Приложение МААМ

Сообщение на РМО «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста»

Ирина Валентиновна Тестова
Сообщение на РМО «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение на РМО «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

Темочки:

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах деятельности.

Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

С Василием Александровичем трудно не согласиться — двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она. В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитие общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. На руке находятся биологически активные точки нашего организма.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Кроме того у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на недостаток свободного времени. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из теле- и радиопередач. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.). Вспомните, сейчас даже во многих детских садах просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Работая с детьми дошкольного возраста, я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.

Понимая важность этой проблемы, я поставила перед собой

цель:

развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, посредством дидактических игр, пособий и игрушек. В группе создана необходимая предметно – развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики.

Актуальность и перспективность опыта.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро.

В младшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника. Владение педагогическими знаниями и методами помогают мне строить работу по развитию мелкой моторики на основе продуктивной деятельности, дидактических игр и пальчиковых игр.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей : в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Ещё несколько лет назад взрослым и детям в том числе, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками перебирать крупу, стирать и отжимать белье, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду, а сейчас эти операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы, мультиварки. Вся эта популярность непосредственным образом отражается на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития детской моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное — для того, чтобы играть с ребенком, не нужно ничего специально покупать. У нас есть все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки,крупа,тряпочки,бумага.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности.

Я считаю, что решению задач по развитию мелкой моторики ребенка будут способствовать:

1. Разработка системы работы по продуктивным видам деятельности: традиционное и нетрадиционное рисование, работа с бумагой (оригами, «Торцевание», «Жгутики» и т. д., работа с пластилином (пластилинография, работа с крупой.

2. В работу по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности в режимные моменты: утренняя гимнастика, самостоятельная деятельность, занятия, прогулка, продуктивная деятельность.

Развитие мелкой моторики должно осуществляться не периодически, а систематически.

В нашей группе для этого созданы следующие условия:

1. Подобран разнообразный содержательный материал для детской деятельности.

2. Создана предметно-развивающая среда.

3. Разработаны картотеки дидактических игр и пальчиковых игр.

4. Используются разные виды продуктивной деятельности.

Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики рук, проводимые в воспитательно-образовательном процессе, позволят детям почувствовать свою успешность.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Выдающийся ученый И. П. Павлов придавал большое значение тактильным ощущениям, доказывая, что они формируют речевой центр. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.

Тренировка тонких движений пальцев рук не только окажет стимулирующее влияние на общее развитие ребенка, но будет также способствовать преодолению и профилактике нарушений речи у детей. Даже если речь ребенка развивается без особенностей, необходимо заботиться о совершенствовании у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи малыша отстает, на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание.

Для развития мелкой моторики полезны такие упражнения:

- перебирая пальцами, крутить бруски или карандаш;

- застегивать и расстегивать пуговицы разного размера;

- плести косички из жестких ниток;

- рисовать и штриховать карандашами;

- играть в пальчиковые игры и др.

Преимущественно в работе над тонкой моторикой рук педагогами применяются пальчиковые игры следующих видов:

Фольклорные пальчиковые игры

Пальчиковые игры с авторским текстом

Игровой пальчиковый массаж.

Пальчиковые игры, моделирующие окружающий предметный мир ребенка, при умелом их включении в контекст различных занятий и режимных моментов могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.

Ирина Александровна Лыкова дает такие советы по проведению пальчиковых игр:

1. Убедитесь в том, что малыши знают персонажей стихов, песенок и потешек.

2. Перед проведением пальчиковых игр убедитесь, что руки у детей теплые.

3. При проведении первых пальчиковых игр текст читайте медленно, чтобы дети успели показать движения.

4. Не торопитесь обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно быть не более 2-3 игр, новые игры вводите постепенно, исключая по одной из знакомых (но через время возвращайтесь к ней).

Самым ярким примером пальчиковой игры является всем известная присказка про сороку-белобоку. Каждому из нас читали её в детстве заботливые мамы и бабушки. Она существует в различных вариациях.

Ещё одной распространённой игрой являются «Фонарики». Эти упражнения относятся ещё к кинезиологическим.

Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности.

Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходит положительные структурные изменения. Текст таков: «Фонарики зажглись! Фонарики погасли!». Сначала сжатые кулак пальцы резко и одновременно на двух руках разжимаются (зажглись, затем пальцы сжимаются в кулак (погасли).

Также можно поиграть в «Печем блины». Касаемся поверхности стола попеременно ладонью и тыльной стороной руки. Если нет стола – подойдут и коленки. Приговариваем: Мама нам пекла блины, очень вкусные они. Встали мы сегодня рано (потягиваемся) и едим их со сметаной (подносим сложенные «щепотью» пальцы ко рту, имитируя еду).

Ещё одна очень полезная пальчиковая игра является «Заготавливаем капусту». Делаем движения с проговариванием: Мы капусту рубим, рубим! (Сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках) Мы морковку трем, трем! (одна рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки).

Такие игры не только развивают мелкую моторику пальцев, но и память, сосредоточенность и воображение, а также поможет запоминать какие-то важные факты (времена года, названия животных и растений и т. д.)

Свою работу по развитию мелкой моторики рук начала с использования продуктивных видов деятельности. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.

Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является рисование.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

В своей работе использую традиционные и нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные техники способствуют развитию у детей : мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений; наблюдательности и эстетической отзывчивости.

Детям нравится рисовать пальчиками и ладошками, крупой, «монотипия». Таким способом мы рисовали на самые разнообразные темы: «Гусеница», «Ветка рябины», «Бабочка» т. д.

Интересны и эффективны занятия с использованием пластилина – пластилинография. Пластилинография хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной. Многократные повторения однородных движений способствовало развитию и усвоению разных движений, что в свою очередь развивало координацию движений обеих рук и мелкую моторику.

Так же дети освоили работу с бумагой, салфетками: «Рваные бумажки», «Торцевание», «Жгутики»

В своей работе я практикую дидактические игры по развитию мелкой моторики.

Мной разработана картотека дидактических игр.

1. Игры с прищепками: «Волшебные прищепки», «Хвостики у фруктов», «Колючий ежик», «Загадочное колесо», «У солнышка в гостях» и т. д.

2. Игры со счетными палочками: «Выложи солнышко из палочек», «Лес – лесок», «Кто в домике живёт?», «Мебель для кукол» и т. д.

3. Игры на наматывание: «Шаловливый котенок», «Разноцветные ленточки».

4. Игры с бросовым материалом: «Сюрприз», «Собери бусы»»Бусы для куклы» и т. д.

5. Игры с пуговицами «Расстегашки»

6. Игры с цветными камешками.

7. Игры с цветными резиночками «Колечки на палец», «Радуга – дуга», «Найди геометрическую фигуру», «Где спряталась буква» и т. д.

8. Вырезание ножницами, аппликация.

9. Соединение по точкам «Обведи по точкам», «Найди, что спрятано»

10. Кубики разного вида (строительные, с картинками).

11. Мазайка разного вида.

12. Пазлы.

Анализ результативности

Разные виды продуктивной деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении способствовали развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

При обобщении опыта работы была сделана попытка найти возможные пути развития и совершенствования координации движений обеих рук, зрительно — двигательной координации и развития мелкой моторики в процессе продуктивных видов деятельности и дидактических игр.

Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие связной речи и подводит их к успешному овладению письмом. Представленная система работы направлена не только на овладение навыком письма, но и на формирование учебной деятельности в дальнейшем. На основе использования игр, заданий, упражнений у младших дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности.

Для совершенствования работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы:

- продолжить работу над развитием мелкой моторики в средней группе;

- продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;

- пополнять копилку пальчиковых игр;

- пополнить картотеку дидактических игр;

- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;

- осуществлять взаимодействие с семьей.

Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики

малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие

речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем

поможет избежать многих проблем школьного обучения.

В следующем году запланирован долгосрочный проект совместно с родителями по данной теме.

Заключение.

Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствуя условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста, я добилась следующих результатов: улучшилась координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук; улучшилось развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность; создана эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.

Давайте смело ребё нку задание даже сидя дома на кухне : разобрать по форме макароны, перебрать пшено и гречку. Это увлечет ребёнка и принесет большую пользу.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с са-мого раннего.

«Влияние музыки на развитие речи детей дошкольного возраста». Сообщение к педагогическому совету «Влияние музыки на развитие речи детей дошкольного возраста» (Сообщение к педагогическому совету) Дошкольное детство – уникальный период.

Влияние тестопластики на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика»? Что такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких.

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Развивающие игры направлены на развитие следующих интеллектуальных качеств: память (в особенности зрительная, внимание, умение находить.

Мастер-класс для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»Мастер-класс для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Цель: - сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста; - познакомить родителей.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями.

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста "Рука - это своего рода внешний мозг!" - писал Кант. Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Родители,.

Сообщение на РМО «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста» Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки,.

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. Сухомлинский В современных условиях развития и функционирования системы дошкольного воспитания.

Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста У многих детей часто наблюдается задержка в развитии речи, несмотря на то, что они здоровы и не имеют нарушений слуха и поражения ЦНС. Так.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение на РМО «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 октября 2018 в 18:26
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение на РМО «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Валентиновна Тестова (УИ 700697) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД