ЛЮДМИЛА ЛИКОНЦЕВА
Мастер-класс «Фольклор как средство развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Фольклор как средство развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности
Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Определение «фольклор» ввел английский ученый Уильям Томс в 1846 году. Фольклор – это пословицы, песни, сказки, частушки, загадки. Современная литература уходит своими корнями в фольклор, многие произведения которого похожи даже в совершенно разных культурах. Главная особенность фольклора – это отсутствие известного автора, потому что любое фольклорное произведение существует очень давно и множество раз было преобразовано новыми и новыми рассказчиками. Со временем литераторы заимствовали многие сюжеты из фольклорных произведений и подписывали эти произведения своим именем. Вот почему во многих литературах мира встречаются похожие сюжеты, персонажи и произведения. При этом фольклор постоянно развивается и меняется вместе с жизнью людей. Тем не менее, именно фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других. Благодаря народным песням, сказкам и другому фольклору ученые-историки могут узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время. Нельзя забывать, что такое важное значение фольклора как источника информации о культуре народа просто неоценимо для науки.
Публикация «Мастер-класс „Фольклор как средство развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Звучит русская народная музыка, входит музыкальный руководитель в русском костюме.
Муз. рук: Добрый день, гости дорогие посидите, побеседуйте. Песни, сказочки да вы послушайте, а я вам старину скажу, старину скажу да, стародавнюю.
Давным-давно это было, в далёкой деревушке, в маленькой избушке, жил да был дед во 100 лет. А звали его Фольклор. И была у него очень большая семья. Когда дети выросли, разъехались по всей нашей земле-матушке. Фольклор очень любил своих детей, а особенно внуков. Было у него много внучек и один внук. Когда дедушке Фольклору становилось грустно и скучно, он отправлялся в путь дорожку к своим любимым внукам. И куда бы он ни приехал везде наступало веселье и радость.
Вот и вспомнили мы сказочку про дедушку Фольклора. А как зовут внучек вы мне сами напомните. (Загадка, небылица, частушка, пляска, хоровод, игра).
Муз. рук: Правильно, молодцы. А сколько было внуков у Фольклора?
(Один. Хоровод).
Муз. рук: правильно! А вы хотите к нему отправиться в гости?
(исполняется хоровод).(КАРАВАЙ)
Муз. рук: Мне очень понравилось в гостях у хоровода. А вам?
Пора нам навестить внучек дедушки. Сначала мы заглянем в гости к внучке, которая самая загадочная, а зовут её Загадка.
Загадка: А сейчас для всех для вас Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперёд, Вы смекалистый народ.
1 Деревянная подружка, Без неё мы как без рук.
На досуге - веселушка И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот И обжечься не даёт. (ЛОЖКА ДЕРЕВЯНАЯ)
2 Струн дано ей очень мало, Но пока что ей хватало.
Струны ты её задень И услышишь - длень-длень-длень.
Кто такая, угадай-ка?
Это наша. .(балалайка).
3 В руки ты её возьмёшь,То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, двухрядная Заиграет только тронь, А зовут её. (гармонь).
4Очень весело поёт, если дуете в неё,
Вы все на ней играете и сразу отгадаете,
Не палочка, не трубочка, а что же это?. (дудочка).
5. Громче флейты, громче скрипок, Громче труб наш великан.
Он ритмичен, он отличен, Наш весёлый. (барабан).
Муз. рук: Ой, что-то мы задержались в гостях у загадки, пора нам дальше отправляться, к следующей внучке, а зовут её Частушка.
Частушка: Эй, девчонки, хохотушки, запевайте-ка частушки Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей.
(берут музыкальные инструменты).
Заходите музыканты. Заиграйте веселей.
Покажите нам таланты. Расскажите о себе.
Муз. рук: Молодцы! Спасибо! Очень весело вы пели.
Пора нам дальше отправляться к следующей внучке. Она нас заждалась. Это внучка непоседа, а зовут её Игра. (Золотые ворота)
Игра: Становитесь в круг скорей, поиграем веселей. Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
Я хочу вас попросить поиграть в мою любимую игру «Горелки». (проводится игра).
Муз. рук: Понравилось Вам в гостях у игры? Вы согласны со мной, что эта внучка самая непоседливая? А сейчас пора отправиться к Небылице.
Небылица в лицах, Сидят в теремах-светлицах.
Щелкают орешки, да творят насмешки.
НЕБЫЛИЦЫ
По небу летает кошка, речка к нам течет в окошко.
Говорят, что Дед Мороз заморозил себе нос.
Наши куры, говорят, молочком поят ребят.
А коровушка Буренка родила вчера котенка.
Говорят, что малы детки любят лук, а не конфетки.
Говорят, что наш Емеля дурачок на самом деле.
Говорят, муравей самый сильный из зверей.
Говорят, что серый кот дружно с мышками живёт.
Волк зубастый, говорят, испугался двух зайчат.
Г оворят. петух в лесу скушал рыжую лису.
Черепаха, говорят, обгоняет всех подряд.
Г оворят. ворона лает, говорят, Барбос летает.
Уместились на странице небольшие небылицы В них есть правда, есть и ложь, прочитаешь всё поймёшь.
Муз. рук: Вот и пляске черёд, выходи честной народ. К последней внучке заглянем в гости, к Пляске.
(все танцуют переходную польку «Ну и до свидания»).
Муз. рук:
Вот и кончилось веселье Наступил прощанья час.
Вы скажите откровенно, Вам понравилось у нас?
Без меня вы не скучайте, Скоро к вам приду, прощайте!
ЧАСТУШКИ
Ставьте ушки на макушки слушайте внимательно
Пропоем мы вам частушки будет замечательено.
Я играю на гармошке Хороша гармонь моя.
Подрасту ещё немного Гармонистом стану я.
Я на дудочке играю Песни звонкие пою,
Ни за что не променяю Чудо-дудочку мою.
В громкий бубен, как в окошко
Я стучу,зову друзей
Только бубен, как лукошко,
Полон песен и затей.
Балалайка, балалайка. Три певучие струны,
Веселее заиграй-ка. Веселиться все" должны.
Мы вам пели и старались хорошо ли плохо ли
А теперь мы вас попросим чтоб вы нам похлопали