Грошева Елена Олеговна
«Широкая масленица». Конспект открытого интегрированного занятия в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:
Формировать интерес к традициям русского народа;
Учить строить логические рассуждения;
Формировать умение работать в группе, находить общее решение,
умение аргументировать своё предложение;
Развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к
другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
формирование представлений о культуре своей страны;
формирование представлений о народных обычаях и обрядах;
познакомить с обрядовыми играми и забавами.
Коррекционно – развивающие:
развитие мелкой моторики;
развитие словесно – логического мышления, произвольного внимания, памяти;
расширение кругозора, обогащение словарного запаса.
Воспитательные:
воспитание интереса к культуре своей страны;
воспитание чувства дружбы и коллективизма.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
беседы о русских народных традициях, обычаях и праздниках;
разучивание стихов и песен про масленицу, закличек весны;
разучивание русских народных игр и забав;
раскрашивание готовых шаблонов-рисунков на тему Масленицы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
сформированы умения осуществлять контроль и оценку правильности
своих учебных действий, поиск путей преодоления своих ошибок;
сформирована произвольность психических процессов, речевые умения, знания о русских народных праздниках, в частности, о масленице.
ОБОРУДОВАНИЕ: снежки из ваты, мешочек с мелкими предметами,
разрезные картинки, предметные картинки, зонт с лентами, готовые
шаблоны-рисунки солнца, цветные карандаши.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:
компьютер, презентация, запись русских народных песен и наигрышей.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: масленица, ярмарка, петрушка, карусель.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
/Под русскую народную музыку дети вместе с воспитателем входят в зал. /
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня у нас гости,
давайте их поприветствуем (дети здороваются с гостями).Гостей мы
поприветствовали, теперь поприветствуем друг друга.
Коммуникативная игра «Доброе утро!»
(Дети встают лицом друг к другу)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!» (правые руки выставляют вперёд и
прислоняют ладошки)
Доброе утро! (выставляют левые руки и прислоняют ладошки)
Солнцу и птицам! (поднимают руки вверх)
Доброе утро (машут руками)
Улыбчивым лицам (улыбаются друг другу).
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель:
-А сейчас занимайте свои места. Какой сегодня замечательный день! Какое
время года сейчас у нас? (дети отвечают).
-А почему вы так решили? На улице сугробы, холодно, а я утверждаю, что
сейчас зима (дети называют признаки весны, объясняют свои высказывания).
-Да, правильно, скоро прилетят птицы, снег растает, побегут ручьи. А чем ещё
привлекательна весна? (дети отвечают, (Слайд)
- Да, с приходом весны к нам приходит праздник Масленица! Ребята, а как вы
понимаете, что такое Масленица? (это проводы зимы и встреча весны, пекут блины,
устраивают народные гулянья).
-Сколько дней длится Масленица? Правильно, семь дней. Давайте перечислим
их (дети называют дни недели).
- В течение всей этой недели народ шумно, разгульно и весело провожает зиму.
- На масленицу устраиваются катания с ледяных гор, кулачные бои, взятие
снежных городков, катания на тройках, сытные застолья, обязательно с блинами.
- Ребята, как вы думаете, что символизируют блины, на что они похожи?
-Давайте споём песню про блины.
Песня «Ой блины, блины, блины»
2. Основная часть
2.1. Знакомство с обычаями праздника
- Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот
день встречают Масленицу, наряжают куклу – чучело. Народ с этого дня
начинал печь блины.
Вторник – заигрыши. С этого дня начинались игры и развлечения.
Второй день Масленицы, как правило, считался днём для молодожёнов.
Неделю - две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи
приглашались кататься с горы. В этот же самый день было не только катание со
снежных гор, но и продолжалось угощение блинами во всех домах. В этот день
молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на
молодых людей.
Среда – лакомка. В этот день старались съесть как можно больше блинов,
сладостей.
Четверг – разгуляй. Это самый веселый день Масленицы. Возят чучело на
колесе, катаются, поют песни, начинают калядовать (ходят по домам и поют
песни, за что получают угощения)
Пятница – тещины вечерки. Теща – это мать жены. Муж жены (зять) пек
блины и угощал ими своих родных.
Эта встреча символизировала проявление уважения семье жены.
Суббота – золовкины (сестра мужа) посиделки. В этот день молодая невестка
приглашала родных к себе. За столом собиралась вся семья, все пели, ели,
веселились.
Последний день Масленицы – прощеное воскресенье (проводы).
В этот день люди просят друг у друга прощения. В этот день прощаются все
обиды и оскорбления.
В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой.
Вокруг костра веселились: пели песни, плясали. Пепел от сожженной
Масленицы надо развеять по полю, чтобы был хороший урожай. Заканчивается
гулянье, на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод
уничтожить.
Давайте, и мы с вами перенесемся в те далекие времена, и примем участие в
этом веселом празднике.
2.2. Прощание с зимой
-Какое сейчас время года?
-А какой месяц?
-По календарю весна уже наступила, но погода пока зимняя, но скоро придет
настоящая весна, станет тепло, растает снег. Давайте, мы с вами, сначала,
попрощаемся с зимой.
Отгадайте загадки про зиму и все, что с ней связано
1) Бел, да не сахар, нет ног, а идет?
2)Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет – когда это бывает?
3) Бегут по дорожке
Доски да ножки.
4) Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять.
- Молодцы, а чем вам нравится зима?
- Какие зимние забавы вы любите?
Игра «Собери пазл»
(Необходимо собрать кусочки блинов так, чтобы каждый раз получался целый блин)
Фото в приложении 3
(После выполнения задания воспитатель даёт одному из детей ещё одну ленту, которая
привязывается к зонту)
3. Продолжаем ходить по рядам.
Дома не был я давно, всё пропало из него. Кто это? (Домовой. Слайд)
Вот и домовой продаёт разные товары. Сложил всё в одну кучу, надо помочь разложить весь товар. Надо ответиь что это: игрушки, посуда или
одежда?
Воспитатель: Вот и собрали мы карусель. Выходите к карусели, берите за
ленты, заводите карусель!
Еле, еле, еле, еле закрутились карусели.
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
Тише, дети, не шумите, карусель остановите!
Вот и побывали мы с вами на ярмарке. Понравилось вам? Расскажите, что вам
больше всего понравилось, чем мы с вами занимались? О каком большом
праздник мы с вами сегодня говорили? Правильно, про Масленицу! Ну, а какая
же Масленица без солнышка, ведь на Масленицу мы провожаем зиму, а
встречаем весну. Посмотрите, какое у нас красивое солнышко (слайд, сейчас
каждый из вас тоже сделает по солнышку.
Я раздам, подготовленные заранее шаблоны, а вы их раскрасите цветными
карандашами.
На этом наше занятие закончено, всем спасибо, всего вам хорошего!