Зуева Ирина Владимировна
Культура речи педагога как условие профессионального мастерства
▼ Скачать + Заказать документы
Современный век информационных технологий предоставляет человеку возможность распоряжаться большими объемами разнообразной информации.
Существует множество способов ее получения, хранения передачи, изменения. На ряду с непосредственным общением, получают развитие такие формы общения, как: телефонные разговоры, смс-переписки, общение посредством видео-связи, электронной почты, социальных сетей.
Публикация «Культура речи педагога как условие профессионального мастерства» размещена в разделах
С одной стороны, это расширяет возможности коммуникации, а с другой, приводит к ухудшению навыков межличностного взаимодействия, а также к деформации речи, ее искажению.
В связи с этим, актуальной становится проблема культуры речи людей в целом, и педагогов, в частности. Ведь специфика педагогической деятельности обусловлена необходимостью постоянного деятельного контакта с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, она способствует выработке определенных правил поведения, обеспечивает интеллектуальное развитие человека. Чтобы уметь правильно взаимодействовать с другими людьми, а в особенности с детьми, педагог должен обладать не только знаниями, но также и навыками общения. Мы с уверенностью можем сказать, что речь педагога – это основной инструмент педагогического воздействия и одновременно образец для людей в целом.
Несмотря на то, что в современной науке наблюдается повышенный интерес к теме, посвященной культуре речи педагога как его профессионального инструмента, она имеет ряд вопросов, требующих более подробного рассмотрения.
Задача педагога в первую очередь состоит в передаче знаний и умений своим воспитанникам. Это возможно осуществить только при помощи непосредственного речевого взаимодействия с ними. Нельзя отрицать огромную значимость роли педагога. На отношениях воспитателя и детей выстраивается сложная и многосоставная система обучения и воспитания, через которую педагог как бы проникает в личный мир каждого из детей, привнося изменения, вырабатывая у них первичные навыки развития собственной личности.
Успешный диалог педагога возможен лишь при правильном построении акта коммуникации, что является необходимой составляющей самой профессии воспитателя. Вступая во взаимодействие с другими людьми, ему всегда необходимо брать во внимание множество элементов, среди которых особенности взглядов и позиций других людей, умение вести разговор на разные темы, разграничение сфер общения, способность создавать доброжелательную атмосферу и многое другое. Поэтому одним из важных профессиональных качеств, которым должен обладать любой педагог заключается в культуре его собственной речи.
Педагогическое общение должно быть направлено не только на передачу знаний и донесение информации, но и на создание благоприятного психологического климата в детском саду. Неправильно построенное общение воспитателя может привести к возникновению у детей страха, неуверенности, ослаблению внимания, памяти, работоспособности, нарушению динамики речи.
Поэтому правильным будет сказать, что общение воспитателя с детьми должно вызывать положительные эмоции, которые будут стимулировать жажду деятельности и желание самосовершенствования. Так, А. С. Макаренко Педагогическое мастерство рассматривал как «искусство влиять на воспитанника, заставляя его переживать и осознавать необходимость определенного поведения».
Выработка культуры речи становится первостепенной задачей, современный воспитатель должен отличаться высоким уровнем ее развития.
Важно также отметить, что речь педагога является своего рода образцом. Это приводит к тому, что к ней предъявляется ряд требований. В научной литературе выделяют следующие критерии:
1. Речь должна быть максимально содержательной, точной, логически построенной. Ребёнок должен на слух воспринимать все смысловые связи слышимой им информации. Поэтому педагог должен уметь точно доносить нужную информацию, избегая второстепенных элементов, которые помешали бы восприятию.
2. Речь должна быть образцом лексической, фонетической, грамматической и орфоэпической грамотности. В наши дни, по причине высокого развития технологий, ребенок постоянно сталкивается с огромным потоком информации, которая зачастую изобилует ошибками (СМИ, реклама и проч., поэтому в его социальном кругу всегда должен быть человек, на которого он мог бы ориентироваться при выработке собственной речевой культуры.
3. Речь должна отличаться образностью и смысловой выразительностью. Воспитанникам должно быть интересно слушать информацию, а для этого речь педагога должна обладать и высоким уровнем творческого элемента. Но при том, что речь его должна быть эмоционально насыщенна, необходимо соблюдать правильные громкость и тембр речи, не торопясь и не растягивая слова, при помощи богатых интонаций создавать легкий для восприятия речевой текст.
Помимо вышеперечисленного для педагога жизненно необходимо обладание хорошей дикцией, а также владение нормами речевого этикета, умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения).
К сожалению, в речи современного педагога много штампов, речь недостаточно образна и выразительна, преобладают простые предложения, встречаются грамматические ошибки. Культура речи педагога определяется уровнем его общей культуры. Постоянная работа педагога над собой, повышение уровня общей культуры будут способствовать и росту его педагогического мастерства.
В течение всего дня педагогу следует быть более внимательным как к своей речи, так и к речи детей. Так как при любых нарушениях или отклонениях в развитии детей можно обнаружить речевые проблемы. Необходимо учить детей слышать образность речи, замечать ошибки в своей и чужой речи, исправлять их.
Таким образом, мы видим, что одной из важнейших составляющих педагогического мастерства воспитателя является его речь. Это инструмент профессиональной деятельности педагога, с помощью которого можно решить различные педагогические задачи : сделать сложную тему занятия интересной, а процесс ее изучения – привлекательным, создать искреннюю атмосферу общения в аудитории, установить контакт, достичь взаимопонимания с детьми; сформировать у них чувство эмоциональной защищенности, вселить в них веру в себя.
Умение глубоко, содержательно, образно, литературно правильно изложить собственные мысли, убедить детей в правильности своих взглядов, отстоять личное мнение в дискуссии – неотъемлемые качества квалифицированного педагога. От этого умения в значительной мере зависит эффективность обучения воспитанников, общения с ними. И владение этими умением необходимо каждому педагогу.