Елена Потапова
Мастер-класс для педагогов «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе создания рисунков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса :
Повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.
Задачи:
- Развивать коммуникативные формы взаимодействия;
- Способствовать содействию благоприятного психологического климата общения членов педагогического коллектива.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе создания рисунков“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Материалы и инструменты :
Лист бумаги А4
восковые мелки
гуашь
широкая кисть
зубочистки.
Ход мастер-класса:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на нашей встрече. Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча будет для вас полезной. Желаю всем получить сегодня только положительные эмоции и в дальнейшем применить полученные знания на практике в работе с детьми.
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, но и показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.
Как известно речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом.
Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.
- Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Влияние рисования на развитие речи доказано научно. Дело в том, что моторное развитие тесно связано с уровнем интеллектуального и речевого развития.
В процессе рисования у детей расширяется словарный запас, развивается мелкая моторика рук, совершенствуется память, внимание.
Речь – это чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Наблюдение психологов, педагогов, статистические данные свидетельствуют, что уровень речевого развития детей, не соответствует возрастной норме. Причин этому много, но самая главная причина, возросло количество детей с нарушением речи.
Отсюда намечается проблема: отсутствие у детей умственных способностей, которые начинают формироваться очень рано, и не сами собой, а по мере расширения деятельности ребёнка, в том числе общей двигательной, и ручной.
Как показывают практические наблюдения, особая роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит изобразительной деятельности.
Именно педагог должен создать все условия для заинтересованности детей совместной деятельностью.
Поэтому выбор моего направления в межаттестационный период был не случаен «Развитие познавательной активности и творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными техниками изобразительной деятельности». С 2019 года я работаю по этой проблеме.
Считаю, что нетрадиционные техники являются универсальным средством к формированию творческого потенциала ребенка.
Для достижения цели мною были намечены следующие задачи:
- развивать способность к речевому и художественному выражению своих чувств, мыслей, идей;
- развивать мотивацию к общению, взаимодействию в художественно-эстетической деятельности, преобразованиям окружающего мира;
- формировать представления о разнообразных способах речевого и художественного выражения своих мыслей, чувств, идей;
- способствовать развитию творческой активности детей, проявлению инициативы в общении, речевом творчестве, художественной деятельности;
- формировать способность адекватно оценивать свое творчество и творчество сверстников;
- расширять словарный запас детей за счет углубленного погружения в художественно-эстетическую сферу деятельности;
- развивать способность к диалогу в совместной художественно-эстетической деятельности.
Каждое совместное занятие - это маленькая игра, цель которой - развивать у детей речь, элементы воображения, образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы. Использование нетрадиционных техник рисования, позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее не только в художественном творчестве, но и в общении.
Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда мы с ребятами используем слова, обозначающие свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним.
Заметила, что волшебное возникновение продукта художественной деятельности доставляет детям удовольствие, вызывает положительные эмоции, вносит во внутренний мир ребёнка радость и бодрость.
Очень важно, что дети видят результаты своей деятельности, в дальнейшем, в более старшем возрасте учатся их анализировать и находить им применение.
В продуктивной деятельности дети опираются одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи.
Целенаправленная организация изобразительной деятельности создает благоприятные возможности для расширения коммуникации в учебном процессе, обогащения словаря, развития грамматического строя речи у детей.
Практическая часть:
- Уважаемые педагоги! А сейчас мы приступим к практической части, но чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых, моих вопросов.
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Вы очень устали, но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним с студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Тогда, можно начинать!
Нетрадиционных техник рисования очень много, при выборе той или иной техники рисования, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Сегодня коллеги, я хочу поближе познакомить Вас по одной из техник рисования «Граттаж».
Граттаж – это графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом.
Использование этой техники позволяет не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании.
Так как процесс заготовки листа для граттажа не быстрый, в несколько этапов, я заранее для вас уважаемые коллеги, их подготовила.
Тонирование листа для последующего на нем рисования можно превратить с ребёнком, в увлекательную игру. (спросить какие материалы использовали для тонирования, повторить основные цвета).
1 этап: Вначале лист бумаги полностью закрашиваем восковыми мелками.
2 этап: Берём черную тушь или черную гуашь, добавляем немного жидкого мыла или шампунь, чтобы лист не прилипал к рукам. Покрываем закрашенный лист широкой кистью или губкой. Ждем, пока лист высохнет - получилась заготовка.
Прежде чем начать, отгадайте загадку:
В ярком платье модница
- Погулять охотница.
От цветка к цветку
порхает,
Утомится - отдыхает?
(Бабочка)
Правильно это бабочка.
Далее берем любой острый предмет: в нашем случае зубочистку, и процарапываем рисунок по черному фону. Вначале нарисуем туловище, голову, затем крылышки.
И вот оно волшебство! На черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных штрихов. Дополним нашу картину ярким весенним солнышком, и облаками.
Итог: Уважаемые коллеги! Наш мастер-класс подошел к концу.
Спасибо, Вам за проявленный интерес к нетрадиционной технике рисования, за активное участие в мастер – классе. Очень приятно было с вами работать. У Вас получились Чудесные картины, которые предлагаю оставить Вам на память.
А сейчас предлагаю всем нам сделать совместное фото о нашей сегодняшней встрече. Это наш замечательный, дружный коллектив!
Спасибо всем за внимание!
Творческих вам успехов, коллеги, интересных задумок, и успешной реализации педагогических планов!