Оксана Малолетняя
Влияние тестопластики на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика»? Что такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. В то же время, очень важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в мозгу человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев, находятся очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки потребуются ребенку для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
Публикация «Влияние тестопластики на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста, то есть дошкольного. Уже сейчас младенец может массировать пальцы рук, тем самым воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга. В начале и младшего дошкольного возраста, нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые поэтическим текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, для написания.
Мелкая моторика – это одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности ребенка. Формирование двигательных функций, в том числе тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающей объективной реальностью. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономичными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерного потребления энергии, необходимо постепенно освоить различные движения запястья.
Таким образом, возможности для этих детей исследовать мир обнищали. Дети очень часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это сказывается на эмоциональном самочувствии ребенка, его самооценке. Именно поэтому необходимость развития тонких движений пальцев уже давно признана педагогами, работающими в дошкольных учреждениях.
Учитывая важность проблемы развития мелкой моторики, было принято решение провести углубленную работу с детьми в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада. Перед нами была поставлена цель.
Цель: развитие мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста через mastoplastica. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
• Развивать мелкую моторику рук, координацию и тактильные ощущения рук.
• Развивать у детей навыки лепки.
• Вовлекать детей в коллективную творческую деятельность, совместную работу, взаимопомощь.
• Развивайте воображение, фантазию, мышление.
• Воспитывать у детей интерес к декоративно-прикладному искусству через ознакомление с национальным ремеслом.
Можно лепить из пластилина и глины, но в нашей статье по изучению влияния тестопластики на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста была выбрана нетрадиционная техника визуальной деятельности – тестопластику.
Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной в том, что:
1. Готовить можно в любое время, не тратя лишних денежных средств.
2. Легко чистится и не оставляет следов.
3. Абсолютно безопасно при попадании в рот.
4. Не прилипает к рукам при формовке.
5. Можно сушить на воздухе.
6. Можно лепить из окрашенного теста и расписать уже готовое изделие.
В данной статье рассмотрены технические приемы при работе с лепкой:
1. «Разминание» - надавливание руками и пальцами на кусочек теста.
2. «Ощипывание» - отделение от большого куска теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его.
3. «Шлепанье» - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Можно варьировать размах движений.
4. «Сплющивание» - сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.
Для достижения поставленных целей и задач проводят предварительную работу, наблюдение за живыми предметами, чтение литературы и просмотр иллюстраций, народных игрушек, манекенов и др. характер обучения-эмоционально-игровой. Оригинальность данной методики состоит из двух этапов-моделирования соленого теста, сушки изделий и окрашивания.
Для развития познавательного интереса вводной части следует использовать следующие приемы: чтение произведений искусства, загадывание загадок, приход сказочного героя. Это делается для того, чтобы создать детям хорошее настроение и интерес к занятиям.
Дети на занятиях учатся лепить и украшать плоские фигуры-декоративные тарелки с лентой, сердечки, цветы, листья, овощи и фрукты. Для раскатки применяют скалочки, а также нарезают формочки для печенья, пельмени, крышки от бутылок. п.). Дети умеют анализировать свой творческий труд, умеют выделять главное. Следует сказать, что разработанная и проводимая нами система игр с соленым тестом является одним из важнейших и естественных способов решения проблемы развития мелкой моторики.
В рамках этой программы была определена система работы с родителями (законными представителями) учащихся. Разнообразие форм и методов работы помогает найти общий язык с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направлено на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, строят свои педагогические навыки и т. д. организовывать различные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций на развитие мануальных навыков у детей среднего возраста, разговор.
Изучив данную тему, можно сделать следующие выводы: развитие мелкой моторики следует начинать в более раннем возрасте, причем регулярно, только тогда вы достигнете наибольшего эффекта от тренировок и упражнений.