МААМ-картинки

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Наталья Сыропятова
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация:Статья посвящена проблеме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в рамках общеобразовательной школы.

Ключевые слова: инклюзия; дети с ОВЗ; социализация; семья; службы ранней помощи.

Публикация «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – одно из приоритетных направлений системы образования России. Но в современных условиях система образования каждого государства ориентируется на мировую образовательную политику и становится всё более открытой, единообразной и преемственной.

Российское правительство и общественность стали уделять образованию «особых» детей более пристальное внимание после принятия в 1994 г. на Всемирной конференции по образованию Саламанкской Декларации (г. Саламанка, Испания, которую подписали 92 государства, в том числе и Россия. В декларации раскрывались принципы, политика и практическая деятельность в сфере образования детей с особыми образовательными потребностями, и инклюзивный подход был провозглашён главным направлением развития современного образования, позволяющей данной системе гибко приспосабливаться к особенностям и потребностям каждого ребёнка.

Симптоматично, что на современном этапе развития специального образования отмечается серьёзное переосмысление сущности понятия «интеграция», вводится новый термин – «инклюзия». Речь идёт о придании нового, социально-педагогического смысла процессу интеграции детей в Инклюзия основывается на идеях единого образовательного пространства для всех детей, в котором имеются разные образовательные маршруты. Инклюзия исходит из позиции общей педагогики и психологии, которые ориентированы на ребёнка с учётом его индивидуальных образовательных потребностей.

В статье В. И. Лопатиной [1] указано, что методологической основой инклюзивного образования является постулат : «Не ребёнок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребёнка. Основываясь на этом принципе, мы можем говорить, по крайней мере, о четырёх ведущих категориях детей, требующих создания оптимальных образовательных условий для реализации их законных прав:

- дети с ограниченными возможностями здоровья;

- одарённые дети;

- дети из различных культурных и конфессиональных групп;

- дети из социально неблагополучных семей.

Но, как пишет в своей статье Дорохова Е. С. [2] Конституция РФ и Закон РФ «Об образовании» предоставляют право на образование каждому, не останавливаясь на инвалидах отдельно, что в целом соответствует концепции интегрированного образования. Но, по сути, не все граждане с особыми образовательными потребностями могут воспользоваться этими правами. В социальной и образовательной сфере инвалиды, в том числе и дети с особыми образовательными потребностями, сталкиваются с трудностями, которые постепенно вытесняют их за пределы общей системы образования и обычных социокультурных отношений.

Одной из проблем в специальном образовании является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. На современном этапе специальные школы и интернаты признаются сегрегационными, что носит дискриминационный характер и выражает навешивание «социального ярлыка». В этой связи развивается система образования для детей с особыми потребностями по типу интеграции.

Эффективность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от двух значимых социально-психологических факторов [3] :

- полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности в их отношении учителей и учащихся различных типов образовательных учреждений;

- психологической толерантности к инвалидам и воспитания её в общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям-инвалидам помощь в их самореализации.

Одним из направлений решения проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является определение социально-психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию этих детей.

Определить структуру системы специального образования, пути, способы, организационные формы и психолого-педагогические условия их реализации в современных социально-экономических и нравственно-психологических условиях общества – это значит помочь детям с ограниченными возможностями здоровья включится в социальные отношения общества.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения индивидуальной программы социально-педагогической реабилитации и подготовки окружающих (детей, взрослых) к принятию детей с особенностями в развитии (организация движения детского милосердия, школы помощника социального педагога и т. д.)

Социально-педагогическая деятельность по развитию социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, направленная на его успешную социализацию, включает [4] :

- развитие духовных и физических способностей детей;

- поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия;

- облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни;

- содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему;

- обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны как допускающие обучение лишь практическим навыкам;

- установление реального и более комфортного контакта с внешним миром.

А также важную нишу в успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья занимает семья, в которой они воспитываются. Ведь, одной из важнейших функций семьи является обеспечение взаимодействия личности и общества, семья активно участвует в формировании ценностных ориентаций и поведения своих членов, является важным средством воспитания и сферой формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения.

Проблема заключается в том, что параллельно с процессом социализации ребёнка протекает процесс ресоциализации (т. е. повторной социализации) его родителей. Данные процессы обусловлены биологическим (учёт характера инвалидизирующей патологии, уровня функциональных нарушений и т. д., социальным (учёт условий социально-средового окружения) и психологическим (учёт личностных особенностей родителей и их потребностей) фактором.

Очень часто в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, можно наблюдать формы поведения родителей в семье, которые нарушают адекватный ход социализации детей. Примером подобного является подсознательное «отвержение» ребёнка. «Отвержение» выражается отсутствием интереса к ребёнку, недостаточности взаимодействия с ним, грубом обращении, физическом наказании. Особое внимание нужно уделить психологическому отвержению, которое заставляет ребёнка думать, что «он плохой», «недостоин родительской любви и внимания». В результате, у детей формируется пониженная самооценка, неуверенность в себе, пассивность.

Негативное влияние на развитие психики больного ребёнка оказывает и чрезмерная опека его родителей. Большинство родителей испытывают неосознанное чувство вины перед ребёнком, жалеют его, стараются всё сделать за него, выполняют каждое желание. В этих случаях дети растут пассивными, несамостоятельными, неуверенными в себе, эгоцентричными. Для них характерна психическая и социальная незрелость, которая препятствует социальной адаптации. [5]

Родители как и их дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке. Для оказания такой помощи в России создана система ранней психолого-педагогической помощи детям и их семьям. Службы ранней помощи детям с ОВЗ помогают родителям получить те знания и умения, необходимые для выявления и развития способностей ребёнка и предупреждения возможных осложнений, также оказывают практическую помощь детям и семьям.

Основными задачами этих служб является:

- выявление детей раннего возраста, нуждающихся в ранней специальной помощи;

- своевременная коррекция и профилактика отклонений в развитии ребёнка раннего возраста;

- квалифицированная помощь семье ребёнка с ОВЗ;

- методическая помощь педагогам ДОУ в вопросах организации и проведения образовательной работы с детьми имеющими ОВЗ.

Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также необходима разработка единой, целостной системы социальной реабилитации.

При комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они будут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.

Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от действия универсальных психологических и социально-психологических механизмов, от особенностей восприятия обществом человека с ограниченными возможностями здоровья и характера взаимодействия человека с ограниченными возможностями здоровья и других людей.

Список литературы:

1. Лопатина, В. И. Широкие аспекты инклюзивного образования/ В. И. Лопатина// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - №6. – С. 11-15

2. Дорохова, Е. С. Организация инклюзивного образования в системе ДОД / Е. С. Дорохова // Дополнительное образование и воспитание. – 2010. - №1. – С. 27-33

3. Фирсов М. В. Теория социальной работы. – М. : Владос, 2001

4. Филонов Г. Н. Специальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. – М. : ИСП РАО, 1995.

5. Геворкян, А. Р. Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / А. Р. Геворкян, О. А. Донцова – Режим доступа: https://www.rusnauka.com/6_PNI_2014/Psihologia/5_157696.doc.htm

Публикации по теме:

Доступность качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

Игра в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются.

Конкурс-фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Радуга-2014» ВидеоКонкурс-фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Радуга-2014» Видео Конкурс-фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями "Радуга" на протяжении многих лет давал возможность детям-инвалидам реализовать.

Организация дистанционной поддержки для детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день Правительством РФ созданы.

Организация работы с детьми 5–7 лет с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада Инклюзивное образование в России - новая, недостаточно изученная форма обучения детей с ограниченными возможностями. Оно предполагает изменение.

Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Слайд 1 Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения.

Проект «Создание ресурсной комнаты для детей с ограниченными возможностями здоровья» Тема проекта: «Создание ресурсной комнаты для детей с ограниченными возможностями здоровья». Что означает ОВЗ? ОВЗ - ограниченные возможности.

Психологическая помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья Как вы уже знаете отделение в «Мать и дитя» существует для предоставление помощи детям раннего возраста, а так же детям имеющих сложные.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, развивается.

Социализация детей с особыми возможностями здоровья в условиях ДОО СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОО Милевская Н. В. воспитатель высшей категории stepan_milevskiy@mail.ru.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Опубликовано: 16 января 2018 в 19:28
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сыропятова (УИ 73616) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД