Получи документы

Проект «Не успей сгореть» по профилактике профессионального выгорания работников социальной защиты

Анастасия Власова
Проект «Не успей сгореть» по профилактике профессионального выгорания работников социальной защиты

Проект "Не успей сгореть"

Направление: Оздоровительный проект – профилактика профессионального выгорания работников социальной защиты.

Длительность проекта: 1 год.

Анализ ситуации и выявление актуальных социальных проблем

Публикация «Проект „Не успей сгореть“ по профилактике профессионального выгорания работников социальной защиты» размещена в разделах

Профессиональная деятельность работника социальной службы, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе специальностей с высокой моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Не редко встречающиеся стрессовые ситуации, в которые попадает специалист социальной сферы в процессе сложного социального взаимодействия с населением, постоянное проникновение в суть социальных проблем людей, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье работника социальной сферы.

Специалистам системы «человек - человек», свойственен так называемый синдром профессионального «выгорания», проявляющийся как состояние физического и психического истощения, вызываемого интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Ещё это связано с тем, что в своей профессиональной деятельности специалист, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором».

Актуальность исследования профессионального выгорания у педагогов обусловлена высокой социальной значимостью данной профессии.

Цель проекта: предотвращение и профилактика профессионального выгорания работников.

Задачи проекта:

1. провести исследование факторов, дестабилизирующих деятельность социальных работников и приводящих к стрессу, синдрому хронической усталости, «профессиональному выгоранию»;

2. развить у социальных работников навыки оказания самопомощи и помощи друг другу, обучить приемам снятия эмоционального напряжения, приемам повышения самооценки, настроения;

3. способствовать формированию в себе позитивных, оптимистических установок, как в отношении себя, так и в отношении других людей, работы и жизни вообще;

4. повысить «стрессоустойчивость» и способность предотвращать «профессиональное выгорание».

Целевая группа проекта: сотрудники учреждения, независимо от занимаемой должности.

5. Мероприятия проекта

Изучение психолого – педагогической литературы по данной проблеме.

Формирование рабочей группы.

Первичная диагностика сотрудников «ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!».

Лекция совместно с медицинским работником «Стрессы и их последствия».

Круглый стол «Синдром профессионального выгорания – это…».

Тренинг «Путь к гармонии».

Песочная терапия «Мой внутренний мир».

«Мозговой штурм» по созданию банка естественных способах профилактики.

Релаксационные тренинги.

Ведение дневников каждым сотрудником.

Повторная диагностика.

Ожидаемые результаты:

В процессе реализации проекта профилактики профессионального выгорания предусматривается:

ознакомление с синдромом профессионального выгорания;

повышение эмоциональной устойчивости социальных работников и их готовности к психологическим нагрузкам в профессиональной деятельности;

развитие навыков по профилактике синдрома хронической усталости и профессионального выгорания социальными работниками;

стабилизация уверенности в себе, формирование образа социального работника в структуре образа-Я;

снижение уровня тревожности у социальных работников и численности людей, готовых отказаться от профессиональной деятельности во имя сохранения собственного физического и психического здоровья;

повышение качества обслуживания клиентов;

повышение социально-психологического профессионализма специалистов Центра и социозащитных учреждений края.

Ресурсы проекта

Для реализации проекта психологи в социальной сфере будут использовать собственные и ресурсы учреждения:

Кабинет психолога в социальной сфере, актовый зал;

Проектор, музыкальный центр, СD и DVD диски;

Релаксационные и развивающие программы на СD, DVD;

Гимнастические коврики, релаксационные мячи, игрушки,

Канцтовары (бумага А4, файлы, ватман, картон белый и цветной, краски, пастельные мелки, доска, пластилин, карандаши, шариковые ручки, фломастеры, флешки;

Мольберты, материалы для арт-терапии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностический инструментарий

«ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!»

Диагностическая методика выявляет степень профессионального выгорания. Может использоваться как для самодиагностики, так и при профессиональной работе с клиентами.

Инструкция к выполнению. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Обратите внимание: если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду сбуъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

№ Вопросы

1 Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться

2 Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры

3 Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место)

4 Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее)

5 Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого

6 От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров

7 Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа два-три) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался

8 Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие)

9 Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам то, чего требует профессиональный долг

10 Моя работа притупляет эмоции

11 Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе

12 Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой

13 Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения

14 Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения

15 Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность

16 Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь

17 Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты

18 Меня огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером

19 Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше

20 Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю партнеру внимания меньше, чем положено

21 Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение

22 Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров

23 Общение с партнерами побудило меня сторониться людей

24 При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение

25 Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций

26 Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами

27 Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной

28 У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли меня и т. п.

29 Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или уделять ему меньше внимания

30 В общении на работе я придерживаюсь принципа «не делая людям добра, не получишь зла»

31 Я охотно рассказываю домашним о своей работе

32 Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты)

33 Порой я чувствую, что надо быть более отзывчивым к партнеру, но не могу

34 Я очень переживаю за свою работу

35 Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности

36 При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль

37 У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем

38 Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям

39 Последнее время (или всегда) меня преследуют неудачи в работе

40 Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние

41 Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно

42 Я учитываю особенности деловых партнеров хуже, чем обычно

43 Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми

44 Я обычно проявляю интерес к личности партнера не только в связи с работой

45 Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении

46 Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами без души

47 По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им плохого

48 После общения с неприятными партнерами у меня ухудшается физическое или психическое самочувствие

49 На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки

50 Успехи в работе вдохновляют меня

51 Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной)

52 Я потерял покой из-за работы

53 На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов)

54 Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу

55 Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции

56 Я часто работаю через силу

57 Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь

58 В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье

59 Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать

60 После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание

61 Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный

62 Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю

63 Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив

64 Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы

65 Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной

66 Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание

67 Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами

68 Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился

69 Состояние, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют

70 Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций

71 Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня

72 Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства

73 Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко

74 Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств

75 Моя карьера сложилась удачно

76 Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой

77 Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать

78 Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам, забывая о собственных интересах

79 Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями

80 Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил

81 Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе

82 Ко всему (почти ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство

83 Работа с людьми плохо повлияла на меня как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции

84 Работа с людьми явно подрывает мое здоровье

КЛЮЧ

«Напряжение»

Переживание психотравмирующих обстоятельств:

+1 (2, +13 (3, +25 (2, –37 (3, +49 (10, +61 (5, –73 (5)

Неудовлетворенность собой:

—2 (3, +14 (2, +26 (2, –38 (10, –50 (5, +62 (5, +74 (3)

«Загнанность в клетку»:

+3 (10, +15 (5, +27 (2, +39 (2, +51 (5, +63 (1, –75 (5)

Тревога и депрессия:

+4 (2, +16 (3, +28 (5, +40 (5, +52 (10, +64 (2, +76 (3)

«Резистенция»

Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование:

+5 (5, –17 (3, +29 (10, +41 (2, +53 (2, +65 (3, +77 (5)

Эмоционально-нравственная дезориентация:

+6 (10, –18 (3, +30 (3, +42 (5, +54 (2, +66 (2, –78 (5)

Расширение сферы экономии эмоций:

+7 (2, +19 (10, –31 (20, +43 (5, +55 (3, +67 (3, – 79( 5)

Редукция профессиональных обязанностей:

+8 (5, +20 (5, +32 (2, — 44 (2, +56 (3, +68 (3, +80 (10)

«Истощение»

Эмоциональный дефицит:

+9 (3, +21 (2, +33(5, — 45 (5, +57 (3, — 69 (10, +81 (2)

Эмоциональная отстраненность:

+10 (2, +22(3, –34(2, +46(3, +58(5, +70(5, +82(10)

Личностная отстраненность (деперсонализация):

+11(5, +23(3, +35(3, +47(5, +59(5,+72(2, +83(10)

Психосоматические и психовегетативные нарушения:

+12(3, +24(2, +36(5, +48(3, +60(2, +72(10, +84(5)

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов выгорания с учетом коэффициента, указанного в скобках. Так, например, по первому симптому (переживание психотравмирующих обстоятельств) положительный ответ на вопрос № 13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос № 73 оценивается в 5 баллов и т. д. Количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.

2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования выгорания.

3. Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания — сумма показателей всех 12 симптомов.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Методика дает подробную картину синдрома профессионального выгорания. Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов — несложившийся симптом;

10–15 баллов — складывающийся симптом;

16–19 баллов — сложившийся симптом;

20 и более баллов — симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» или «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо измеряемые в них явления существенно различны: это реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов — фаза не сформировалась;

37–60 баллов — фаза в стадии формирования;

61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

Публикации по теме:

Как избежать профессионального выгорания воспитателю в ДОУ? Практические советы Еще несколько десятилетий назад работа воспитателя была уважаемой профессией, но что-то поменялось и теперь зачастую воспитатель едва придя.

Коррекция эмоционального выгорания у сотрудников социальной сферы Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное.

Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.

Опыт сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в учреждении социальной защитыОпыт сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в учреждении социальной защиты Опыт сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в учреждении социальной защиты. - материал подготовленный мной для Второго.

План работы психологической гостинной по профилактике эмоционального выгорания педагогов Тема Время проведения Задачи Форма проведения 1. «Сказка о бабочке сновидений» Октябрь Самодиагностика эмоциональной сферы, мотивация к.

Семинар-практикум «Профилактика профессионального и эмоционального выгорания» Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального.

Консультация «Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания» Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога. Задачи: • познакомить участников тренинга с некоторыми.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания методами арт-терапии Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: • Знакомство с понятием.

Занятие по профилактике эмоционального выгорания «Комфортное общение в коллективе» Задачи: 1. Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, дружелюбия и доверия друг к другу. 2. Формировать профессиональные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Не успей сгореть» по профилактике профессионального выгорания работников социальной защиты
Опубликовано: 5 сентября 2019 в 15:34
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД