Белокопытова Ольга Ивановна
Условия профессионального роста педагога
Условия профессионального роста педагога
Требование учиться на протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое звучание.
Педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и овладевать современными педагогическими технологиями. Педагогическая деятельность по своей сути является творческой. Но не каждый педагог может подняться до вершины новаторства или педагогического изобретения.
Публикация «Условия профессионального роста педагога» размещена в разделах
Но к творческому поиску оптимальных форм, методов, средств обучения может приобщиться каждый. С технологической точки зрения педагогическое мастерство – это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, компетентность.
Способность к взаимодействию и сотрудничеству также является проявлением высокого мастерства, результатом постоянного совершенствования профессиональной деятельности, постоянной работы над собой. Взаимодействие предполагает развитую потребность в самопознании, самоанализе. Для этого каждому педагогу предлагается иметь портфолио. Он позволяет более полно и убедительно отследить показатели профессионального роста и творческой активности педагога.
Источником самообразования в современной методической работе д. с. в первую очередь становятся профессиональные печатные издания. На страницах журналов, газет представлены интересные творческие подходы к организации воспитательно-образовательного процесса, рекомендуются новые формы и методы проведения разных видов деятельности с детьми,
новинки инновационной теории и практики в дошкольном образовании.
Очень интересна такая форма самообразования, как презентация журналов и газет профессиональной направленности с использованием компьютерных технологий.
Наиболее эффективной формой повышения квалификации педагогов для обмена опыта и повышения уровня педагогического мастерства являются методы активного обучения. Они побуждают к мыслительной и практической деятельности. К наиболее популярным относят игровые: деловые и ролевые игры, игровые ситуации, игровые приёмы и процедуры,
тренинги. Продуктивна и эффективна в методической работе деловая игра.
При этом на успех внедрения методов активного обучения оказывает влияние ряд условий, а именно:
Организационно-педагогические - скоординированность всех внутрисадовских мероприятий, оптимальность нагрузки педагогов.
Морально-психологические - поощрение самообразования педагога.
Материальные условия – оснащение материально-технической базы д. с
Санитарно-гигиенические – охрана здоровья и труда педагогов, здоровья детей.
Эффективными и очень интересными в методическом отношении оказались дискуссии, педагогические ринги среди опытных воспитателей,
КВНы, викторины, проблемные семинары-практикумы, пед. чтения, творческие мастерские, коллективные просмотры занятий, разбор ситуативных задач, работа творческих групп, педсоветы, наставничество.
Как пример, можно привести инновационный проект «Формирование и развитие навыков профессиональной самореализации педагогов»
Проект включает в себя три этапа. Целью первого этапа является активное стимулирование мотивации педагогов. Вторым этапом становится работа по раскрытию новых возможностей.
К направлениям этой работы относятся:
- Оформление позитивного педагогического опыта, подлежащего распространению
- Мастер-класс по представлению и защите опыта на мероприятиях разного уровня.
- Подготовка фото и видеоматериалов.
- Помощь в подготовке презентаций творческих отчётов о результатах труда
- Представление материалов творческого труда на заседаниях педсоветов
- Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства.
- Участие детей в конкурсах образовательной системы разного уровня.
- Установление контактов с институтом повышения квалификации
- Проведение открытых мероприятий для педагогов районной, городской и областной образовательной системы
- Публикация материалов творческого труда в профессиональных изданиях на различных сайтах в Интернете
На третьем – заключительном – этапе проводится оценка результатов работы
Всех участников проекта
И, конечно, особая роль в самообразовании отводится персональному компьютеру и информационным технологиям.
Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки
информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Поэтому первостепенная задача сейчас – повышение компьютерной
грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети,
чтобы каждый мог использовать новые технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
Для педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приёмы, при помощи которых он достигнут. Это:
- Мастер- классы
- Педагогические мастерские и наставничество
- Обучающие семинары
- Работа в паре
- Тематические семинары
- Конкурсы
- Недели педагогического мастерства.
Таким образом, постоянная работа над собой, изменение позиции по отношению к собственному опыту и опыту коллег даёт возможность добиваться больших результатов в работе.