Силяева Ирина
Семинар-практикум «Профилактика профессионального и эмоционального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья.
Задачи:
1. Знакомство с понятием «эмоциональное и профессиональное выгорание», симптомами его проявления, причинами возникновения.
2. Познакомить педагогов с приемами, техниками саморегуляции и антистрессовой защиты.
3. Формирование мотивации у педагогов к сохранению психологического здоровья.
Публикация «Семинар-практикум „Профилактика профессионального и эмоционального выгорания“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
4. Укрепление позитивного отношения к своей работе.
Время проведения: 1 час.
Участники: педагоги ДОУ
Условия для реализации: музыкальный зал, столы и стулья
Материалы и оборудование:
* магнитофон и запись спокойной музыки,
* листы бумаги, ручки,
* мультимедиа проектор, ноутбук
* фланелеграф, магниты, бумажные цветочки,
* урна,
* конфеты
* памятка для педагогов
Психолог: Здравствуйте, уважаемые педагоги. Я рада вас всех видеть на семинаре - практикуме «Профилактика профессионального и эмоционального выгорания педагогов». Давайте мы начнем наш семинар с приветствия, подарим друг другу приятные комплименты и добрую улыбку.
1. Упражнения «Комплименты»
Психолог: Я предлагаю вам встать в пары
(педагоги встают по парам, образуют два круга)
Психолог: По моему сигналу (звук колокольчика, вы будете двигаться противоходом, в правую сторону, меняясь в парах, здороваться и говорить друг другу комплименты.
Упражнение 2. «Ассоциации» (стоя в одной кругу)
Психолог: А сейчас я попрошу вас встать в один большой круг. Вы сейчас будете передавать это сердечко друг другу и говорить, какие ассоциации вызывает у Вас слово «работа» (ответы педагогов.)
Психолог: Я очень рада, что слово работа не вызывает ни у кого отрицательных, конфликтных ассоциаций. (из ваших ответов я поняла, что есть проблемы, связанные с профессиональной деятельностью, о которых мы сегодня поговорим)
Психолог: Я предлагаю вам сесть за столы
(садятся за столы)
Психолог: Система дошкольного образования перешла на новый этап, свидетельством тому является появление принципиально нового документа - ФГОС ДО – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ФГОС - это четко структурированный документ требований к организации учебно-воспитательной работы в ДОУ
В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих воспитателей может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Это связано с тем, что педагогам
бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.
Профессиональная деятельность педагога предполагает большую насыщенность эмоциями, ежедневное тесное общение с детьми, их родителями, администрацией и специалистами детского сада. Как следствие – педагог расходует огромное количество энергетических ресурсов.
И в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них возникает Синдром эмоционального выгорания. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.
Какие же симптомы эмоционального выгорания. Это
- плохое настроение, эмоциональное опустошение, подавленность, усталость
- ощущение физической слабости
- снижение интереса к происходящим событиям
- раздражительность
Психолог: Эмоциональное выгорание тесно связано с профессиональным выгоранием. Что же такое профессиональное выгорание?
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков — всех, чья деятельность невозможна без общения. Это состояние физического утомления и разочарования, которое возникает у людей. Оно сопровождается также эмоциональным истощением и снижением работоспособности.
Психолог: С чего начинается профессиональное выгорание? Какие стадии?
Стадии профессионального выгорания
Психолог: Что же нужно делать, чтобы не возникало эмоциональное выгорание?
Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.
Природа человека такова, что он стремится к комфорту, устранению неприятных ощущений. Это – естественные приемы регуляции организма, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.
Способы физиологической саморегуляции: различные движения типа потягивания, расслабления мышц; посещение бассейна, тренажерного зала, занятие йогой и т. д
Психолог: Я вам приготовила несколько упражнений, техник, чтобы вы научились снимать напряжение и поднимать себе настроение, управлять своим психоэмоциональным состоянием.
Упражнение "Гора с плеч" (стоя)
Встаньте, широко расставив ноги, поднимите плечи, отведите их назад и опустите. Повторите 5-6 раз, и вам сразу станет легче.
Упражнение «Лимон»
Цель: Научиться управлять состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Психолог: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены). Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Расческа»
Психолог: В течение рабочего дня, мимическая мускулатура так напрягается, что голова становится тяжелой и начинает болеть. Один из способов избежать стресса –
расчесывание волос в течение 10–15 минут. Эта процедура помогает «разогнать» кровь и расслабить мышцы головы.
Способы эмоциональной саморегуляции : смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; наблюдение за пейзажем за окном; рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей;
Способы эмоциональной саморегуляции : «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах, вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так, занятия любимым делом, хобби.
Психолог: Я хочу, чтобы вы рассказали нам о своем хобби.
(Я очень люблю играть в конкурсы)
Еще одни способ эмоциональной саморегуляции, это - Использование «тайм аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы, отпуск)
Психолог: Я могу предложить вам вот такие способы против выгорания. (15 способов против выгорания)
Упражнение «Стратегии самопомощи»
Психолог: А сейчас подумайте и запишите ответы на вопрос: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?».
Я предлагаю вам написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят вам удовольствие (пишут)
Психолог: А сейчас я предлагаю вам проранжировать их по степени удовольствия.
(Проранжировать - Распределить данные по порядку, беря за основу степень важности или возрастания (убывания)
1) поиграть со своими детьми
2) почитать любимую книжку
3) поработать в саду
4) встретиться с подружками
5) посмотреть телевизор
6) испечь вкусный торт
Психолог: Вот эти виды повседневной деятельности и есть ваши ресурсы, которые можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.
Конечно главные ресурсы человека - это близкие люди (семья); работа; интересы, увлечения, хобби; друзья.
Практическая часть
Психолог: В домашних условиях для снятия стресса и всего негативного можно использовать: дыхательную гимнастику, ароматерапию, кинотерапию, музыкотерапию, медитацию, массаж, а снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.
Я вам приготовила несколько упражнений, техник, чтобы вы научились снимать напряжение и поднимать себе настроение, управлять своим психоэмоциональным состоянием дома.
1. Упражнение «Лестница»
Устройте пробежку вверх и вниз – это упражнение усилит приток кислорода к каемчатым частям мозга, ответственным за управление эмоциональным стрессом.
2. Упражнение «Душ»
Справиться с эмоциональным негативом, смыт конфликты и стрессы помогает 15-минутный душ. Встаньте под теплые струи воды, чтобы они массировали голову и плечи. Вскоре вы почувствуете, как вода уносит с собой все ненужное.
3. Упражнение «Перестановка».
Восточные практики учат: «Хотите избавиться от печали, передвиньте предметы в доме». Считается, что это освобождает пространство для энергии, которая сможет беспрепятственно скользить в правильном направлении. Этот метод помогает мозгу переключиться, отвлечься от проблем и отдохнуть.
4. Уборка
Раскладывание вещей по местам помогает упорядочить мысли, сосредоточиться.
5. Упражнение “Похвалилки”
Хвалите себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз. В случае даже незначительных успехов хвалите себя, говоря: «Я МОЛОДЕЦ!», «Я УМНИЦА!», «У меня все ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».
Психолог: Давайте и мы похвалим себя, погладим себя по затылку рукой и скажем волшебные слова «Я молодец», «Я умничка», «Все у меня хорошо», «Я люблю себя»
6. Подарки. Покупайте и дарите себе подарочки и милые безделушки.
7. «Антистрессовые» продукты.
Лучшие антидепрессанты – фрукты, салаты, мёд, сухофрукты, шоколад. Тонизирующее действие на организм оказывает напиток из плодов боярышника, шиповника
Су-Джок терапия.
Экспресс - прием для снятия эмоционального напряжения : Су - Джок - массаж кистей рук и стоп специальными шариками и эластичными кольцами. Движения могут быть различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т. д.
Массаж Су – Джок шарами
Этот шарик непростой, (любуемся шариком на левой ладошке) Он колючий, вот какой. (накрываем правой ладонью) Будем с шариком играть, (катаем шарик горизонтально) И ладошки согревать. Раз катаем, два катаем, (катаем шарик вертикально) Сильней на шарик нажимаем. Как колобок мы покатаем, (катаем шарик в центре ладошки) Сильней на шарик нажимаем. В руку правую возьмём, В кулачок его сожмём. В руку левую возьмём, В кулачок его сожмём. Мы положим шар на стол И посмотрим на ладошки, И похлопаем немножко, Потрясём свои ладошки.
«Дорожка» Кольцо на пальчик надеваю. И по пальчику качу. Здоровья пальчику желаю, Гибким быть его учу.
Упражнение «Ведро мусора»
Психолог: Давайте мы с вами поразмышляем, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать.
Психолог: Мы не представляем себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. У каждого из нас случались неприятные ситуации или разговоры с родителями, коллегами, начальством.
Я предлагаю всем освободиться от негативных чувств и эмоций, выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства:
- «я обижаюсь на…»,
- «я сержусь на…» и тому подобное».
Психолог: А сейчас вы будете рвать свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывать их в ведро (рвут и выкидывают в ведро)
Психолог: Вот вы избавились от негативных чувств и эмоций и сейчас мы будем создавать себе хорошее настроение.
Упражнение «Мои позитивные качества»
Психолог: Я сейчас вам раздам эти бумажные цветочки. Вы должны написать на нем свои самые главные позитивные качества (по меньшей мере пять) как профессионала и просто человека (пишут)
Психолог: Сейчас каждый будет выходить к этому мольберту, зачитывать свои самые лучшие качества, написанные на цветке и прикреплять цветок на доску.
Психолог: Какой красивый у нас получился коллаж – коллаж ваших самых лучших позитивных качеств.
Притча «Бабочка»
Психолог: А сейчас я хочу рассказать вам небольшую притчу:
«Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между ладоней и подумал: " Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони и бабочка умрет, а если он скажет - мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее". Так всё случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: "Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?" И тогда мудрец сказал: "Все в твоих руках. "
Психолог: Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно. Ведь вы сами на 100% ответственны за все события в своей жизни. Вы сами - сценаристы своего жизненного пути. Вы можете помочь себе в развитии, а можете направить свои силы на разрушение своего физического и психического здоровья. ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ.
Психолог: Мне хотелось бы пожелать вам перемен к лучшему: в здоровье, семье, профессиональной деятельности. Я вам желаю, чтобы Вы всегда с радостью шли на работу и получали большое удовольствие от своей работы и от общения с членами коллектива!
И хочу, чтобы, слово работа ассоциировалась у вас только с радостными, счастливыми и позитивными моментами. Вы замечательные! Каждый, из вас прекрасен сам по себе, но самое главное вы прекрасны, когда вы вместе.
Психолог: Для поднятия настроения я вам приготовила небольшой сюрприз. Я предлагаю вам достать из волшебной коробочки по одной конфетке с приятными пожеланиями (конфеты)
Обратная связь
Психолог: А сейчас я предлагаю вам заполнить небольшую анкету, где вы сможете написать свои впечатления и мнения о семинаре.
* Что вам понравилось? Что было интересно?
* Что не понравилось? Что не вызвало интереса?
* Ваши пожелания
Анкета «Обратная связь»
Что вам понравилось, было интересно?
___
___
Что вам не понравилось, не вызвало интереса?
___
___
Ваши пожелания
___
___
(Участникам семинара заполняют бланки обратной связи)
Психолог: На этом наш семинар подошел к концу. Я хочу вам раздать памятки с упражнениями для управления своим эмоциональным состоянием и советами о том, как избавиться от любого стресса.
Я благодарю вас за участие в семинаре. До свидание.