Вера Рожнова
Сочетание коллективной и индивидуальной работы по формированию устной речи у дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
В современной специальной педагогике индивидуальная форма организации обучения применяется при тяжелых нарушениях в развитии, на начальных стадиях обучения, в связи с возрастными особенностями (ранний возраст).
Устная речь – это звучащая речь, та, которую мы слышим и произносим.
В основе формирования устной речи лежит обучение составлению дошкольников различным видам предложений. Виды предложений усложняются. Это усложнение опирается на закономерности развития фразовой речи у детей. Логопедическая работа строится с учетом того, что уже достигнуто ребенком в овладении родным языком.
Публикация «Сочетание коллективной и индивидуальной работы по формированию устной речи у дошкольников с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
Подготовительный этап (индивидуальная работа)
Цель – формирование предпосылок общения. Основные направления работы – установление контакта, повышение уровня общей активности ребенка, организация произвольного внимания.
Упражнения:
Наблюдение за игрой ребенка. Педагог осторожно пробует подключиться к игре, тактично и ненавязчиво.
Сенсорные игры. Необходимо сформировать новые чувственные ощущения у ребенка. Необходимо организовать ситуацию обучения, которая позволит ребенку усвоить новые навыки.
Игры с покрывалами помогут развить навык удержания внимания.
Игры с красками, водой, мыльными пузырями, свечами провоцируют ребенка принимать активное участие в игре, формировать воздушную струю.
Игры со звуками развивают слуховое восприятие, внимание.
Первый этап обучения – однословное предложение. (Индивидуальная работа) Этот этап предназначен для работы с неговорящими детьми.
Основная цель логопедического воздействия на первом этапе – вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений и расширить объем понимания речи.
Упражнения.
Упражнения на понимание речи, подкрепленные наглядным предметным действием. Использование инструкций (покажи, дай). Использование вопросов (у кого, кому, где, что это).
Упражнения на речевое подражание (качаем куклу, болят зубы, ляля плачет, звукоподражания животным.
Упражнения на формирование фонематических представлений. Узнавание неречевых звуков (музыкальные игрушки, металлические баночки с разными наполнителями, различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру (тихо, громко, с изменением эмоциональной окраски).
Упражнения на развитие моторики (общей и артикуляционного аппарата).
На этом этапе целесообразно использовать индивидуальную форму работы, так как происходит установление эмоционального контакта.
Второй этап – первые формы слов (индивидуальная работа)
Этот этап логопедической работы предназначается для детей, которым необходимо связать в высказывание 2-4 аморфных слова. Основная цель – научить ребенка правильно строить двухсловные предложения.
Упражнения.
Узнавание предметов по назначению или описанию (Покажи, чем будешь кушать).
Различение существительных ед. и мн. ч. (Покажи, где дом, а где дома).
Называние знакомых предметов на картинках.
Добавление слогов в словах ( Доскажи: кош…ка, мыш…ка).
Умение отдавать команды (Собачка хочет есть. Собачка, ешь)
Употребление Им. и Вин. падежа у одних и тех же слов (Это утка. Дай утку.)
Подражание движениям педагога (подвижные игры, пальчиковая гимнастика).
Дыхательные упражнения, направленные на контроль воздушной струи.
Третий этап обучения - двусоставное предложение. Предназначается для работы с детьми, у которых объём предложения увеличился до 2-3 слов. Основные цели логопедического воздействия – научить детей грамматически правильно строить предложения, воспроизводить ритмико-слоговую структуру трехсложных слов, различать грамматические формы слова.
Упражнения.
Различение слов, сходных по звучанию (мыло – Мила).
Понимание действий, изображенных на сюжетных картинках (вытирает – вытирается).
Понимание пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами на, под, около, из-за.
Различение падежных значений (Покажи карандаш ручкой, тетрадь карандашом).
Упражнения на интонацию ( узнай человека: больной, сердитый, грустный, веселый, удивленный).
Упражнения на развитие чувства ритма (отхлапывание серии ударов в ладоши).
Четвертый этап – предложение из нескольких слов.
Предназначается для работы с детьми, которые могут строить предложение из 3-4 слов.
Основная цель – научить детей грамматически правильно строить предложение из 3-5 слов. В результате этой работы дети должны овладеть элементарной разговорно-бытовой речью, т. е. их речь должна приобрести коммуникативную функцию.
Упражнения.
Дифференциация слов-паронимов (бочка-дочка, коса-коза).
Формирование умений отвечать на вопросы: Кто это? Что он делает?
Составление предложений по сюжетным картинкам.
Упражнения на преобразование глаголов (Девочка пьет. Что она про себя скажет? Я пью).
Составление и пересказ небольших текстов с опорой на настольный и кукольный театр.