Оксана Баженова
Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
У многих детей часто наблюдается задержка в развитии речи, несмотря на то, что они здоровы и не имеют нарушений слуха и поражения ЦНС. Так почему же возникают проблемы с развитием речи?
Публикация «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Считалось, что развитие речи у детей зависит от степени речевого общения с окружающими. И родителям всегда советовали больше разговаривать с ребенком. Но наблюдения показали, что развитие речи еще зависит и от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Почему же так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Тренировка движений пальцев и всей кисти рук способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму, повышает работоспособность коры головного мозга.
Часто у детей раннего возраста наблюдается сниженный тонус, мышечная напряженность, нарушение общей моторики. У них наблюдается медленность в выполнении движений: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены.
Работу по развитию движений пальцев лучше проводить во время утренней гимнастики, физкультминуток и в свободное время утром и после сна по 2-4 мин. Желательно подбирать упражнения так, чтобы они содержали различные движения пальцев. Детям раннего возраста полезно выполнять простые упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом; необходимо не забывать и о развитии элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.). Благоприятное влияние на развитие мелкой моторки оказывают игры с предметами: пирамидки, кубики, мозаики, матрешки; игры с карандашами, крупами, бобами ит. д. Также рекомендуется использование пальчикового театра, «бибабо». Выполняя пальчиковые упражнения, дети овладевают двигательными умениями и навыками. У них развиваются мелкая и общая моторика, совершенствуется деятельность артикуляционных органов. Таким образом, пальчиковые упражнения и игры характеризуются как один из способов развития речи. Развитие мелкой моторики возможно только в игровой форме, при этом, не забывая хвалить ребенка, создавая ситуации успеха
Справедливо было утверждение В. А. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Пальчиковые игры являются универсальным, дидактическим и развивающим материалом, кроме того, пальчиковые упражнения просто любимы детьми, они дарят тактильный и эмоциональный контакт, формируют добрые взаимоотношения между взрослыми и ребенком — это замечательная возможность плодотворного общения.
Список использованной литературы:
1. Лобанова Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 595-596.
2. Прохорова С. Ю., Нигматулина Н. В., Евстигнеева В. И. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
3. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов) / Авт. -сост. В. Сотникова, М, Линка-пресс. 2005