Динара Денисова
Психологическая помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Как вы уже знаете отделение в «Мать и дитя» существует для предоставление помощи детям раннего возраста, а так же детям имеющих сложные диагнозы, которые неспособны к самообслуживанию. Как, правило, когда в семье рождается ребенок со сложным диагнозом (синдром Дауна, РДА, ДЦП и т. д.) чаще всего родители не способны адекватно воспринять и отреагировать на недуги их ребенка. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья в большинстве своем находятся в крайне неблагоприятном психологическом состоянии. В связи с этим психологическую работу мы направляем на оптимизацию психологического состояния родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Лишь по достижении адекватного психологического состояния родителей детей с нарушениями здоровья можно предпринимать остальные меры психологической помощи. Второе направление – ликвидация ведущей причины неконструктивного родительского отношения к детям с нарушениями здоровья, действующей на сознательном уровне, – устранение психолого-педагогической безграмотности родителей.
Публикация «Психологическая помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
И, наконец, третье направление психологической помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – непосредственно оптимизация родительско-детских отношений, гармонизация психологического климата в семье.
В своей работе я использую такие формы как проведение консультаций на тему: взаимодействия педагога-психолога с родителями, направленных на обучение приемам, повышающих эффективность взаимодействия с ребенком, бесед, изготовление буклетов с информацией о заболеваниях, о методах и приемах психологической помощи в домашних условиях. (Психолическиские особенности детей с ОВЗ, кризис 3-х лет, как справиться с собственными отрицательными эмоциями, формирование навыков самообслуживания)
Кроме этого я провожу демонстрацию презентаций, видеофильмов, сеансы релаксации (которые просто необходимы для снятия психоэмоциолнального напряжения у родителей). Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья определяются степенью их готовности к сотрудничеству. Для родителей с низким уровнем мотивации на первоначальном этапе сотрудничества целесообразным является индивидуальное консультирование, проводимое в несколько этапов:
Индивидуальные беседы, цель которых – создать доверительные, откровенные отношения с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. «В ходе краткой первичной беседы исключаются прямая или косвенная критика действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности. Это уместно лишь после анализа всей совокупности сведений о ребенке, включая результаты его обследования, но и тогда требует облечения в особую форму. При первых же встречах любой намек на неодобрение действий родителей может спровоцировать у них сильные защитные реакции и закроет путь для откровенного обсуж-дения всех сторон проблемы их ребенка».
По-началу родители не идут на контакт, пытаются отрицать наличие у ребенка проблем в развитии, порой агрессивно реагируют на попытки оказать им психологическую помощь. Поэтому мы поддерживаем родителей. Поддержка должна быть строго дифференцированной и максимально приближенной к реальности, в которой живет семья больного ребенка. В процессе консультаций необходимо сообщать родителям, какие трудности могут возникать на разных этапах его жизни. Нужно развивать у ребенка навыки самообслуживания, включать его в жизнедеятельность семьи, воспитывать «бытовую самостоятельность» с учетом физической или интеллектуальной состоятельности. По мере взрос-ления ребенка родителям необходимо проявлять чуткость и гибкость в предоставлении простора для детской инициативы. Поэтому психологические консультации должны проводиться регулярно с целью обсуждения отдельных случаев и выработки стратегии и тактики поведения родителей в трудных ситуациях.
Таким образом, родители детей-инвалидов испытывают выраженный психологический стресс, находятся в состоянии психологической и социальной дезадаптации. Состояние родителей детей-инвалидов со сложными диагнозами усугубляется тем, что вероятность выздоровления ребенка, как правило, исключена, а его болезнь воспринимается обществом негативно, с насмешкой, и родители испытывают чувства безысходности, вины и стыда. Все это сказывается на их отношении к детям, которое зачастую становится неадекватным, противоречивым. А поскольку родительское отношение является одним из наиболее значимых факторов, влияющих на развитие ребенка и на его психологическое состояние, сами дети-инвалиды в результате оказываются в неблагоприятных для развития условиях. Поэтому родительское отношение к детям с овз в подавляющем большинстве случаев требует психологической коррекции помощи.