Ольга Лангуева
Характеристика и структура профессионального стандарта педагога
▼ Скачать + Заказать документы
“ Характеристика и структура профессионального стандарта педагога : обобщенные трудовые функции педагога; трудовые функции педагога; трудовые действия педагога; трудовые умения педагога; трудовые знания педагога”.
Лангуева Ольга Андреевна - воспитатель
МКДОУ “ Детский сад “ Ауринко”
Костомукша 2019 год
Оглавление
1. Введение… 3
2. Структура и характеристика профессионального стандарта педагога…4
2.1 Раздел l…. ….…. 4
2.2 Раздел ll…5
2.3 Раздел lll…. 5
2.3.1 Трудовые функции….…5
Темочки:
2.4 Раздел lV….….6
3. Заключение….7
4. Список источников…. 8
Введение
Современный мир диктует свои условия и правила. Каждый человек, каждая профессия должна соответствовать определенным стандартам и условиям. На пути к усовершенствованию системы образования, этот вопрос в полной мере затронул педагогов. В 2013 году рабочая группа под председательством Е. А. Ямбурга разработала первую версию соответствующего профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – «Педагог», который был утверждён Приказом № 544н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, который, согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, обязателен к применению с 1 января 2017 года. [3]
Актуальность введения профессионального стандарта педагога обусловлена неэффективностью существующих ранее функциональных обязанностей, не отвечающих духу времени.
Стандарт (от англ. standard - норма, образец) в широком смысле слова - образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов [5].
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции [6].
Профессиональный стандарт педагога - это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей.
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога? В первую очередь, стандарт – это повышение качества образования, объективный измеритель квалификации педагога, средство отбора педагогических кадров в учреждения образования. А также для обеспечения необходимой подготовки педагога для получения высоких результатов его труда и осведомленности педагога о предъявляемых к нему требований.
Основная часть
1. Структура и характеристика профессионального стандарта педагога
Документ структурирован по принципу трудовых функций педагога, начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трем самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги :
обучение;
воспитание;
развитие.
Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) имеет следующую структуру :
1. Раздел l. Общие сведения
2. Раздел ll. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
3. Раздел lll. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
4. Раздел lV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
Рассмотрим более подробно каждый из разделов.
2.1. Раздел l
Раздел l. Общие сведения. Содержит в себе информацию о наименование вида профессиональной деятельности, основную цель вида профессиональной деятельности, группы занятий, отнесение к видам экономической деятельности.
Основная цель - это оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)
2.2. Раздел ll
Раздел ll. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности). Содержит в себе информацию об обобщенных трудовых и трудовых функций, в которых отражено наименование, код и уровень квалификации.
2.3. Раздел lll
Раздел lll. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности). Общее требование к образованию и обучению обобщенной трудовой деятельности учителя и воспитателя является наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности, либо высшего профессионального образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту работы не предъявляются. А также указаны особые условия допуска к работе, связанные с судимостью или заболеванием.
2.3.1 Трудовые функции
Все функции педагогов подразделяются в зависимости от направленности их работы:
Деятельность педагогов дошкольных учреждений.
Деятельность педагогов начального образования.
Деятельность педагогов основного и среднего образования.
Модуль "Предметное обучение. Математика".
Модуль "Предметное обучение. Русский язык"
Описание каждой функции включает в себя три блока:
трудовые действия. Трудовое действие - это комплекс трудовых движений, имеющих одно целевое назначение и характеризующихся постоянством материальных элементов в течение всего времени его выполнения.
Необходимые умения. Умение - это практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности.
Необходимые знания. В стандарте прописаны основные знания, которыми должен владеть современный педагог по каждому направлению работы.
Для каждого из направлений (см. выше) указаны определенные трудовые действия, необходимые умения и знания.
2.4. Раздел lV.
Раздел lV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
В данном разделе указаны сведения об организациях, которые разрабатывали стандарт.
Заключение
В целом, изучив все трудовые функции профессионального стандарта педагога, можно прийти к выводу, что он полностью отражает структуру профессиональной деятельности педагога : обучение, воспитание и развитие. Современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и прогрессивен. Также современный педагог должен делать упор на умение находить подход к каждому ребенку, уважать его личность и правильно оценивать его способности