Светлана Карагод
Сущность и факторы профессионального выгорания педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение «Сущность и факторы профессионального
выгорания педагога»
Слайд 2
В последние годы интерес исследователей привлекает специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми, в первую очередь людей профессий, где сама работа обязывает оказывать помощь людям: это медицинские работники, педагоги, воспитатели, социальные работники.
Публикация «Сущность и факторы профессионального выгорания педагога» размещена в разделах
Исследование педагогической деятельности показали, что она обладает рядом особенностей, позволяющих характеризовать ее как потенциально эмоциогенную. Это «работа сердца и нервов», где требуется, как справедливо заметил В. А. Сухомлинский, буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил. Высокая эмоциональная напряженность педагогического труда вызывается наличием большого числа факторов стресса : высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, социальная оценка, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т. д.
Слайд 3
Представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения – «синдрому эмоционального выгорания». По данным исследований Н. А. Аминова, через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам эмоционально сгорают все учителя.
Синдром эмоционального выгорания – это состояние эмоционального и умственного истощения, физического утомления, развивающееся как результат хронического стресса на работе. Определение синдром «эмоционального выгорания» ввёл американский психиатр Х. Дж. Фрейденберг (1974).
Слайд 4
Факторы риска
Педагог постоянно включен в разнообразные быстроменяющиеся социальные ситуации, на которые должен мобильно и конструктивно реагировать. При встрече с непредвиденными ситуациями, он должен думать, прежде всего, о том, как разрешить проблему с наименьшими последствиями для детей, которые находятся под его ответственностью.
Внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. А между тем, требуемая от педагога выносливость, терпимость, выдержка, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств, во многом обусловлены его здоровьем.
Специфичность педагогической деятельности заключается в постоянном контакте с огромным объемом информации, отчетности, высоким уровнем ответственности. Все это становится непосильным грузом в условиях слабой социальной защищенности, отсутствия системы психологической поддержки, сопровождения педагогической деятельности.
Синдром эмоционального выгорания может развиваться как у учителей с большим стажем работы, так и у молодых педагогов, только начинающих свою профессиональную деятельность. Высокий уровень проявления этого состояния у учителей с большим стажем обусловлен длительным воздействием профессиональных стрессов, а у молодых учителей – вхождением в новую профессиональную сферу.
Как и любое психическое явление, состояние эмоционального выгорания для самого человека не может идти только под каким-то определенным знаком – минус или плюс. Да, это состояние защищает человека от эмоционального и физического перенапряжения за счет отключения эмоционального реагирования на внешние психотравмирующие воздействия.
Однако подобная экономия сказывается на эффективности выполнения профессиональных обязанностей и отношениях с другими людьми. Человек, у которого в профессиональной деятельности развились симптомы психического выгорания, не только разрушает собственную личность и здоровье, но может причинить вред тем людям, которые обращаются к нему за помощью.
Эмоциональное выгорание можно сравнить с инфекционным заболеванием. В коллективе происходит «эмоциональное заражение». Если в организации есть выгорающий работник, то его негативность довольно быстро передается другим работникам.
Слайд 5
Симптомы эмоционального выгорания
Признаки проявления СЭВ.
Развивается это состояние по стадиям, словно шагает по ступеням.
Стадия эмоционального истощения.
Первая стадия связана с возникновением негативных переживаний, чувства эмоционального опустошения: «ничего я не хочу», «все одно и то же, ничего интересного», «как я ото всего устала, надоело все» и т. п. Эмоциональные перегрузки приводят к попытке самосохранения через отстраненность.
Стадия деперсонализации.
Деперсонализация — состояние, сопровождающееся изменением или потерей чувства собственного «Я». Человеку кажется, что события его жизни происходят с кем-то другим, что он как бы «просматривает» свою жизнь в кинотеатре.
Эта стадия связана с возникновением бесчувственного, а иногда и циничного отношения к людям, в частности, к ученикам: «им ничего не надо, а мне больше их надо?», «неблагодарные, столько сил на них трачу, и все без толку», «ученики сейчас глупые, но хитрые» и т. д. Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое со временем вырывается наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций. Возникает формальность в отношениях учитель – ученик: «Я не воспитатель, не нянька, а учитель, дам информацию – кто хочет и может, тот поймет, а нет, так нет». Часто жертвой негативного отношения становится ни в чем не повинный человек.
Редукция личностных достижений.
По мере развития синдрома проявляется снижение чувства собственной компетентности в своей работе, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане, снижение профессиональной мотивации, перекладывание ответственности на других. Появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе: «ничего не получается», «эта профессия – не моя, а что мое?. не знаю…», «быстрее бы день в школе прошел», «какой смысл в моей работе – не знаю, они и без физики будут больше нас зарабатывать, а мы просто дураки». Это уже проявление третьей стадии эмоционального выгорания, которая может привести человека к обесцениванию усилий и потере веры в смысл жизни.
Слайд 6
Можно сказать, что синдром эмоционального выгорания затрагивает все уровни человеческой организации, происходят изменения физического, эмоционального, интеллектуального состояний, а также изменение поведения человека.
Сферы проявления симптомов эмоционального выгорания
Поведенческие:
• сопротивление выходу на работу;
• частые опоздания;
• откладывание деловых встреч;
• уединение, нежелание видеть коллег;
• нежелание видеть детей;
• нежелание заполнять документацию;
• формальное исполнение обязанностей.
Эмоциональные:
• утрата чувства юмора;
• постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения;
• повышенная раздражительность;
• ощущение придирок со стороны других;
• равнодушие;
• бессилие, эмоциональное истощение;
• подавленное настроение.
Познавательные:
• мысли о смене профессии, уходе с работы;
• слабая концентрация внимания, рассеянность;
• ригидность мышления, использование стереотипов;
• сомнения в полезности работы;
• разочарование профессией;
• циничное отношение к ученикам, коллегам;
• озабоченность собственными проблемами.
Физиологические:
• нарушение сна (бессонница/ уход в сон);
• изменения аппетита (отсутствие/ «заедание»);
• длительно текущие незначительные недуги;
• восприимчивость к инфекционным заболеваниям;
• усталость, быстрая физическая утомляемость;
• головные боли, проблемы со стороны ЖКТ;
• обострение хронических заболеваний.
Слайд 7
Роль индивидуальных особенностей педагога в развитии или блокировании синдрома эмоционального выгорания.
Вопрос о внутренних резервах педагога, о его способах совладать с трудными профессиональными ситуациями с большим интересом изучается и самими педагогами, и психологами. Что позволяет некоторым учителям оставаться физически и психически здоровыми, малоуязвимыми и «несгораемыми»?
1. Рассмотрим фактор «личностной выносливости» – способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения.
Если человек удовлетворен работой и ее результатом и при этом он выгорает, значит стоит говорить о низкой стрессоустойчивости самого человека, низком пороге чувствительности к стрессу. Осознавая это, учителю важно уметь регулировать силу внешнего воздействия и собственную эмоциональность в ответ на эти внешние воздействия. Знаю учительницу, которая любой спокойный разговор с детьми или обращение к ним по какому-то поводу превращает в эмоциональный диспут или громкие поучения, а потом страдает от упадка сил, раздражительности, бессонницы.
2. Обнаружена тесная связь между психическим выгоранием и тенденцией человека объяснять причины своих успехов и неудач. Люди, склонные приписывать все происшедшее с ними случайным обстоятельствам или деятельности других людей, более подвержены синдрому эмоционального выгорания, чем люди, принимающие ответственность за все свои успехи и неудачи.
3. Выявлено, что феномен эмоционального выгорания связан с тактикой поведения учителя в трудной профессиональной ситуации. Так, учителя, использующие стиль поведения в трудной ситуации, который связан с анализом проблемы, активным поиском решения, опорой на прошлый опыт, планированием и исполнением действий, распределением времени, контролем ситуации, саморегуляцией и мобилизацией усилий, мало подвержены эмоциональному выгоранию.
Эмоциональное выгорание быстрее возникает и интенсивнее развивается у педагогов, для которых преобладающим стилем поведения в трудной ситуации является эмоционально ориентированный стиль, включающий переживание чувства вины, сосредоточенность на недостатках, чувство раздражения и беспомощности.
4. Эмоциональному выгоранию чаще подвержены честолюбивые трудоголики, нетерпимые к своим и чужим слабостям, жестко контролирующие ситуацию. Люди, демонстрирующие этот тип поведения, предпочитают бурный темп жизни, преодоление трудностей, конкурентную борьбу, поэтому они более подвержены влиянию стрессовых факторов.
Американские кардиологи обнаружили, что именно такие люди чаще страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, в отличие от спокойных, методичных, терпимых к другим людям и к разнообразным событиям, способных дать себе поблажку. Они предложили дать разным моделям поведения людей названия «тип «А» и «тип «Б».
Слайд 8
Представители типа «А» реагируют на любую жизненную ситуацию как на кризисную, в их кровь выделяется в 40 раз больше стрессовых гормонов, чем у представителей типа «Б».
Конечно, поведение типа «А» не всегда приводит к эмоциональному выгоранию, такое поведение мы часто встречаем у преуспевающих, довольных жизнью людей. Однако при негативных внешних условиях и отсутствии должного самоконтроля такой тип поведения – прямая дорога к эмоциональному выгоранию.
Слайд 9
Тип «Б» - со стороны такой человек может показаться “пофигистом”, равнодушным ко всему, кроме собственной персоны. На самом деле это не так: у людей типа «Б» прекрасно развиты защитные механизмы психики, которые не допускают накапливания, «застревания» негативных эмоций.
Срабатывают механизмы психологической защиты – вытеснение (перевод негативного переживания в подсознание, «забывание») рационализация (переход с языка чувств на язык логики, что делает переживание не таким острым, избегание и пр. Результат – гораздо более устойчивая нервная система и, соответственно, в несколько раз меньше риск всевозможных заболеваний. В экстремальных ситуациях у людей типа «Б» гораздо больше шансов собраться, сориентироваться, принять правильное решение, не поддавшись паническим атакам эмоций.
Слайд 10
С помощью небольшого теста выявим некоторую направленность в собственном поведении. Безусловно, мы обнаружим, что в нашем поведении сочетаются типы «А» и «Б». Но какая же модель преобладает? (Приложение 1)
Если вы ответили «да» на большую часть этих вопросов, то вы склонны относиться к типу личности «А». Если же на большую часть вопросов вы дали отрицательный ответ, то вам более свойственен тип поведения «Б».
Определенные изменения в поведении людей типа «А» важны, если они хотят избежать связанных со стрессом заболеваний. Можно сознательно перенимать некоторые характеристики типа «Б», например, упорядоченность своих действий, более терпимое отношение к другим людям и обстоятельствам.
Слайд 11
Профессия педагога относится к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний, так как работа педагогов связана с большими нервно-психическими нагрузками — это не только физиологические факторы, связанные с условиями труда, а прежде всего, психологические и организационные трудности. Как правило, при обучении в профессиональных учреждениях (ВУЗах, колледжах) будущих педагогов не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии.
В соответствии с темой семинара среди педагогов колледжа было проведено исследование, позволяющее оценить фазу эмоционального выгорания и выраженность тех или иных симптомов в каждой фазе.
В опросе приняли участие 36 респондентов, среди них мужского пола -8 педагогов, и 28- педагогов женщин. Выяснилось, что в педагогическом коллективе колледжа преобладают педагоги, имеющие стаж работы от 20 до 30 лет, что составляет 42%, более 30 лет – 28%, до 20 лет – 25%, молодые специалисты – 6%.
Для исследования симптомов профессионального выгорания использовали методику эмоционального выгорания по В. В. Бойко.
Слайд 12
В результате проведенного тестирования, нами было выявлено, что у 56 % педагогического состава колледжа преобладает симптом «Неудовлетворенность собой». Данный симптом характеризуется тем, что в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» — энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя. По крайней мере, возникает замкнутый энергетический контур «Я и обстоятельства» : впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В этой схеме особое значение имеют известные нам внутренние факторы, способствующие появлению эмоционального выгорания : интенсивная интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства деятельности, повышенная совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах «выгорания» они нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую защиту.
У 6 % педагогов преобладает симптом «загнанности в клетку», который возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, к нам часто приходит чувство безысходности. Мы пытаемся что-то изменить, еще и еще раз обдумываем неудовлетворительные аспекты своей работы. Это приводит к усилению психической энергии за счет индукции идеального: работает мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы, подключаются образы должного и желаемого. Сосредоточение психической энергии достигает внушительных объемов. И если она не находит выхода, если не сработало какое-либо средство психологической защиты, включая эмоциональное выгорание, то человек переживает ощущение «загнанности в клетку». Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. В жизни мы часто ощущаем состояние «загнанности в клетку», и не только по поводу профессиональной деятельности. В таких случаях мы в отчаянии произносим: «неужели это не имеет пределов», «нет сил с этим бороться», «я чувствую безысходность ситуации». Нас повергает в исступление бюрократическая казенщина, организационная бестолковщина, людская непорядочность, повседневная рутинность.
У 19 % респондентов сложился симптом «Редукция профессиональных обязанностей». Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. По пресловутым «законам редукции» нас, субъектов сферы обслуживания, лечения, обучения и воспитания, обделяют элементарным вниманием. Медсестра, пришедшая к вам на дом сделать инъекцию, не обронила доброго слова, «забыла» дать пояснения к приему назначения. Официант «не замечает», что надо сменить или хотя бы стряхнуть скатерть на вашем столике. Проводник не спешит предложить чай пассажирам. Стюардесса, общаясь с вами, смотрит «стеклянными глазами». Одним словом, редукция профессиональных обязанностей — привычная спутница бескультурья в деловых контактах.
Симптом «эмоциональной отстраненности» сложился у 19 % педагогов. Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика — ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Человек постепенно научается работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями. Реагирование без чувств и эмоций — наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас».
Данная диаграмма показывает, что у 75 % респондентов развивается синдром профессионального выгорания, а у 25 % респондентов он отсутствует.
Слайд 13
Рассматривая влияние организационных факторов, мы видим, что наиболее значимыми являются такие факторы как : количество студентов в группе — при большом количестве, перегруженность рабочей недели; низкий уровень оплаты труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой.
Подводя итоги исследования можно сказать, что причинами эмоционального выгорания педагогов являются : низкий уровень эмоциональной устойчивости; недостаточное развитие умений и навыков саморегуляции; напряжение, сдержанность, подчиненное поведение, расслабленность; аналитический стиль мышления, уровень интеллектуального развития. Также, можно предположить, что педагогам с формирующимся синдромом эмоционального выгорания, более присущи такие качества как: невротичность, депрессивность, застенчивость, они более подвержены смене настроения. И напротив, педагоги с не сформировавшимся синдромом, обладают гораздо менее выраженными невротичностью и депрессивностью, они менее застенчивы, а также имеют менее выраженную эмоциональную лабильность. Следовательно, можно предположить, что, наличие у педагогов, данных личностных характеристик, может влиять на формирование и развитие синдрома эмоционального выгорания.
Слайд 14
В работе по профилактике эмоционального выгорания первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся.
Риск выгорания смягчают стабильная и привлекательная работа, представляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста; удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах; наличие разнообразных интересов, перспективные жизненные планы.
Реже «выгорают» оптимистические и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы. Те, кто занимает активную жизненную позицию, и обращается к творческому поиску решения при столкновении с трудными обстоятельствами, владеет средствами психической саморегуляции, заботится о восполнении своих психоэнергетических и социально-психологических ресурсов.
Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надежных друзей и поддержка со стороны семьи.
Слайд 15
Жизненный успех не дается без труда. Но не следует считать трудности непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет – и суда нет, как говорят в народе. Большая мудрость содержится в изречениях: «Жизнь на 10% состоит из того, что вы в ней делаете, а на 90% - из того, как вы ее воспринимаете», «Если не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней».
Источники:
1. Профессиональное выгорание. [Текст] – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/psihologu/testi/sindrom-piedaghoghichieskogho-vyghoraniia
2. Профессиональное выгорание. [Текст] – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/3458/
3. Профессиональное выгорание. [Текст] – Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie
4. Диагностика эмоционального выгорания личности. [Текст] – Режим доступа: nauki/library/2014/12/13/diagnostika-emotsionalnogo-vygoraniya-lichnosti
5. Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием [Текст] – Режим доступа:https://infomania.ru/files/2010/psiholog/Fire-work.pdf
Приложение 1
Тест «Направленность в поведении личности»
Инструкция:
Подумайте о том, как вы себя ощущаете и ведете, а затем ответьте на следующие вопросы, отвечая «да» или «нет» :
1. Привычно ли для вас заниматься несколькими делами одновременно?
2. Сильно ли у вас развито чувство соревновательности?
3. Чувствуете ли вы себя виноватым, когда отдыхаете?
4. Скучаете ли вы, когда говорят другие люди? Перебиваете ли вы собеседника?
5. Пребываете ли вы в постоянной спешке?
6. Трудно ли вам терпеливо ждать?
7. Склонны ли вы скрывать свои чувства?
8. Вы говорите выразительно и громко?
9. Трудно ли вам доверять часть работы другим?
10. Быстро ли вы едите, ходите и т. п. ?
11. Раздражают ли вас бездельничающие люди?
12. Ощущаете ли вы постоянное физическое напряжение?
13. Трудно ли вам понять интересы других людей?
14. Верно ли, что практически все ваши интересы связаны с работой?
15. Трудно ли вам заниматься одним делом в один момент?