Федотова Любовь Викторовна
Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
• Формировать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
• Развивать речевое творчество;
• Воспитывать интерес к книгам и художественным произведениям.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
В соответствии с Федеральной образовательной программой и Федеральным Государственным Стандартом к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Развитие речи» предполагает: (на слайде)
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте.
В своей работе с детьми педагоги нашего детского сада, большое внимание уделяют речевому развитию, поэтому из ранее разработанных методик в практике наши воспитатели применяют следующие технологии:
1. Обучение детей составлению и разгадыванию загадок, метафор.
2. Игры и творческие задания для развития выразительности речи.
3. Обучение детей составлению творческих рассказов, сказок по картине.
Технология составления и разгадывания загадок.
Традиционно работа с загадками, основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.
Наблюдая за своими воспитанниками, педагоги нашего ДОУ заметили, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путём перебора вариантов. Но, к сожалению, большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одного ребёнка на конкретную загадку, очень быстро запоминается другими детьми.
Развивая творческие способности детей, важнее научить их составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
Воспитатель показывает модель составления загадки и предлагает составить загадку про какой-либо объект.
Таким образом, в процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества. К тому же, наши педагоги заметили, что это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.
Технология составление метафор.
Как известно, метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.
В своей работе с детьми, педагоги нашего детского сада заметили, что само понятие «метафора» – не понятно большей части воспитанников, поэтому в старших группах появились загадочные фразы от Королевы Красивой Речи. (Домашнее солнце, балерины неба и т. д). Данная технология, активизирует знания детей и развивает в них способность создавать художественные образы, которые они употребляют в речи в качестве выразительных средств языка. Что позволяет нам, педагогам выявить детей, способных к творчеству, и способствовать развитию в них таланта.
Игры и творческие задания
Нашими педагогами отмечено, что развитие речи в игровой форме в течение всех видов деятельности, даёт хороший, положительный результат. Так у ребят, наблюдается желание, легко и непринужденно участвовать в этом процессе. Например, дидактические игры: «Да нет-ка», «Назови общие признаки», «Чем похожи?», «Чем отличаются?» - развивают речь детей, их творческие способности, активизируют мыслительную деятельность, обогащают словарный запас, развивают умение наблюдать, выделять главное, сопоставлять предметы, признаки или явления, систематизировать накопленные знания.
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.
Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определённую тему. Наши педагоги поддерживают это стремление и развивают их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе служат картины.
Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.
1-ый тип: «текст реалистического характера»
2-ой тип: «текст фантастического характера»
Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности.
Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Рассматривание картин и составление рассказов по ним, конечно же, проводятся нашими педагогами, не навязчиво и в виде игры с использованием игровых упражнений.
Игра «Кто как видит картинку?» - детям необходимо увидеть, найти сравнения, подобрать красивые слова или красочное описание. Эта игра развивает у детей фантазию, творчество, расширяет словарный запас.
Во время игры «Живые картинки» - дети изображают предметы, нарисованные на картине. Данная игра развивает творческие способности, активизирует и пополняет словарный запас детей.
Игра «День и ночь» - позволяет воспитанникам увидеть картину в разном свете, что способствует развитию внимания, памяти, воображения.
Технология развития речи посредством мнемотехники.
Всем известно, что мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
В старших группах нашего детского сада, педагоги совместно с родителями воспитанников, разработали большое количество мнемотаблиц и схем, которые очень полюбились детям. Данные мнемотаблицы – схемы, служат дидактическим материалом при работе:
по развитию связной речи детей;
для обогащения словарного запаса;
при обучении составления рассказов;
при пересказе художественной литературы;
при отгадывании и загадывании загадок;
при заучивании стихов.
Технологии мнемотехники позволяют нашим педагогам решать задачи развития всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно-логической, обработки различных приемов запоминания); развитие образного мышления; развития логического мышления (умения анализировать, систематизировать); развитию творческих способностей, развитие смекалки, тренировка внимания; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.
Информационно - коммуникативные технологии позволяют воспитателям нашего детского сада, сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводят к необходимости использовать различные способы подачи материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы обучения.
Используя в своей работе указанные технологии, педагоги нашего детского сада выделяют для себя наиболее приоритетные, это такие технологии как:
1. ТРИЗ. (Теория Решения Изобретательских Задач)
2. Логоритмика. (Речевые упражнения с движениями)
3. Сочинительство. (слайд)
4. Сказкотерапия. (Сочинение детьми сказок)
«Что будет если?»
«Изменение характера персонажей» - старая сказка на новый лад
«Введение в сказку новых атрибутов» - волшебные предметы, бытовые приборы.
«Введение новых героев» - как сказочных, так и современных
«Тематические сказки» - цветочные, ягодные.)
5. Экспериментирование.
6. Пальчиковая гимнастика.
7. Артикуляционная гимнастика.
8. Драматизации и инсценировки. В каждой группе созданы и оборудованы центры для театральной деятельности.
При выборе технологии в своей работе, наши педагоги в первую очередь, ориентируются на следующие требования:
1. Технология должна носить здоровье сберегающий характер;
2. Основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
3. Организация активной речевой практики, каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Также важным условием развития речевого творчества, является развивающая речевая среда в группах детского сада. Группы имеют всё необходимое : демонстрационный материал на разные темы, дидактические игры, детскую художественную литературу, в том числе и познавательного характера, различные виды театра, «книжки малышки», которые дети изготовили самостоятельно или совместно с родителями. Особое внимание детей в группах, привлекает - чудесная коробочка. Она содержит, распечатанные картинки или картинки, вырезанные из старых журналов. Ребенок выбирает необходимую картинку из «чудесной коробочки» и приступает к изготовлению собственной книжки, дополняя ее своими рисунками. Затем презентует книжку сверстникам или взрослым.
Проанализировав работу педагогов нашего ДОУ, можно с уверенностью сделать вывод, что выше перечисленные технологии, которые используют наши воспитатели, оказывают существенное влияние на развитие речевого творчества детей.