Светлана Бойко
Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Рука - это своего рода внешний мозг!" - писал Кант.
Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Родители, в наше время стараются покупать обувь на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки, тёплые и удобные куртки и кофты на молнии, и не надо долго перебирать пальцами и искать пуговицу и петельку. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Вот поэтому, работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Ведь развитие мелкой моторики кисти руки очень важно, т. к. зрительно - моторная координация напрямую связана с обучением письму в школе.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку.
Поэтому были поставлены следующие цели и задачи по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста :
Цель: Развивать и совершенствовать мелкую моторику и координацию движений рук у детей стершего дошкольного возраста с помощью игр и упражнений.
Задачи:
Учить детей владеть своими руками, развивать мелкую моторику, ловкость рук, координацию движений.
Формировать общие речевые навыки детей, обогащать словарный запас.
Способствовать развитию предметной деятельности, развитию тактильной чувствительности; развивать глазомер, зрительное внимание.
Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Дошкольники (дети от 3 до 7 лет) обладают огромным интересом и способностями к познавательной деятельности, совершаемой руками, особенно, если эта деятельность коллективная. Занятия на развитие моторики рук проходят интересно и занимательно, потому что не существует более притягательного материала для творчества. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Для развития мелкой моторики можно использовать следующие игры:
- игры с разноцветными крышками, выкладывая из которых красочные предметы и узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение;
- игры с палочками;
- игры с мозаикой, конструктором;
- игры с пуговицами, бусинами, косточками, семенами плодов;
Развитие графической моторики :
- рисование по трафарету;
- рисование по фигурным линейкам;
- штриховка, обводка;
- работа в тетрадях, выполнение графических упражнений;
В процессе игровых заданий дети получают следующие навыки:
- совершенствуют общую и мелкую моторику, тактильный и зрительный анализаторы, умение классифицировать по заданному принципу, выполнять движения рукой в заданном направлении;
- работают над темпом выполнения задания, аккуратностью и усидчивостью, над развитием устойчивого внимания и воображения;
- развивают зрительно-моторные координации, дифференциацию лево - право, вперед-назад, произвольность психических процессов, визуальное и аудиальное внимание, умение выполнять задание по схеме и по описанию на слух;
- закрепляют знания о свойствах разных материалов, о правильной ориентации элементов написания печатных букв и цифр; углубляют понятия о величине, цвете, толщине, понятия «множество» и «включение»;
- корректируют зеркальное письмо в изображениях различной конфигурации, каналы восприятия.
Особенности работы по развитию мелкой моторики :
- задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности;
- учитываюся индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;
- работу провожу регулярно, систематически;
- соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;
- повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру;
- забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
Широко использую в коррекционной работе различные виды массажей и упражнений.
На сегодняшний день самыми популярными играми для развития мелкой моторики стали всевозможные шнуровки. Можно выделить несколько видов:
• Сюжетные;
• Художественное плетение;
• Тканевые шнуровки.
Сюжетные шнуровки — чаще всего это незаконченная картинка, которую необходимо закончить, присоединив недостающую деталь при помощи шнурков.
Художественное плетение — создание картины на цельном предмете. Основа картины чаще все сделана из дерева или других безопасных материалов. К таким играм обязательно прилагается инструкция и веревочки.
Тканевые рисунки — игра представляет собой пазл, части которого необходимо соединить между собой при помощи шнуровки.
Игры-шнуровки являются очень эффективными тренажерами для мелкой моторики пальцев рук, помогают развитию речи и умственных способностей. Но обычные шнуровки, в которых детальки пришнуровываются к готовой картинке, довольно быстро себя исчерпывают и представляют интерес только для самых маленьких шнуровальщиков. А вот шнуровальные планшеты обладают гораздо большим потенциалом, они позволяют вышнуровывать на плоскости контурные изображения различной тематики и степени сложности, что делает игрушку занимательной и полезной не только для трехлетних детей, но и для старших дошкольников. По сути, шнуровальный планшет это полноценный конструктор, возможности которого неисчерпаемы. Шнуровальный планшет можно с успехом использовать дома, в детском саду, на даче, брать с собой в поездку.
Как и любая развивающая игрушка, шнуровальный планшет принесет пользу только, если вы будете правильно с ним заниматься и покажете ребенку все его интересные возможности. Для создания сюжетных контурных рисунков можно использовать два различных приема закрепления шнурка.
Несмотря на простоту приемов, возможности шнуровального планшета очень велики и разнообразны. С помощью шнурков можно вышивать растения, животных, предметы, технику, архитектурные сооружения и многое другое.
Следующим этапом работы, уже можно усложнить варианты игр и предложить узоры из разноцветных шнурков. Это могут быть просто узоры или сюжетные картинки. Во время таких игр, дошкольнику полезно рассказать про геометрические фигуры, простые и сложные линии, отрезки, углы, виды швов и др., которые можно изображать шнуровками.