспитания будущего семьянина.
Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой детский дом, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создавали бы такие условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи.
Поэтому важно создать эти условия в детском доме, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, в организации быта. Учить практике взаимоотношений не только со сверстниками и взрослыми, но и со старшими и младшими детьми. Создать условия для воспитания и развития морально-нравственных основ личности, способной ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях.
слайд 3
В дошкольном возрасте основным видом самостоятельной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении является игра. Следовательно, она должна стать одним из важных средств воспитания будущего семьянина. Именно в сюжетно – ролевых играх происходит усвоение дошкольниками семейного поведения, воспитание ребёнка как будущего мужчины или женщины.
В игровой форме дети знакомятся с разными бытовыми ситуациями в семье (например, сюжетно - ролевые игры «Дочки-матери», «Хозяюшки», «Папа мастер на все руки»). В этих играх они изображают уход взрослых за маленьким ребёнком, день рождения мамы, праздники в семье. Все эти игры формируют у детей уважение и любовь к семье, отзывчивость, благородство, заботливость, великодушие.
Слайд 4
Игры на семейную, бытовую тематику распространены на протяжении всего дошкольного возраста. В ходе игр возможно уточнить, обогатить представления о семье, они стимулирует рефлексию, эмпатию у детей, принимающих на себя разные роли.
Слайд 5
С целью обогащения содержания игр семейной тематики мы предлагаем дошкольникам такие сюжетные линии, как: «В семье родился ребёнок», «Приезд бабушки и дедушки», «Праздники в семье», «Семья на природе», «Семейный поход в магазин», «Мама готовит обед», «Папа чинит мебель», «Уборка в доме – распределение обязанностей».
Слайд 6
В ходе таких игр уточняются представления детей об особенностях семейной жизни, о взаимодействии поколений, о досуге. В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они их себе представляют, отображают различные жизненные ситуации.
Слайд 7
Наблюдая за самостоятельной деятельностью дошкольников, я пришла к выводу, что участие мальчиков в семейных и бытовых играх очень полезно в воспитательном отношении. Играя, они упражняются в добрых поступках, учатся заботиться о младших братьях и сёстрах. Всё это имеет немаловажное значение для воспитания в будущем чувства ответственности перед семьёй, качеств хорошего семьянина, заботливого сына, отца, мужа.
Слайд 8
Очень важна роль педагога в организации детских игр. Нельзя пускать ход игр на самотёк, следует направлять их развитие, помогать развивать сюжет, обогащать его новым содержанием и тем самым укреплять интерес к игре. При этом надо принимать участие как в играх, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцировано играть с девочками и мальчиками, тем самым предоставляя дошкольникам возможность проиграть мужские и женские модели поведения.
Часто игры детей, в следствие отсутствия опыта, поверхностные, однообразные. Углублению содержания игры в «Семью», будет способствовать увеличение количества ролей (отец, мать, дочка, сын, бабушка, дедушка, братья, сёстры, младенец, которые сможет примерить на себя каждый ребёнок в зависимости от пола. Также обогащению знаний может помочь развитие новых вариантов сюжета, отображающих не только уход за младенцем, отношение к нему, но и заботу о взрослых членах семьи, эмоционального отношения к ним; за счёт таких форм игры, как игра - строительство, игра - лепка, игра - труд.
В своей повседневной деятельности мы широко используем беседы с детьми, чтение художественной литературы, рассказы дошкольников об их впечатлениях обо всём увиденном. Это также способствует обогащению содержания игровой деятельности детей.
Слайд 9
В нашем возрасте, младшей и средней группе, ещё нет системы занятий по семейному воспитанию. Но это не мешает нам систематически проводить беседы на темы семьи, играть в сюжетно – ролевые игры соответствующей тематики и, конечно же, закреплять полученные знания при встрече гостей во время праздников, чаепитий, прогулок. Гостями могут быть, как шефы нашей группы, так и дети и взрослые других групп. При проведении совместных чаепитий, дети на практике учатся сервировке, этикету застолья, поддержать беседу и многому другому, что в семье им бы рассказали родители. Конечно, не стоит умолять роль режимных моментов в семейном воспитании, так как в течение дня так же используя игру, мы не только прививаем детям культурно – гигиенические навыки, укрепляем их здоровье и соблюдаем режим, но и учим их помогать друг другу, как это бы делали братья и сёстры в семье, помогать взрослым, как в семье они бы помогали старшим – маме и папе, бабушке и дедушке.
Слайд 10
Таким образом, мы пришли к выводу, что игра, а именно
• сюжетно – ролевая игра - наиболее доступный для дошкольников вид самостоятельной деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний о семье.
• даже после разнообразной и целенаправленной работы по воспитанию черт будущего семьянина, дети ещё постоянно нуждаются в руководстве взрослого.
• Но также, именно благодаря разнообразной, целенаправленной работы они всё чаще стали самостоятельно придумывать сюжет игры, подбирать для неё атрибуты, хотя содержание игры во многих случаях требует обогащения, уточнения и дополнения.