Юлия Рассихина
Мастер-класс для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста;
- познакомить родителей с играми и упражнениями на развитие мелкой моторики у детей;
- предоставить родителям практические рекомендации по применению игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- укрепить сотрудничество родителей и воспитателей.
Предварительная работа:
1,.Составление конспекта,нахождения необходимого методического материала.
2,Подбор и изготовление пособий и игр по теме
3. Приготовление памяток. рекомендаций, для каждого родителя,
Участники: родители
Форма проведения: Мастер-класс.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о формирование речевых навыков посредством развития мелкой моторики разными способами.
В своей работе я большое внимание уделяю развитию мелкой моторики, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Ученые пришли к заключению, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить. Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома:
Перед вами на столах лежат предметы, их легко найти в каждом доме.
Играя с этими предметами, мы выполняем массаж рук.
-Массажные мячи
Игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты:
- нанизывание на шнурок бусин, шариков, пуговиц. (нанизывание бусин разных размеров и цветов в определенной
- сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет, горошин и т. д. (ребенку необходимо разложить предметы на группы осуществляя захват предметов двумя пальцами)
- сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек одной рукой, пальцами одной руки, двумя руками одновременно или поочередно;
- растирание ладоней грецкими орехами, желудями, большими бусинами. (прокатывание желудей по столу одной рукой, двумя руками);
- перекладывание мелких предметов (бобов, гороха, пуговиц и т. д.) из одной емкости в другую, захват предмета осуществляется двумя пальцами. (Усложнение – захват двух, трех предметов одновременно).
- складывание пирамидок, матрешек, вкладывание формочек одна в другую;
Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка :
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность.
Я подготовила игры с пальчиками и упражнения, которым хочу вас научить. (Воспитатель проговаривает слова с показом движений пальцев рук, а родитель повторяют упражнения).
«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались. (вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)
«Моя семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик – я
Вместе дружная семья. (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого)
«Пальчики уснули».
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит (Загибать пальцы по очереди,начиная с мизинца.)
«Замок»
На дверях висит замок.
Кто открыть его не смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили
И открыли!
(На первую строчку - пальцы в «замочек». Затем стучать о стол «замочком». Затем - круговые движения «замочком». На слова последней строчки - показать ладошки.)
Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук массажным мячиком. (Упражнение проводится с родителями)
(Катают между ладонями, приговаривая)
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Научусь я два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю вам поиграть в игру с предметами.
Игра «Сделай бусы»
Развивать мелкую моторику можно и при помощи макаронных изделий. Мне нравится этот способ тем, что пока мама занимается своими делами ребенок может провести время с пользой. Сделать такие бусы из макарон своими руками совсем не сложно. Потребуются макароны с крупным просветом и веревочка. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок. Можно брать макароны разного цвета или разной формы.
Игра «Иголки для ежика», «Лучики для солнышка»
С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики для солнышка и т. д. Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением. Задание состоит в том, чтобы на края круга нацепить обычные бельевые прищепки тремя пальцами.
Игра «Разноцветная фасоль»
Для игры понадобиться фасоль двух цветов, одно блюдце большое и два маленьких. Смешайте всю фасоль в большом блюдце, затем разложите по несколько фасолин в маленькие блюдца: в одно блюдце – белую фасоль, в другое блюдце – красную. Предложите разложить всю фасоль по блюдцам. Таким образом разделив ее по цвету.
Заключительная часть.
Дорогие родители, большое спасибо, что вы приняли активное участие в нашем мастер-классе. Надеюсь, что Вы узнали много нового, интересного и примените полученные на мастер-классе знания для формирования речи детей в семье. Раздача памяток.